Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Исторические сведения о математике в тестовых заданиях
Автор(ы): Яковлева Татьяна Петровна, доцент кафедры прикладной математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Гуманитаризация процесса обучения математике в школе на сегодняшний день остается одной из главных проблем современного образования. Средством реализации принципа гуманитаризации являются исторические сведения. С точки зрения Л.М.Фридмана “…элементы истории математики вводятся в обучение очень робко в совершенно недостаточном объеме, в отрыве от изучаемого материала, в качестве какого-то приложения. Только лишь поэтому у многих учащихся отсутствуют правильные представления о математике как науке, они не знают основных фактов истории ее возникновения и развития, ее современного состояния и проблем. Все это болезненно сказывается на отношении школьников к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности” [5. С. 21]. Использование исторических сведений в обучении математике способствует достижению основных целей школьного математического образования: - формирование конкретных математических знаний;
- пробуждение и развитие у учащихся устойчивого интереса к математике и ее приложениям;
- воспитание высокой культуры математического мышления;
- побуждению учащихся к самостоятельной творческой работе в области математики;
- формирование представления об основных периодах развития математической науки как части общечеловеческой культуры;
- раскрытию роли математики в развитии человеческой культуры;
- формированию научного мировоззрения;
- в формировании духовного мира человечества.
Данные задания можно использовать в процессе обучения математике учащихся 5—11-х классов. 1. В каменном веке, когда люди собирали плоды, ловили рыбу и охотились на животных, потребность в счете возникла так же естественно, как и потребность в добывании огня. Археологи на стоянках первобытных людей находили кости с глубокими зарубками, каменные предметы с точками и черточками, сгруппированными по три или по пять. Как называется такая система записи чисел? а) единичная; б) двоичная; в) троичная; г) пятеричная; д) десятичная. 2. Какими специальными значками изображались ключевые числа у древних египтян? а) точки; б) буквы; в) черточки; г) иероглифы; д) галочки. 3. Какая из множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, используется до сих пор? а) египетская; б) римская; в) финикийская; г) греческая; д) сирийская. 4. Что означает латинское слово “centum”? а) пятьсот; б) четыреста; в) триста; г) двести; д) сто. 5. Одно из правил записи чисел гласит: “Если бoльшая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей”. Для каких чисел это правило? а) египетские; б) арабские; в) индийские; г) римские; д) китайские. 6. Как будет выглядеть число 3999 в римской нумерации? а) MDCCCCLXXXXV; б) IIIXXXMMIC; в) MMMCMXCIX; г) DCCCXLVII; д) CCLXXIII. 7. Какая из систем не является иероглифическая? а) римская; б) арабская; в) пальмирская; г) критская; д) аттическая. 8. Какая нумерация называется “ионической”? а) греческая алфавитная; б) критская; в) староиндийская; г) египетская; д) римская. 9. Какой специальный значок ставился над буквами славянского алфавита для обозначения чисел? а) черта; б) точка; в) дуга; г) титло; д) запятая. 10. Похожие системы счисления, в которых буквы алфавита по совместительству “подрабатывали” цифрами не использовались в старину у какого народа? а) у арабов; б) у евреев; в) у египтян; г) у грузинов; д) у армян. 11. Какая система счисления использовалась у индийского народа майя? а) десятичная; б) шестидесятеричная; в) единичная; г) пятеричная; д) двадцатеричная. 12. Где была впервые обнаружена десятичная система счисления? а) Греция; б) Индия; в) Китай; г) Европа; д) Америка. 13. Все правила счета древних египтян основывались на умении выполнять четыре действия. Из перечисленных ниже операций укажите лишнюю? а) сложение; б) вычитание; в) деление; г) удвоение числа; д) дополнение дроби до единицы. 14. Для дробей были специальные обозначения. Египтяне использовали дроби вида 1/n, где n – натуральное число. Как называются такие дроби? а) правильные; б) неправильные; в) аликвотные; г) неделимые; д) составные. 15. Известно, что в середине I тысячелетия до нашей эры для построения прямого угла египтяне использовали веревку с узлами. Концы веревки связывали и натягивали ее на три колышка. Если стороны относились как 3 : 4 : 5, то получался прямоугольный треугольник. На сколько частей была разделена веревка узлами? а) на 3; б) на 4; в) на 5; г) на 6; д) на 12. 16. Объем какого тела не умели вычислять египтяне? а) куб; б) призма; в) цилиндр; г) шар; д) усеченная пирамида. 17. В Вавилонском царстве всеми расчетами занимались писцы, принадлежащие к высшему сословию, и обучались в школе, которая называлась “Дом табличек”. Каких таблиц у них не было? а) таблицы умножения; б) таблицы квадратов натуральных чисел; в) таблицы кубов; г) таблицы квадратных корней; д) таблицы синусов. 18. В каком древнем китайском труде находятся задачи на определение расстояний до недоступных предметов и их размеров? а) “Трактат о морском острове”; б) “Математический трактат”; в) “Математический трактат пяти ведомств”; г) “Математика в девяти книгах”; д) Трактат об измерительном шесте”. 19. Как вели счет в глубокой древности в Китае? а) единицами; б) десятками; в) пятерками; г) двадцатками; д) тройками. 20. При решении задач порой приходилось от меньшего количества отнимать большее. Так во II в. до н. э. появились отрицательные числа. Как тогда в Китае они назывались? а) бань; б) чжен; в) фу; г) тянь; д) юань. 21. Посредством чего Фалес доказывал, что фигуры одинаковы, равны? а) перегиба; б) движения; в) наложения; г) вращения; д) копирования. 22. Что было доказано Фалесом? а) Медиана делит основание равнобедренного треугольника пополам; б) Биссектриса является медианой и высотой в равнобедренном треугольнике; в) Высота из вершины равнобедренного треугольника перпендикулярна основанию; г) Углы при основании равнобедренного треугольника равны; д) Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов. 23. В древности было известно более сорока апорий Зенона. До нас дошло всего девять. Самыми знаменитыми являются четыре. Укажите лишний. а) “Дихотомия”; б) “Яблоки гесперид”; в) “Стрела”; г) “Стадион”; д) “Ахиллес и черепаха”. 24. Какой из перечисленных трудов принадлежит Евклиду? а) “Измерение круга”; б) “О шаре и цилиндре”; в) “Исчисление песчинок”; г) “О семиугольнике”; д) “Сечение канона”. 25. Великий греческий математик Аполлоний известен своим трудом “Конические сечения”, в котором построил законченную теорию кривых второго порядка. Какая линия не входит в эту теорию? а) прямая; ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2448
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|