Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока природоведения в 4-м классе - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Конспект урока природоведения в 4-м классе


Автор(ы): Евтюшина Надежда Ильинична


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: Охрана почвы.
Цели: Обобщить знания о почве, ее плодородии. Охарактеризовать причины разрушения почвы. Объяснить правила охраны почв. Способствовать развитию бережного отношения к природе.
Оборудование: портрет В.В. Докучаева; схема «Почва и круговорот веществ»; таблица «Виды почв»; кормушки для птиц; карта Саратовской области; кроссворд; схема «Состав почвы»; карточки с причинами разрушения почвы и способами охраны; календарь погоды.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
Учитель: Тут девчонки и мальчишки
Стихи, игры – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
II. Сообщение синоптиков. Группа учащихся рекламирует кормушки, сделанные своими руками.
Ученик 1: Спонсор прогноза погоды фирма «Очумелые ручки» представляет вам птичьи гостиные – кормушки, которые являются спасением для наших пернатых друзей. Помните! Не холодом, а голодом страшна зима птицам.
Ученик 2: Во время подкормки птиц не сорите в парке, не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, банки.
Ученик 3: Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными.
Ученик 4: Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несолёного сала.
Ученик 5: Кормите птиц регулярно!
Ученик 6: (Включается музыка) Сегодня 15 января, четверг. Погода ясная. Температура воздуха –10oС, осадков нет, ветер юго-западный. Январь году начало – зиме середина.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.

1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).
Учитель показывает портрет В.В. Докучаева.
Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
Сообщение о Докучаеве делает заранее подготовленный ученик.
Учитель:
Проведем игру «Крестики-нолики».
Дети пишут ответы на листочках.
Если ответ правильный, ставьте крестик, если неправильный – нолик.
  • В состав почвы входят микробы?
  • Животные повышают плодородие почв?
  • В почве нет воздуха?
  • В нашей области черноземные почвы?
  • Без почвы жизнь на Земле возможна?
Вот и кончилась игра.
Все проверить нам пора
На монитор взгляните все
Подведем итог игре.
Взаимопроверка. Учитель вывешивает карточку с правильными ответами.
Проигравших нет, так как все повторили пройденный материал. Молодцы!
Учитель: Какие бывают почвы?
Ученик: В разных местах нашей страны почвы неодинаковы. Существуют черноземные, подзолистые, арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные почвы.
Ученик рассказывает и показывает по таблице «Виды почв».
Учитель:
Какие почвы в нашей области?
По карте Саратовской области дети рассказывают о черноземных почвах.
Учитель:
Расскажите о круговороте веществ в природе.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Отгадайте, что это за живое загадочное существо?
Учитель вывешивает карточку:
ОДЖЕДЫВЕ ЕЧРИВ
Дети: Дождевые черви.
Учитель: Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.
IV. Объяснение нового материала.
1. Введение в тему.
Учитель: Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:
Учитель вывешивает круговую диаграмму, на которой отражено процентное соотношение почв.
  • 10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;
  • 10% занимают маломощные почвы;
  • 20% занято под пастбища;
  • 60% – неплодородные районы земли.
За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.
2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка:
Причины разрушения почвы
Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.
На доску прикрепляется карточка:
ЗАСОЛЕНИЕ
Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.
На доску прикрепляется карточка:
ЭРОЗИИ
Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.
На доску прикрепляется карточка:
НЕПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА
Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.
На доску прикрепляется карточка:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ
Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.
На доску прикрепляется карточка:
ЯДОХИМИКАТЫ
Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.
V. Физминутка. Движения под музыку.
VI. Охрана почвы.
1. Работа с учебником на странице 119.
Учитель: Прочитайте раздел «Охрана почвы». Найдите способы охраны почвы.
Дети работают с учебнико...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4357

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340