Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование рефлексивных приемов и методов на уроках гуманитарного цикла - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование рефлексивных приемов и методов на уроках гуманитарного цикла


Автор(ы): Шальнева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель этой работы – предложить коллегам методы и приёмы по формированию рефлексивной деятельности, которые мы используем на уроках русского языка и литературы.
Смысл данной методики заключается в том, чтобы школьник смог “спроектировать” полученные знания на свой внутренний мир, задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.
В процессе нашей практики были отработаны приемы, которые раньше использовались эпизодически, а теперь сложились в систему.
1. Работа над темой урока. Возможные варианты
  • Начиная новую тему (а также продолжая или завершая ее), учитель фиксирует ее формулировку на доске, а учащиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым.
  • Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае учащиеся сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, выделяют ключевые понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой.
  • На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока, объяснить заложенное в названии противоречие и самим выбрать способы её решения.
  • Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности
2. Анализ монологического ответа учащегося
  • Дан ли ответ на поставленный вопрос? (Полный или неполный, правильный или неправильный)
  • Выдержана ли структура ответа? (Вступление, основная часть, заключение)
  • Наличие аргументов (факты, цитаты, источники, аналогии и т.д.)
  • Логика ответа
  • Грамотность речи
  • Что ты посоветуешь однокласснику?
3. Подведение итогов урока (рефлексия в конце урока может быть как традиционной, так и творческой: богатый материал для творческих рефлексий дают эвристические олимпиады «Эйдос» (http://www.eidos.ru/ )
  • Над чем работали?
  • Как думали?
  • Что нового узнали?
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Над чем нужно работать?
Работая над проблемой, мы по-разному отнеслись к методическим приёмам, используемым на уроках русского языка и литературы, поскольку специфика литературы заключается в том, что это предмет эстетического цикла, предмет искусства, а вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Л.С.Выготский писал: «Восприятие искусства требует творчества, потому что для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения – необходимо ещё творчески преодолеть своё собственное чувство, … и только тогда действие искусства скажется сполна.»
В нашей практике мы значительное место отводим урокам, на которых используем методику французских мастерских. Такие занятия позволяют оптимально использовать рефлексивные методы и приёмы (Подробно методика изложена в работе «Нарисуйте счастье: Технология французских педагогических мастерских и развития критического мышления в авторской интерпретации» Ковальчуковой А. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=3896)
  • Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
  • Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
  • Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
  • Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
  • Метод эвристического исследования.
  • Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
  • Метод смысловых ассоциаций
  • Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.
  • Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально- образного видения и изображения объекта.
  • Приём «Чтение с пометками»
  • Приём «Закончи предложение»
  • Приём «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи.
Особое внимание мы уделяем детским сочинениям, поскольку они способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей: отражаю...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1946

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340