Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Природные ресурсы Белогорского района - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Природные ресурсы Белогорского района


Автор(ы): Шутикова Татьяна Петровна, учитель географии-экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами исследования.
Цель урока: дать понятие о природных ресурсах Белогорского района, их видах.
Задачи урока:
  1. рассмотреть обеспеченность района минеральными, земельными, лесными, рекреационными ресурсами;
  2. дать оценку обеспеченности района данными ресурсами;
  3. выяснить размещение природных ресурсов, их использование и меры охраны.
Оборудование:
Настенная карта и атлас Амурской области, опорный лист “План характеристики агроклиматических ресурсов”, фотографии, рисунки растений и животных, гербарий.
Ход урока
“Если путь твой к познанию мира
ведет, как бы ни был он долог и труден, - вперед!”.
Фирдоуси.
I. Организационный момент.
II. АПЗУ
н Краеведческий диктант:
  1. Краеведение.
  2. Территория.
  3. Районный центр.
  4. Административная карта.
  5. Протяженность границ.
  6. Конфигурация района
  7. Часовой пояс.
  8. Геологическое строение.
  9. Лугово-черноземовидные почвы.
  10. Зейско-Буреинская равнина.
  11. Амуро-Зейская впадина.
  12. Формы рельефа.
  13. Факторы климатообразования.
  14. Воздушные массы.
  15. Коэффициент увлажнения.
  16. Релаксация.
III. ФНЗУн
  • Что такое природные ресурсы и природные условия?
  • Назовите виды природных ресурсов, известные вам.
Опр. Природные ресурсы (от французского средства, запасы).
Учитель: Сегодня мы должны рассмотреть обеспеченность района минеральными, земельными, лесными, рекреационными ресурсами; дать оценку обеспеченности района данными ресурсами; выяснить размещение природных ресурсов, их использование и охрану. Оценку природных ресурсов начнем с оценки минеральных ресурсов. Среди минеральных ресурсов различают топливные, рудные, горно-химическое сырье и минерально-строительные ресурсы.
  • Используя карту атласа (стр. 9) “Геологическое строение. Полезные ископаемые” объясните, почему территория нашего района богата только строительными ресурсами? (Глины, суглинки, пески).
  • Используя физическую карту “Амурская область” (стр. 8), дайте оценку водным и гидроэнергетическим ресурсам по вопросам:
  1. Какие функции выполняют водные ресурсы (средообразующая, жизнедеятельностная, акваториальная, хозяйственно-социальная, производственная)?
  2. Почему академик А. Е. Ферсман назвал пресную воду самым важным минералом на Земле?
  3. Определите по физической карте протяженность реки Томь, притоком какой реки она является?
  4. Докажите, что характер рек района зависит от климата и рельефа.
  5. Определите тип водного режима рек (дальневосточный).
  6. Судоходны ли реки нашего района?
  7. Докажите, что хозяйственно-питьевое снабжение населения на 65% осуществляется за счет подземных вод.
  • Дайте характеристику почвенным ресурсам, используя “Почвенную карту” атласа (стр. 21).
    • Пойменных аллювиальных.
    • Лугово-черноземовидных.
Вывод: Значит, основное богатство нашего района - плодородные лугово-черноземовидные почвы.
  • Лесные ресурсы.
Используя карту растительности (стр. 23) объясните, почему на месте смешанных лесов и лугов появились сельскохозяйственные земли?
Какие экологические функции выполняют леса на территории района? (обеспечение разнообразным сырьем хозяйства и населения, ландшафто-стабилизирующая, эколого-хозяйственная и социальная).
Релаксация.
  • Биологические ресурсы.
1. Используя карту растительности (стр. 23) и зоогеографическое районирование (стр. 24) дайте оценку данных ресурсов.
Промысловое значение лесных ягод (брусника, голубика), папоротника, грибов.
Использование березового сока, пищевых продуктов леса, лекарственных растений, медоносов, кормовых трав для животных.
Лекарственные растения. (Сообщения учащихся). Береза плосколистная, липа Амурская, черноплодная рябина, шиповник даурский, дуб монгольский, багульник болотный, ландыш Кейски. (Демонстрация гербарных образцов, фотографий, рисунков).
  • Ресурсы природной рекреации.
Учитель: В нашем районе летний период комфортный и субкомфортный, он небольшой. Для Белогорского района комфорт - 22,2 дня,
субкомфорт - 75,6 дней, дискомфорт - 34,8 дней. Дискомфорт создают элементы климата: низкая температура (устойчивая зима 149 дней, короткая осень 38 дней, весна 44 дня, устойчивый безморозный период 134 дня), муссонные дожди в августе.
Вывод: Наиболее благоприятным периодом для летних видов рекреации является первая половина лета.
Функции рекреации:
  • Лечебная;
  • Оздоровительная;
  • Познавательная;
  • Спортивная деятельность.
Природопользование — совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и воспроизводству. Рациональное природопользование разделяется по виду использованного ресурса (землепользование, лесопользование), по направлению хозяйственного использования (горнопромышленное, лесопромышленное).
Вывод: Мы знаем, что человек и общество не могут существовать и развиваться без использования природных условий и ресурсов. От того, на сколько рационально человечество будет использовать природную среду, зависит и его будущее. Природопользование как наука должна решать задачи экологического, экономического и географического содержания.
IV. Закрепление изученного на уроке.

Используя климатическую карту (стр. 11), агроклиматическую карту (стр. 15) атласа дать характеристику агроклиматических ресурсов по следующему плану:
1. Тип климата и его показатели (tя, tи, годовое количество осадков);
2. Обеспеченность растений теплом: солнечная радиация (в ккал/см),2), сумма активных температур (сумма температур воздуха с t выше 10° С);
  1. Коэффициент увлажнения;
  2. Основные типы почв, их производственная характеристика (естественное плодородие, толщина гумусового горизонта);
  3. Характерные для района сельскохозяйственные культуры.
V. Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Ответьте на вопросы:
  1. Какие отрасли хозяйства могут развиваться в Белогорском районе на основе собственного природно-ресурсного потенциала?
  2. Какие виды природопользования осуществляются в районе?
  3. Какие неблагоприятные явления природы ограничивают использование почвенно-земельных ресурсов района?
Темы творческих работ:
  1. Природные условия и ресурсы развития рекреации района.
  2. Недревесные растительные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Cценарии экологической агитбригады

Шар земной - наш дом родной.
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
Что было на Земле до человека?
Благополучная среда!
И не нужна была совсем аптека,
И воздух чист был и вода!
В1: А как вы думаете, для чего мы здесь собрались? Найти ответ на вопрос, кто же? Если не мы?
(врываются 4 больных с вопросами) (песня)
Почва: Да, кстати, где те которые нас будут лечить?
В2: А чем же вы больны?
( все тянут руки: я первая... я первая)
ВЗ: Начинаем прием в порядке очереди...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1406

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340