Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Организация научной и исследовательской работы в образовательном учреждении с одаренными учащимися
Автор(ы): Проничев Сергей Владимирович, учитель информатики и географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
По данным исследователей в школьном коллективе учащихся доля детей, имеющих способности и склонности к научной и исследовательской деятельности колеблется в промежутке от 5 до 20 %. При современном личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании категория таких детей должна иметь возможность для развития и раскрытия своих способностей и задатков. Самой приемлемой формой организации работы в условиях общеобразовательного учреждения является Научное Общество Учащихся. Опыт работы таких детских организация описан в методической литературе неоднократно. Тема исследований в таких объединениях носят, как правило, тематический характер, не объединяя различные предметные области. Да и в самом деле, как объединить литературу и физику? Конечно, в методической практике имеется и такой опыт, например проект “сайенс”, где одно явление или объект изучается в разных ипостасях. Представляемый опыт делает попытку объединить первое и второе вместе, соединяя работу учащихся в НОУ с предметными областями школьного учебного плана. В вопросе организации работы НОУ важное место занимает и подготовка нормативной документации: Положение об объединении, план работы, другие локальные акты, программы работы и прочее. В данной публикации предоставляется, возможно, самый полный пакет документов, который поможет быстро, грамотно и чётко провести организационные мероприятия всем школам, начинающим данную работу. Далее представляется основополагающий документ – Положение о Научном обществе учащихся. Утверждаю: ____________________ Директор школы: _____________________ “____” _____________ 200___ г. ПОЛОЖЕНИЕ о научном обществе учащихся Автор: Проничев С.В. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Уставом МОУ ООШ №9 и определяет структуру, полномочия и функции, а также порядок организации работы с одарёнными учащимися. 1. Общие положения 1.1. Научное общество учащихся (далее – НОУ) – добровольное творческое объединение школьников. В секции НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ученых, педагогов, учителей и других специалистов. 1.2. НОУ может иметь свое название, эмблему, девиз, члены НОУ – удостоверение. 1.3. Членами научного общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству, рекомендованные учителями. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы и студенты. 1.4. Членами НОУ являются школьники, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельности, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов. 2. Цели и задачи деятельности 2.1. Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. 2.2. Задачи НОУ: - воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
- развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
- формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
- осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями (УПК, ДОУ, вуз, библиотека) по использованию их материально-технической базы.
3. Содержание деятельности НОУ 3.1. Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства. 3.2. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы. 3.3. Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др. 3.4. Организация творческих встреч с исследователями и учеными. 3.5. Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.) 3.6. Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др. 4. Организация работы НОУ 4.1. Высшим органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируется приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет, который осуществляет руководство работой НОУ. 4.2. В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций. 4.3. Совет НОУ координирует научно-методическую работу, создает организационный комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых членов общества. 4.4. Структура НОУ: НОУ может быть одно или многопрофильным, состоящим из секций во главе с руководителями, утверждаемыми методическим (научно-методическим) советом образовательного учреждения. 4.5. Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей (данного направления). 4.6. Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции. 5. Права и обязанности членов НОУ 5.1. Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ, отчитываться в результатах своей работы. 5.2. Члены НОУ имеют право: - работать в одной-двух секциях;
- принимать участие в конференциях различного уровня;
- участвовать в работе экспедиций;
- использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;
- получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
- публиковать результаты своей исследовательской работы в печатных органах НОУ и др.;
- принимать участие в работе общего собрания НОУ;
- избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
- добровольно выйти из состава НОУ.
5.3. По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнуты творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию в конференциях, симпозиумах территориального, регионального, федерального, международного уровней; могут быть направлены для участия в конкурсах, олимпиадах и т.д. 6. Материальная база НОУ Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются лаборатории, кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использованы материально-техническая база других учреждений (УПК, ДОУ, ПТУ, вуз, библиотека) на основании согласования с ними. Структура организации Научного Общества учащихся школы №9. Автор: Проничев С.В. Структура НОУ определяется исходя из “Положения о НОУ”. В структуре основной единицей объединения учащихся являются секции. Характер секций определяется в зависимости от внутренних условий школы и может быть как предметного характера, то есть ориентированного на школьные науки, так и надпредметные, то есть ориентированные на определённые области знаний. Секции, имеющие схожую содержательную направленность, могут быть объединены в школьные предметные кафедры, но при условии, что в школе есть условия для того, что бы их работой руководил либо учитель, имеющий склонность к организации исследовательской работы учащимися, либо учёный. Сегодняшнее состояние педагогического коллектива позволяют говорить только...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1712
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|