Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Прием экологического воспитания Дети—взрослым - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Прием экологического воспитания Дети—взрослым


Автор(ы): Ампилова Нина Федоровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Каждый человек должен знать и понимать законы развития биосферы и самостоятельно изменить способ своей индивидуальной жизнедеятельности, соотнося его с этими законами”, – к такому заключению пришли главы государств и правительств 179 стран в Рио-де-Жанейро в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, на которой была принята "модель устойчивого развития мирового сообщества", основанная на положении о необходимости перестройки экологического сознания человечества. Таким образом, экологическое воспитание и просвещение всего населения (и детей, и взрослых) стало приоритетной задачей государств.
Появление целой предметной области и нового учебного предмета в школе обусловило ряд проблем, в том числе методических; среди них актуальной современности проблемой преподавания является создание системы приемов обучения экологии и соответствующей дидактической системы методов обучения.
Ещё И.А. Сикорский подчеркивал, что “умственное развитие ученика в школе существенно зависит от метода и приемов преподавания важнейших предметов”.
Оптимальный результат, считали ученые, достигается при “уравновешении” двух факторов, оказывающих решающее влияние на ход обучения, - личности учителя и метода обучения. Если полагаться только на метод, то возникает угроза превратить обучение в рутину, в механическое следование методическим правилам и приемам; если полагаться только на личность учителя, то ученики могут оказаться подвергнутыми произволу неоправданных экспериментов учителя. Истина лежит посередине. Поэтому, подчеркивали они, необходимо в первую очередь определить теоретические основы методов обучения и найти специфические приемы, отвечающие особенностям того или иного учебного предмета.
Осознавая значимость проблемы разработки такой системы приемов экологического образования, мы хотели бы присоединиться к дискуссии по этой теме и предложить вашему вниманию апробированный в школьном экологическом клубе “Родничок” средней школы №13 Великого Новгорода приём экологического образования, при котором в учебно-воспитательный процесс вовлекаются и взрослые, и дети, и который, исходя из его сущности, мы условно назвали “Дети – взрослым”.
Хотелось бы сразу пояснить, что возник он как одна из форм природоохранной деятельности, рассчитанной на просвещение взрослых.
Дело в том, что, несмотря на то, что наша школа расположена в городе, в школьном экологическом клубе “Родничок” мы организовали природоохранную работу, которая направлена на разъяснение населению принципов и ценностей экологической культуры, эколого-этических правил поведения во взаимодействии с окружающей средой. Эту работу мы ведем потому, что специфика нашей местности заключается в том, что Новгородская область богата лесами и значительная часть городского населения имеет дачные участки за городом, часто выезжает туда и проводит значительный период времени, особенно в теплое время года в непосредственном взаимодействии с окружающей природной средой. Так, например, очень популярны среди населения увлечения рыбной ловлей, сбор лесных ягод и трав, прогулки по лесу. В то же время в последние годы участились случаи возникновения лесных пожаров, причина которых – халатность отдыхающих. Остаются проблемой весенние продажи первоцветов, среди которых встречаются редкие и охраняемые виды, а также декабрьские вырубки хвойных пород в санитарно-защитной зоне и в черте города. Всё это и предопределило характер и содержание нашей природоохранной деятельности.
Социологические исследования разных организаций, в том числе и нашего клуба, определили, что зачастую население наносит ущерб природной среде несознательно, без умысла, в связи с тем, что не знает, “что можно делать в природной среде, а чего делать нельзя”. Таким образом, результаты социологических опросов ярко и убедительно доказали необходимость экологического воспитания и просвещения взрослых. В связи с этим встал вопрос, а как это воспитание и просвещение можно осуществить на практике? Как следствие, возникла форма экологического просвещения населения, которую мы называем прием “Дети – взрослым”.
Состоит этот прием в том, что школьникам в качестве домашнего задания предлагается заняться просветительской деятельностью в рамках природоохранных акций, таких, как, например, операция “Ель”, акция “Первоцветы” и др. При этом учащимся нужно изложить некий блок информации (подготовленный учителем заранее) своим знакомым и друзьям, а также родственникам из числа взрослых и обсудить его с ними. О результатах этой работы учащиеся сообщают в разных формах (анкетирование, список возникших вопросов и затруднений, и т.п.) в зависимости от определяемых учителем целей и задач занятий, возможностей организации и свободного времени.
Надо сказать, что, вообще, когда мы в 1998 году только начинали такого рода деятельность, мы не рассчитывали получить действенных результатов такой формы экологического просвещения и воспитания, так как этому мешали наши разного рода предубеждения. Мы полагали, что дети мало и неохотно общаются с родителями и вообще с родственниками из числа взрослых, что такая форма экологической активности вряд ли будет интересной учащимся и они скорее предпочтут природоохранные рейды, экспедиции и другого рода занятия. Кроме того, мы были убеждены, что и родители, и в целом взрослые неактивно общаются с детьми; социологические исследования убедительно доказывали тот факт, что взрослые маловосприимчивы к новой информации, в целом они представляют зрелые личности и потому любые формы воспитания в этом возрасте малоэффективны.
Тем не менее, мы решили попробовать такую форму работы, так как наш подход к экологическому воспитанию школьников заключается во всестороннем развитии личности и ее экологической культуры, а этого можно достичь только путем включения ее в разнообразные виды деятельности.
И мы убедились на практике, что все наши предубеждения оказались несостоятельными. Школьники охотно и активно участвовали в экологическом просвещении. Более того, завязалась живая дискуссия. Школьники добросовестно изучали блок информации, рассказывали взрослым, обсуждали. В ходе дискуссий со своими друзьями, родителями, знакомыми, в том числе и из числа взрослых, выявлялись новые вопросы по предмету, всё более сложные и содержательные, с которыми школьники приходили на занятия и которые способствовали более глубокому усвоению школьниками знаний, активному процессу рефлексии и интериоризации. Это обусловило существенный педагогический эффект, так как дети действительно стали активными в учебно-воспитательном процессе. Чарльз Бэббидж (математик) сказал: "Заставить человека думать – значит сделать для него значительно больше, чем снабдить его определенн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1556

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340