Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Авторская программа дополнительного образования. Школьное биологическое общество Импульс - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Авторская программа дополнительного образования. Школьное биологическое общество Импульс


Автор(ы): Жилинкова Галина Ивановна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Повышать биологическую грамотность учащихся.
  • Развивать индивидуальные возможности и способности, интерес к предмету, охране окружающей среды.
  • Формировать практические умения и навыки, трудолюбие, мировоззрение здорового образа жизни и охране окружающей среды.
  • Прививать нравственные, патриотические качества, бережное и гуманное отношение к природе и любви к Родине.
Задачи:
  • Обучающие:
    • Повысить теоретические знания в соответствии с программой и поставленными целями.
    • Повышать интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
    • Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
  • Развивающие:
    • Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
    • Развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе.
    • Трудовое воспитание – забота о животных и растениях.
    • Эстетическое воспитание – благоустройство живого уголка, озеленение класса, территории.
    • Патриотическое воспитание – изучение природы родного края, охрана окружающей среды.
    • Воспитывать необходимость здорового образа жизни.

Структура содержания и формы работы

Направления форм работы
Индивидуальная:
1. Подготовка к олимпиаде по биологии.
2. Подготовка проектов к конференции.
3. Подготовка экскурсоводов по живому уголку.
4. Подготовка волонтеров.
5. Сбор материала.
Групповая:
1. НОТ школьника.
2. Приобретение новых знаний.
3. Исследовательская работа (лабораторные и практические работы)
4. Работа с активом общества.
5. Выпуск газеты ШБ общества «Импульс».
6. Акции.
Массовая: участие в городских и школьных природоохранных мероприятиях.
Пояснительная записка
Программа составлена по 5 модулям. Каждый модуль – это предполагаемый кружок, объединяющий учащихся определенного возраста или разновозрастные группы детей и подростков с 1-го по 11-й классы.
В основе программы лежат темы и вопросы, интересующие учащихся по какому-либо биологическому направлению. Учитывая этот интерес, основанный на увлечении – хобби, но отсутствии достаточных знаний организованны познавательные области:
  • «Почемучки»
  • «Аквариум и содержание домашних животных»
  • «Дизайн и растения»
  • «Юный биолог-исследователь»
Программа каждого модуля рассчитана на определенное количество часов:
  • «Почемучки» – 32 часа (1 час в неделю)
  • «Аквариум и домашнее содержание животных» – 32 часа (1 час в неделю)
  • «Растения и дизайн» – 32 часа (1 час в неделю)
  • «Юный биолог-исследователь» – 64 часа (1 час в неделю)
Совместная работа актива и членов Школьного Биологического общества «Импульс» рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) с учетом подготовки и проведения мероприятий.
Вся программа Школьного Биологического общества «Импульс» разработана на 192 часа (6 часов в неделю).
Программа реализуется в течении одного учебного года с сентября по май включая осенние, зимние и весенние каникулы.
Данная программа, дополнительного образования, была апробирована в 2001–2002 и 2003–2004 учебных годах.
Программа разработана по принципу интеграции школьного и дополнительного образования учащихся и рассчитана на успех учащихся в овладении ею от простого к сложному, от общего к частному.
Предусмотрены различные формы кружковой работы:
  • в кабинете – теоретическая беседа, лабораторная работа, практическая работ;
  • игровая – познавательная, обобщающая игра;
  • экскурсия – в краеведческий музей, лесничество, в лабораторию поликлиники;
  • конференция – защита творческих работ;
  • олимпиада по биологии;
  • выставки – хобби-увлечения;
  • акции – по охране природы, здоровому образу жизни;
  • выпуск стенной газеты Ш.Б.о. «Импульс».
В программе предусмотрена разработка и проведение совместных мероприятий актива Ш.Б. общества «Импульс» и всех членов кружков.
При составлении программы использованы принципы:
  • доступности материала (от известного к не известному),
  • принцип связи теории с практикой,
  • принцип систематичности и последовательности материала (преемственности),
  • принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,
  • принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),
  • принцип сознательности и активности приобретения знанийопирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.
Программа предусматривает знакомство учащихся с профессиями в области биологии, медицины, генетики, экологии и т.д.
Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную жизненную позицию.
Конечные достижения программы:
«…эффективность программы оценивается по ее результативности»
Пройдя программу Школьного Биологического общества «Импульс» учащиеся должны овладеть коммуникативными навыками, здоровьесбережения, природопользования, овладеть элементами исследовательской деятельности, развития речи, навыками ухода за животными и растениями, повысить образовательный уровень.
Актив кружков Школьного Биологического общества «Импульс»
Президент Школьного Биологического общества «Импульс»
Совместный актив кружков.
  • «Почемучки».______________________________________
  • Юный натуралист «Аквариум и домашнее содержание животных».___________
  • «Растения и дизайн»._______________________________
  • «Юный биолог».___________________________________
Редколлегия:
1__________________________________
2__________________________________
Фотокорреспондент
1__________________________________
Лекторы:
1____________________________________
Обитатели живого уголка.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Морские свинки: Сонька и Филька, Хомячок Пуфик.
ПТИЦЫ
Волнистые попугайчики: Кеша, Лора, Лимонка
ПРЕСМЫКАЮЩИЕ
Водная красноухая черепаха – Туфи
Сухопутная черепаха– Тортила.
ЗЕМНОВОДНЫЕ
Аквариумные шпорцевые лягушки: Саша и Лолита
РЫБЫ
Аквариумные рыбки – Гурами
Сомы: межкожаберный, золотистый.
Гуппии
Телескопы
Меченосцы
Золотые рыбки
Скалярии
Тернеции
рыба Попугайчик
БРЮХОНОГИЕ
Улитки наземные – Виноградная улитка
Аквариумные улитки – Ампулярии, Катушки
Аквариумные растения – Лимонник, Валлиснерия
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Бегония королевская, Бегония всегдацветущая, Хлорофитум пучковый,Восковой лющ, Монстера, Традисканция гвианская, Узумбарская фиалка, Бриофиллюм, Кокколоба, Колеус, Диффенбахия, Драцена, Гинура, Глоксиния, Каланхое, Пальма, Синполия, Сансевиерия, Спатифиллум, Алое, Сингониум, Сеткреазия, кактусы, папаратники, Аспарагус, Панданус, Сингониум, Платицериум (оленьи рога), Юкка и другие.
Устав Школьного Биологического общества «Импульс»
  1. Ш.Б.общество «Импульс» организовано с целью интеграции дополнительного и среднего образования через кружковую работу и базовые предметы.
  2. Органом управления Ш.Б.общества «Импульс» является президент и совет актива.
  3. Символика Ш.Б. общества «Импульс» эмблема и флаг.
  4. Членами Ш.Б.общества «Импульс» могут стать учащиеся с 1 по 11 класс.
  5. Работа кружков организуется во время удобное для детей, после двухчасового перерыва, после основного учебного процесса.
  6. Работа в кружках проводится как групповая, так и индивидуальная.
  7. Все учащиеся посещают кружки с учетом своих интересов, могут посещать несколько кружков.
  8. Все члены кружка обязаны заниматься природоохранной деятельностью.
    На занятиях кружков организуется теоретическая, практическая, исследовательская, экскурсионная или лабораторная работа.
  9. С учетом выполнения задания, на занятиях кружков, учащиеся обязаны соблюдать правила поведения и безопасности жизнедеятельности, правила пожарной безопасности (не пользоваться воспламеняющимися предметами и веществами).
  10. При работе с лабораторными предметами необходимо содержать рабочее место в чистоте и исправности. По окончании все предметы убрать на места хранения.
  11. Члены Ш.Б. общества «Импульс» принимают участие в акциях по охране природы и здорового образа жизни.
  12. По желанию учащиеся могут защищать исследовательские темы на конференциях.
  13. Все коллективные мероприятия, с выходом за пределы школы, осуществляются только с руководителем Ш.Б.общества «Импульс».
  14. Члены Ш.Б.общества «Импульс» могут выйти из его состава по собственному желанию.

1 модуль. Совместный план работы актива Школьного Биологического общества «Импульс»

Пояснительная записка
Программа работы с активом ШБО «ИМПУЛЬС» рассчитана на 32 часа. Работа актива рассчитана на период подготовки мероприятий: игры, акции, выставки, экскурсии, газеты и т.д. Программа позволит сформировать у учащихся коммуникативные, эстетические, речевые, трудовые, образовательные, организаторские компетенции. Результатом реализации программы могут быть мероприятия проведенные в школе, в классе, на кружке.
Совместный план работы актива Ш.Б.О. и членов кружков (32 часа)
1. Совет актива. Сентябрь–май (2 часа)________________ (планирование совместной работы кружков)
2. «Интеллектуальное кафе» октябрь (2 часа)__________________
3. Подготовка материала к выпуску стенной газеты «Импульс» №1 ноябрь (3 часа)_________________________________________________
4. «Акция «Кормушка» декабрь – февраль (4 часов)______________
5. Экскурсия в краеведческий музей. Январь (6 часов)____________ г. Лангнпас, г. Сургут.
6. «Лекторский конкурс» (конференция Ш.Б.о) Февраль (2 часа)_______
7. Выпуск газеты Ш.Б.общества «Импульс» №2 март (4 часа)________
8. «Акция «Птичий дом» апрель (4 часа )________________________
9. Хобби-клуб: «Мое любимое животное» май (2 часа)_____________
10. Цветочная выставка. Закладка газонов на пришкольном дворе. Май (2 часа)_________________________
11. Объединение кружков (подведение итогов, награждение). Май (1 час)______________________
Итого: программа совместной работы – 32 часа.

2 модуль. Кружок – младшая группа «Почемучки»

Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на 32часа (1час в неделю), для учащихся младшего школьного возраста 1–4 класс.
В программе могут быть допущены изменения по часам и тематике.
Занятия кружка могут проходить в малых и средних группах по
2–10 человек или в классах.
Форма занятий может быть: занимательная игра, экскурсия, беседа, лекция, выставка, мастерская.
Результатом работы кружка являются показатели знаний учащихся, как вести себя в природе, а так же газета, развитие живого уголка, озеленение школы, акции за здоровый образ жизни и охрану природы.
Программа формирует коммуникативные компетенции, навыки трудовой деятельности, стимулирует образовательный и познавательный интерес у учащихся, бережное отношение к охране природы и своему здоровью.
Тематическое планирование
Раздел Тема Сроки
1 Природа 1 Приметы осени. Явления природы. сентябрь
2 Хантыйские сказки о природе.
3 Познавательная игра «Почемучка» октябрь
2 Животные 1 Охраняемые животные ХМАО. Конституция Р.Ф. об охране природы.
2 Можно ли содержать диких животных в домашних условиях?
3 Эволюция одомашнивания животных
4 Требования к содержанию животных в домашних условиях. Каких животных нельзя содержать дома?
5 Как узнать характер своей кошки? ноябрь
6 Аквариум-микроводоем и его обитатели.
7 Каких животных содержат в террариуме?
8 Как научить попугая говорить? Могут ли разговаривать другие птицы? декабрь
9 Бианки – рассказы о животных и растениях.
10 Биологический КВН
3 Растения 11 Растения: гиганты, карлики, долгожители, реликты.
12 Ядовитые растения, растения-аллергены – почему их надо опасаться? январь
13
14
Как сделать гербарий.
Комнатные растения. Их многообразие и уход.
15 Кактусы – их разведение.
16 Где и как растут самые выносливые растения? февраль
4 Цитология 17 Кто и когда впервые увидел клетку под микроскопом?
18 Растения и животные под микроскопом.
19 Инструктаж по ТБ . Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата»
20 Игра «Чудесное колесо» март
5 Человек 21 Познай свой организм–анатомия человека.
22 Как мой организм борется с болезнью?
23 Как предупредить и защитить себя от опасности ядовитых змей, пауков, растений, грибов.
24 Как «Стобед» научился умываться и чистить зубы? апрель
25 Как предупредить кариес? Экскурсия в стоматологический кабинет.
26 Как очистить воду без фильтра?
6 Происхождение Земли 27 Экскурсия в краеведческий музей. История развития нашего края.
28 Природа до и после всемирного оледенения. май
29 Ископаемые останки древнего мира.
30 Оформление выставки в школьной библиотеке «Доказательства прошлого Земли».
7 Экология 31 Правила поведения в природе.
32 Экскурсия. Как вести полевой журнал наблюдений в природе?

3 модуль. Кружок – разновозрастная группа. Юный натуралист «Аквариум и домашнее содержание животных»

Пояснительная записка
По тематике занятий, программа кружка рассчитана на учащихся 6–8 классов, посещение занятий 1 раз в неделю. Объем программы 32 часа.
В программе могут быть допущены изменения по часам и тематике.
Занятия могут проводиться в форме познавательных игр, лабораторных, практических работ, фенологических наблюдений,
экскурсий, работа в библиотеке, а так же уход и общение с животными живого уголка.
Программа позволит сформировать коммуникативные, здоровьесберегающие, природоохранные компетенции учащихся. Способствует развитию навыков трудовой деятельности, общения с животными, повышает познавательный интерес к природе, предмету биологии. Формирует устойчивое отношение к охране природы.
Результатом реализации программы может быть: показатель знаний и умений учащихся, итог наблюдений за животными, развитие живого уголка в школе, организация и участие в проводимых выставках, мероприятиях, выпуск газет, буклетов, подготовка и проведение экскурсий в живой уголок, для ребят младших классов и другие формы творческой деятельности учащихся.
Тематическое планирование
Раздел Тема Сроки
1 Природа 1 Охраняемые животные и растения ХМАО. Конституция Р.Ф. об охране природы. Сентябрь
1 час
2 Содержание животных в неволе. Организация зоопарков, уголков живой природы, аквариумов, террариумов. 1 час
3 Требования к содержанию животных в домашних условиях. Какие животные могут представлять угрозу для жизни человека? Октябрь
1 час
4 Перевозка животных. Почему необходим таможенный контроль ввоза и вывоза, животных за границу? 1 час
5 Интеллектуальная игра. 1 час
2 Аквариум 6 Виды аквариумов. С чего начать организацию аквариума? 1 час
7 Аквариум – миниводоем. Как правильно подобрать оборудования, растения, и рыб. Практическая работа. Ноябрь
1 час
8 Аквариумные вредители и болезни рыб. 1.час
9 Рекомендации по выращиванию растений в аквариуме и разведению рыб. 1.час
10 Обнаружение в аквариуме простейших организмов и водорослей, изучение их под микроскопом. Вред или польза от них в аквариуме? Лабораторная работа. 1 час
11 Хищные рыбы в аквариуме. Декабрь
1 час
3 Террариум 12 Организация террариума в домашних условиях. 1 час
13 Водные черепахи. Содержание и уход. 1.час
14 Сухопутные черепахи. Содержание и уход. 1.час
15 Ящерицы и змеи в домашних условиях. Может ли ваш дом стать для них убежищем? Январь
1 час
4 Птицы 16 История приручения птиц. Содержание птиц в неволе. Экзотические птицы в домашних условиях. 1 час
17 Всех ли птиц можно научить разговаривать? 1 час
18 Период гнездования. Разведение попугайчиков. 1 час
19 Уход за птицами. Приготовление кормов, богатыми витаминами. Практическая работа. Февраль
1.час
5 Животные 20 Содержание грызунов. Хомячки, крысы, морские свинки, кролики. 1 час
21 Быстро размножающиеся животные. 1 час
22 Гигиена содержания животных. 1 час
23 Индивидуальные особенности кормления. Март
1 час
24 Экскурсия в з...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3003

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340