Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Авторский спецкурс Наш мир и я - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Авторский спецкурс Наш мир и я


Автор(ы): Щемелёва Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Человек...
В каждом сверкает искра прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования. Одним из главных признаков сегодняшней школы, школы начала XXI века, является гуманизация образования. И на современном этапе образовательной политики становится актуальным вопрос осознания своего развития, отслеживание и понимание своих действий, чувств, мыслей, овладение формами саморефлексии, составление планов личностного роста, индивидуальных программ образования.
В 2000 году институтом повышения квалификации работников образования Иркутской области был присвоен статус “авторской” программе разработанного мною курса “Наш мир и я”. Важным в содержании авторского спецкурса “Наш мир и я” является совместное сотрудничество учителя и ученика в процессе творческого, практического и философски-направленного познания себя, как личности, окружающего мира и жизни при помощи литературы, истории, науки, философии, искусства.
Целями и задачами спецкурса являются:
  • создание на занятиях условий для реализации индивидуальных способностей школьников и возможности выразить себя и свое отношение к окружающему миру;
  • пробуждение интереса к самим себе через осознание своего предназначения в жизни;
  • формирование и развитие потребности собственного творчества, и постижение мира через эмоциональные переживания, интеллектуальные размышления, сердечное чувствознание.
Содержание спецкурса не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это мягкое переплетение истоков общих знаний о Мире, законов бытия. Содержание спецкурса построено по спирали, и на каждом ее витке усложняется и расширяется предлагаемый к размышлению и работе материал.
Программа спецкурса рассчитана на три ступени образования и построена с учетом принципов системности, доступности и преемственности между разделами и возрастными группами.
I ступень образования – школьники 7-10 лет. Обозначают круг вопросов, интересов, познавания и начинают простейшее их постижение и объяснение.
Отдельно выделяется возрастная группа школьников 5-х классов. Это связано с процессом адаптации при переходе из начальной школы в среднюю, который ставит перед детьми много невыясненных вопросов, как практического порядка, так и нравственных проблем.
II ступень образования – школьники 6-7-х классов. Там набирает ход процесс самоутверждения себя как личности и признание авторитета в определенной возрастной группе. Важно в этот период дать правильно духовные и нравственные ориентиры личности.
III ступень образования – школьники 8-9-х классов. У многих уже оформляется своя картина мира, первые самостоятельные попытки найти в этом мире место для себя, самоутвердиться.
Возможно на этом этапе подведение итогов деятельности по спецкурсу. По желанию учащихся 10-11-х классов возможно продолжение спецкурса по специальной программе, предложенной дополнительно к данному курсу “Наш мир и я”.
Таким образом, в процессе трехступенчатого образования у школьников сформируется определенная картина мира, осознанно определяются дальнейшие шаги в жизни, в образовательном плане и на пути духовного и нравственного самосовершенствования. Данную программу можно рассматривать с позиции пропедевтического курса познания некоторых основ философии.
Многие ребята, занимающиеся по данному спецкурсу, уже закончили школу, некоторые продолжают свое образование и сегодня. Вот некоторые мысли ребят с таких занятий:
  • “Жизнь подобна книге, в которой встречаются откровения души и сердца”. (Мороз Мария, 6-й класс, 2000 год).
  • “Человек, как колесо, крутится по дороге жизни, и на пути попадаются ему камни – это случаи счастья или слез”. (Наролина Татьяна, 7-й класс, 2000 год).
  • “Занятие – это пример работы и труда, когда упорство с любопытством вместе, взявшись за руки, идут к удовольствию в гости за жизненным уроком и творческим вдохновением”. (Дьячук Наталья, 9-й класс, 2002 год).
  • “Хранитель всего восхитительного и таинственного не сделал за всю жизнь даже паузы”. (Кибирев Алексей, 8-й класс, 2001 год).
  • “Мое самое-самое – это мое личное, сокровенное. Это то, без чего я не могу жить. Это то, без чего я не могу есть, пить, лежать, смотреть. Без него я задыхаюсь и умираю. Это то, что мы называем чудом, счастьем и радостью. Этим мы общаемся по-настоящему, этим мы любим всеобъемлюще, этим мы живем! Живем всю свою жизнь. Всю до конца. До последнего момента. Ты просыпаешься – оно рядом, ты гуляешь – оно рядом, ты спишь – и оно спит вместе с тобой, или... Оно с тобой везде, всегда, в любую минуту. Оно рядом с тобой, со мной, с ним, со всеми нами, со всеми нами... Оно живет рядом! Или... Ты знаешь, о чем я...(Глызин Артур, 9-й класс, 2004 год).
Я прилагаю разработку одного из занятий по моему авторскому спецкурсу “Наш мир и я” “Многоликая философия” (Путешествие мысли).
Именно на таких встречах рождается вдохновение, размышление, познание себя и окружающего мира.
Тема встречи: “Многоликая философия” (Путешествие мысли)
(Звучит музыка, живая, располагающая к раздумью).
1. В суете, беготне, хлопотах, повседневных своих заботах..., в чем мы больше всего нуждаемся?
Вряд ли в покое, ведь это не достижимо. Вряд ли в усилении беспокойства, потому что...
Но вот здесь-то так раз и начинается самое интересное. Любое слово, поставленное в продолжение многоточия, начинает касаться смысла жизни. Активная сторона нашего существования – хотим мы того или нет – нам задана. И получается, что независимо от человеческих пристрастий, само пребывание людей на земле – есть беспрерывное возвращение к теме: Что есть наша проблема?
Вот мы и подошли к понятию философии. Она возникает в том, для кого трудности – пища его разума и захватывающий поединок рассудка с умом.
Так уж есть, что мы себя выражаем в вопросах. А обилие ответов? Нас мучает много загадок, но парадокс в том, что отними их у нас – и как сменится все в миг. Мы начнем их вновь требовать себе. Отчего же так? Да потому, что сам человек – тоже загадка!
Попробуем сегодня пережить каскад волнующих впечатлений. Оказывается, трудность философии не в том, что ее не понимают, а в том, что она никого не предрасположена понять. Когда входишь в недоумение, самое лучшее – не сомневаться в своем уме. И жизнь не только начинается с загадок, она из них и состоит.
2. Предлагаю подобрать ассоциации к словам:
  • Любовь...
  • Мудрость...
  • Философия...
3. Составьте афоризм, предложение.
Мудрость – философия – любовь
4. Философия...
  • Что важно для ее появления?

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1250

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340