Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии в рамках работы районого научного общества учащихся - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии в рамках работы районого научного общества учащихся


Автор(ы): Решетова Марина Александровна, заместитель директора по научно-методической работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время исследовательская деятельность является распространенной формой организации внеклассной работы с учащимися, в этой связи возрастает интерес к системе ее организации и результативности.
Цель статьи: раскрыть особенности организации научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии в рамках работы районного научного общества учащихся.
Секция “Экология” возникла в рамках районного научного общества учащихся “Малая академия наук учащихся Абинского района” (далее по тексту: РНОУ, МАН) (приложение 1) - добровольного объединения учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования района, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных технологий.
Члены РНОУ – учащиеся, активно участвующие в научно-исследовательской деятельности, изъявившие желание работать в объединении, проявившие склонность к научному творчеству и выполнившие кандидатский минимум члена РНОУ. Ученик, участвующий в работе секции, получает необходимые консультации у своего руководителя и у руководителя секции РНОУ, он может представлять свою работу на конференциях района и края, опубликовать свою работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Актуальность опыта: сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно существование его на планете Земля. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С повышением качества экологического образования учащихся связано ожидание обществом стабильности, развития толерантности и согласия в мире. Особенно это актуально в нашем регионе, отличающемся разнообразными почвенно-климатическими условиями и своеобразной природой. Работа секции позволяет сформировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира; воспитать нравственные, гражданские позиции. Дает возможность максимально приблизить к восприятию учащихся имеющийся комплекс данных по Абинскому району, увеличить наглядность, расширить возможности для собственных изысканий учащихся. Существенно расширить их кругозор и повысить уровень обученности по предмету “Экология”.
Данный опыт предполагает несколько уровней познавательной работы учащихся в числе которых:
1. Углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес, осуществляемый членами ученических научных обществ, участниками экспедиций.
2. Получение учащимися знаний о крае со слов учителя и из региональных учебников.
Педагогическая идея опыта: привлечение учащихся и педагогов района к более глубокому изучению экологии родного края по различным направлениям. Выявление учащихся, увлеченных изучением экологической обстановки и приобщение их к серьезной научно-исследовательской деятельности.
Основное значение придается развитию навыков поиска. Критерии качества экологического образования в целом связаны не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизвести изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки явлений, моделирования ситуаций.
Цель опыта:
  • Выявление и воспитание учащихся наиболее увлеченных изучением экологии родного края, приобщение их к серьезной научно-исследовательской деятельности и формирование их активной жизненной позиции
Задачи опыта:
  • Создание условий для научно-учебной работы школьников, овладение формами и методами научно-исследовательской деятельности.
  • Привлечение высококвалифицированных научных кадров для работы со школьниками.
  • Ранняя профессиональная ориентация в области науки, поисково-исследовательской деятельности.
  • Обучение навыкам научно-исследовательской и опытнической работы.
  • Расширение кругозора учащихся через активное включение в процесс самообразования и саморазвития.
  • Воспитание эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы.
  • Привитие практических навыков в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
  • Разработка и реализация исследовательских проектов.
  • Подготовка научных работ школьников к участию в краевых и российских конкурсах.
Формы работы:
  • Экспедиции.
  • Олимпиады.
  • Научно-практические конференции.
  • Семинары.
Методы работы:
  • Экологический мониторинг
  • Экологическое картографирование
  • Экологическое патрулирование
Направления деятельности секции “Экология”:
“Мониторинг биологических объектов”. Работают в этом направлении учащиеся, которые владеют навыками геоботанических исследований и занимаются изучением фитоценозов, или ведут фенологические наблюдения за сообществами. Многие соискатели проводят количественный учет зоологических объектов.
“Водная экология”. Здесь предлагается широкий выбор тем, таких как вопросы биоиндикации качества воды, физико-химические методы анализа проб воды, экологическое состояние водоемов.
“Биоиндикация”. Направление включает исследования, основанные на исключительной чувствительности отдельных биологических объектов (например, лишайников - лихеноиндикация) к загрязнителям окружающей среды.
“Здоровье и окружающая среда”. В это направление входят вопросы влияния экологических факторов на здоровье населения, мониторинг физического развития школьников.
“Школьный экологический мониторинг”. В рамках этого направления реализуется желание учащихся изучить экологическую обстановку на территории микрорайона школы и в ее стенах. В случае многолетних комплексных исследований может быть оформлен экопаспорт школы.
“Изучение методик экологических исследований”. Это теоретическое направление, которое предполагает обработку результатов исследований, материалов экспедиций, полевых работ.
“Исследовательская работа в условиях экспедиций”. Исследовательское направление, включающее обобщение данных, полученных в результате проведенных экспедиций.
“Организация природоохранной деятельности. Изучение охраняемых видов животных и растений”. Приводятся данные по редким и исчезающим видам, встречающимся на территории Абинского района. Отчитываются участники экологических патрулей.
“Паспортизация интересных природных объектов Абинского района”. Описание и систематизация интересных природных объектов.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности учащихся особое место занимает экспедиция. Которая является одной из форм организации учебной деятельности и используется при проведении детьми собственных исследований. Экспедиция позволяет изучать материал в его первозданном виде, она позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. В ходе исследовательской работы активно используется эта форма работы. Большое количество источников для получения новых сведений создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки собственных суждений, умозаключений и выводов.
Экспедиция, как и любая другая форма работы, начинается с постановок целей и задач.
Цель экспедиции должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам. Исходя из целей и задач, определяется район исследования, составляется график движения. Во время экспедиции подробно изучаются, осматриваются и описываются объекты, делаются основные замеры, кроки, описания конструкций и характера разрушений. Также учащиеся знакомя...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1333

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340