Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Независимое расследование по теме: Простые вещества — неметаллы. Аллотропия. 8-й класс
Автор(ы): Украинцева Ирина Аниковна, учитель химии, заместитель директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Это урок объяснения нового материала. К этому моменту учащиеся знают строение атомов химических элементов, виды химической связи. В ходе урока строится ориентировочная деятельность, которая в дальнейшем может быть использована при изучении различных тем. Цели урока: - разбор и сравнение физических свойств неметаллов с физическими свойствами металлов;
- изучение явления аллотропии на примере аллотропных модификаций кислорода, фосфора, углерода;
- формирование умений выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры труда.
Оборудование: коллекция неметаллов ( сера, колба с кислородом, фосфор, уголь активированный, бром в ампуле) , спиртовка , стакан с водой, держатель. Урок проводится в форме ролевой игры “Независимое расследование”, учитель – организатор учебного процесса, а ученики – исследователи. ХОД УРОКА Начальный этап урока – сообщение его темы, настрой учащихся на урок. Учитель: Сегодня вы проведете независимое расследование в удивительном мире неметаллов. Из 109 элементов 22 являются неметаллами. Земная кора, включая атмосферу и гидросферу, на 76,7% состоит из таких неметаллов, как кислород, кремний, водород, хлор, фосфор, углерод и азот. В морской воде – колыбели жизни на Земле – господствуют три неметалла: кислород, водород и хлор. Их общее содержание в морской воде составляет 99%. Сегодня мы изучим физические свойства неметаллов. Сравним их со свойствами металлов. Класс делится на три группы. Каждая из групп выбирает капитана команды из более подготовленных учеников, которые в ситуации затруднений с ответом помогают команде справиться с заданием. На столах учащихся карты независимого расследования, которые содержат несколько блоков: “Строение атома”, “Вид химической связи”, “Аллотропия” (см. Приложение 1). Учащиеся записывают в картах тему урока и в течение урока по мере поступления сведений заполняют их. Оформление карт расследования способствует формированию культуры умственного труда. Задание 1. Составьте схемы строения электронной оболочки и схемы образования химической связи в следующих атомах и веществах: - 1-я группа – атом углерода и молекула кислорода;
- 2-я группа – атом серы и молекула водорода;
- 3-я группа – атом фосфора и молекула хлора.
Группы работают в течение 5 минут. После окончания работы и обсуждения записей делают общий вывод об особенностях строения атомов неметаллов и видах химической связи в молекулах простых веществ – неметаллов. Ученик: В атомах неметаллов число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8. Радиус атомов неметаллов в пределах одного периода уменьшается, а в пределах одной подгруппы увеличивается с ростом порядкового номера элементов. В простых веществах-неметаллах – ковалентная неполярная химическая связь. Учитель: Первые попытки классификации химических элементов были предприняты еще в 70-х годах XVIII века. Все известные элементы были разделены на металлы и неметаллы. Вспомним физические свойства металлов. На доске оформлена таблица с незаполненным разделом “физические свойства неметаллов”. Химические элементы Физические свойства Металлы | Неметаллы | - Твердые вещества ( Исключение – ртуть).
- Металлический блеск.
- Хорошие проводники тока и тепла.
- Ковкие, пластичные.
| 1. Агрегатное состояние (газы, твердые вещества, жидкие – бром). 2. Металлическим блеском не обладают ( исключение – йод). 3. Изоляторы. 4. Хрупкие. | Задание 2. Прочитайте тексты и соответствующие разделы учебника и подготовьте устный ответ о физических свойствах: - 1 группа – физические свойства кислорода;
- 2 группа – физические свойства брома;
- 3 группа – физические свойства фосфора.
Тексты представлены в Приложении 2. После ответов учащихся и заполнения таблицы формулируем вывод. Ученик: Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, необладающие физическими свойствами металлов. Учитель: У элементов – неметаллов наблюдается явление, когда одному химическому элементу соответствуют несколько простых веществ, отличающихся друг от друга по свойствам. Демонстрационный эксперимент. В большую пробирку, закрепленную в деревянной или металлической держалке, насыпают примерно на 1/3 ее объема кусочки черенковой или комковой серы. Пробирку осторожно нагревают над пламенем до тех пор, пока вся сера не превратится в желтую легкоподвижную жидкость. Затем усиливают нагревание. Расплав сначала становится густым, а потом снова делается жидким. Когда сера закипит, ее выливают в стакан с водой. В результате можно наблюдать тонкие, тягучие коричнево-желтые нити пластической серы. (1). Учитель: Данное явление называется – аллотропией. Оно широко распространено среди химических элементов – неметаллов. Задание 3. Прочитайте тексты и соответствующие разделы учебника. Внесите в блок “Аллотропия” своей карты расследования сведения об аллотропных модификациях: - 1 группа кислорода;
- 2 группа углерода;
- 3 группа фосфора.
Подготовьте устный ответ. В процессе изучения материала учащиеся заполняют карту расследования. На этапах сбора и обработки информации собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о физических свойствах, аллотропных модификациях неметаллов, принимают самостоятельные решения о важности и соответствия задач своего исследования. Готовятся рассказать о результатах своего расследования. Учитель с помощью кадоскопа дублирует и проверяет ответы учащихся. Урок заканчивается экспресс-опросом, который проводят в форме селекторного совещания. Учащиеся кладут перед собой заполненные карты расследования и готовят сигнальные карты: зеленая обозначает – “да”, красная – “нет”, желтая – “сомневаюсь”. Верно ли, что: - Среди известных химических элементов большая часть – металлы?
- Молекула озона состоит из двух атомов кислорода?
- Белый фосфор не ядовит?
- Графит мягкий, легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки?
- Для живых организмов особое значение имеет кислород?
В заключение урока подводятся итоги, выставляются оценки. Приложение 1. Строение атома | Вид химической связи, схема образования молекулы. | углерод | О2 | сера | Н2 | фосфор | Сl2 | Аллотропия Признаки сравнения | Аллотропные модификации | Состав молекул | | Тип химической связи | | Физические свойства. | | Приложение 2. Кислород. Кислород – самый распространенный химический элемент в земной коре. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. Кислород является также важной частью многих органических соединений, например, белков, жиров и углеводов, имеющих исключительное значение в жизни растений...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4872
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|