Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация пришкольного лагеря отдыха по экологическому направлению - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Организация пришкольного лагеря отдыха по экологическому направлению


Автор(ы): Гарифуллина Рамзалия Искандаровна, учитель начальных классов; Зиннатуллина Эльмира Хайдаровна, учитель начальных классов; Ахметзянова Ильсияр Хайдаровна, библиотекарь; Гарифуллина Насима Мехаматнуровна, учитель истории, татарского языка и литературы; Ибрагимова Фарида Фрасовна, учитель начальных классов; Ситдиков Нурлигаян Шаехович, учитель физкультуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Пришкольный лагерь экологического направления “Путешественник” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.
Программа “Путешественник” предусматривает: нестандартную организацию смены, максимальное включение ролевых игр.
Организационные мероприятия.
Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.
Общее руководство и ответственносьть за правильную постановку экологического воспитания и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.
До приезда детей сотрудники лагеря обследуют окрестности лагеря, намечают оюъекты экскурсий и маршруты походов, проверяют готовность игровых площадок, наличие необходимого инвентаря.
Чтобы научить ребят ориентироваться на местности и ходить по азимуту, желательно приобрести компасы и карты.
Необходимо оборудовать стенды для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.
Необходимая документация готовится и утверждается соответстующими лицами:
Положение о пришкольном лагере отдыха. Программа. План работы на смену. План-сетка мероприятий. Меню-требование на выдачу продуктов питания на 10 дней. (ф. 289).
До открытия лагеря и после смены все воспитанники должны пройти медосмотр.
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы передаются помещение школьного интерната, где оборудуются спальни; спортзал лицея, столовая, игровые залы, кабинет информатики для занятий, библиотека, спортплощадка, пришкольный участок.
Каждый год в этом составе мы с желанием работаем в пришкольном лагере. Предлагаем коллегам Программу и анализ работы после смены.
Программа
Цель и задачи программы:
  • укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности; ответственности педагогических и медицинских работников за сохранность жизни детей;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
  • освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе.
Проблема, над которой работают воспитатели лагеря: “Экологическое воспитание и укрепление здоровья учащихся на основе средств народной педагогики путем внедрения личностно-ориентированных и игровых технологий”.
Содержание и форма реализации.
Продолжительность смены 18 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов в количестве 25 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечает старший воспитатель. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. В лагере действует орган самоуправления: совет командиров, который собирается ежедневно.
Основная идея программы: Реализация мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в летний период.
Программа осуществляется по следующим блокам:
Организационный.
Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях.
Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.
Оздоровительный.
Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, помощь избавиться от вредных привычек; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.
Позиции ребенка: Знаю, могу, делаю, стараюсь.
Алгоритм действия: Звук——Дыхание——Эмоция;
Движение———Экология———Питание.
Виды работ:
1. Углубленный медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей: оперативный контроль со стороны воспитателей и медиков; профилактические и лечебные мероприятия.
2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих: спортивно- массовая работа: танцевальные занятия, работа спортивных секций; обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обеспечение аэрации в комнатах, открытие форточек, обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.
3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни. Реализация программы “Здоровье” под редакцией В, Н. Касаткина (Москва, Линка-Пресс, 1999).
4. Экологический.
Позиция ребенка: “ Я хочу это сделать сам, я уже делал что-то подобное, не надо мне помогать, я попробую догадаться”
Алгоритм действия: Мышление———Изделие———Польза.
Душа———Результат———Радость.
Принципы организации педагогического процесса:
1. Гуманистической направленности.
2. Связи с жизнью и практикой.
3. Организационный принцип: последовательности и систематичности.
4. Научности.
5. Наглядности.
Принципы управления деятельностью воспитанников:
1. Активности детей.
2. Доступности и посильности.
3. Учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Прочности и действенности результатов.
Основные “законы” воспитанников:
1. Все связано со всем.
2. За все надо платить?.
3. Человек - часть природы, а не её властелин.
4. “Правой руки”.
5. “Умного поведения на природе”.
Методы.
1. Организация деятельности: словесные, наглядные ипрактические, проблемно-поисковые (упражнения, воспитывающие ситуации/ инструктажи/ рассказы и т.
2. Стимулирования и мотивации (познавательные игры/ дискуссии, соревнования/ эмоциональное воздействие/ поощрение/ наказание и др.)
3. Контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика/ тестирование, анкетирование).
Формы и виды работ:
1. Организация кружка.
2. Участие в культурных мероприятиях села.
3. Организация различных конкурсов.
4. Экскурсии, походы.
5. Проведение различных операций по экологии, исследовательские практические работы. Оформление работ учащихся (альбомы, фотостенды, Малая Красная книга и т.д.)
6. Ролевые игры.
7. Спортивно-массовые мероприятия и другие.
Распорядок дня (конкретно дается).
План-сетка (конкретно у нас в виде таблицы).
  • 4 июня. Заезд в лагерь. Регистрация. Игра “Здравствуйте, это-МЫ”. Вводный инструктаж.
  • 11 июня. День народных традиций. 19 июня. День Кино. 5 июня. Планирование. Медосмотр Фейерверк нестандартных идей. Открытие лагеря. 13 июня. День леса.
  • 20 июня. День Моды. 6 июня. День ЭКОЛОГИИ. 14 июня. Мы – туристы.
  • 21 июня. День Рыбалова. 7 июня. День ТЕАТРА и ЭСТРАДЫ. “А вам СЛАБО?!”
  • 15 июня. Экскурсия в санаторий Варзи – Ятчи. 22 июня. День ПАМЯТИ.
  • 8 июня. Малый САБАНТУЙ. 16 июня. День Юмора. 23 июня. Подготовка к закрытию.
  • 9 июня. День зеленого огонька.Танцевальный марафон.
  • 18 июня. День Здоровья. 25 июня. Закрытие лагеря. Отъезд
Анализ работы пришкольного оздоровительного лагеря.
С 4 по 25 июня при Кичкетанском лицее был организован оздоровительный лагерь “Путешественник” экологического направления для учащихся 1-7 классов в количестве 25 человек.
Основной целью работы было:
  • укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности; ответственности педагогических и медицинских работников за сохранность жизни детей;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
  • освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе.
Проблема, над которой работали воспитатели лагеря: “Экологическое воспитание и укрепление здоровья учащихся на основе средств народной педагогики путем внедрения личностно-ориентированных и игровых технологий”.
Достижение данных целей требовало решение следующих задач: укомплектовать кадровый состав из числа творчески работающих, инициативных учителей, руководителей кружков; через использование средств народной педагогики путем внедрения личностно-ориентированных технологий организовать работу по укреплению физического и психического здоровья, повышению двигательной активности, по развитию творческих способностей воспитанников; осуществить принципы организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников; усилить практическую направленность работы по оздоровлению детей; организовать работу по распространению опыта.
Программа реализовалась по следующим блокам:
1. Подготовительный.
2. Кадровый состав.
3. Организационный.
4. Оздоровительный.
5. Основные мероприятия.
6. Кружковые занятия.
7. Экологический.
Блок 1. Подготовительный. До начала смены велись следующие подготовительные работы: 1. Укомплектование смены: штат работников и список воспитанников. 2. Подготовка комнат. 3. Разработка программы, составление плана, режима дня, меню, списка необходимых вещей. 4. Составление сметы. 5. Оформление приказа директора Кичкетанского лицея, распределение обязанностей. 6. Составление акта приемки оздоровительного учреждения. 7. Заполнение программы контроля. 8. Сбор заявлений родителей.
Материальное обеспечение (музыкальный центр, компьютерный класс, спортивный инвентарь), информационно- рекламное (плакаты, буклеты, дидактические материалы), творчески работающий дружный коллектив - вот основа результативной работы лагеря.
Блок 2. Кадровый состав.
В лагере работали 7 педагогов. 6 педагогов с высшим образованием. 1- со средним специальным; из них 7 учителей с большим стажем работы в лагере. (Дается поименно).
Блок 3. Организационный.
Осуществлены следующие принципы:
Принципы организации педагогического процесса Принципы управления деятельностью воспитанников
1. Гуманистической направленности. 1. Активности детей.
2. Связи с жизнью и практикой. 2. Доступности и посильности.
3. Организационный принцип: последовательности и систематичности. 3. Учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Научности. 4. Прочности и действенности результатов.
5. Наглядности.
Использованы методы организации деятельности воспитанников (словесные, наглядные и практические, проблемно-поисковые: упражнения, воспитывающие ситуации, инструктажи, рассказы и т. д.), стимулирования и мотивации (познавательные игры, соревнования, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и т. д.), контроля и эффективности педагогического процесса (мониторинг-тестирование, отзывы и т. д.)
Блок 3. Основные мероприятия.
4 июня - День заезда. Первый день задал тон всей дальнейшей смене. Сотрудники и подопечные поближе познакомились друг с другом. В лагерь прибыло 25 детей. Из них девочек-13, мальчиков - 12. Возраст с 7 до 14 лет. Дети из неблагополучных семей- 6, что составляет 75% от общего числа учащихся в лицее; детей-сирот - нет, дети-инвалиды-1, “трудные” дети - 2-50 %, из неполных семей-4, из малообеспеченных семей-18.
Организовали игру “Здравствуйте, это МЫ, которая прошла весело и задорно. Проведен вводный инструктаж с детьми, дети ознакомлены с планом эвакуации. В тот же день дали ложную тревогу, что отрадно отметить: дети успели выйти все и вовремя. В период работы лагеря была организована дружина пожарников среди воспитателей и среди детей.
До открытия лагеря провели родительское собрание на тему “Здоровье наших детей в наших руках”, где вели разговор о том, что совместная работа по оздоровлению детей даст какой-то результат. С родителями провели инструктаж по ГО и ЧС.
В тесных взаимоотношениях работали с медиками села, директором лицея Ибрагимовой Р. Х. Они были приглашены на открытие и закрытие лагеря, где выступили своими поздравлениями и участвовали в коллективных играх.
В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка были организованы и проведены “День Моды”, “А вам СЛАБО?!”, “День эстрады и кино”, “День Юмора” и др. Эти мероприятия раскрыли творческие способности детей, их индивидуальность, фантазию. Ребята проявили себя в театральном искусстве, выделилась группа детей, умеющих рисовать, танцевать, пе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4481

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340