Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе
Автор(ы): Салыгина Наталья Викторовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории. Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут все больше и больше применяться в качестве основного капитала общества. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. Везде, на всех континентах, наблюдается возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной. Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности., эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром. В предыдущие периоды развития истории довольно медленная эволюция развития человека, общества, производства обусловили относительную постоянность структуры и содержания образования. Доминировала концепция образования, в соответствии с которой приобретенные человеком знания и умения сохраняли свою стоимостную ценность в течение всей его жизни – “образование на всю жизнь”. Динамизм современной цивилизации, усиление роли личности в обществе и производстве, возрастание ее потребностей, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация работы, быстрое изменение техники и технологий – эти и прочие тенденции предопределяют необходимость изменения формулы “образование на всю жизнь” формулой – “образование через всю жизнь”. Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным в любой стране мира. Отныне вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство будет решаться путем обновления структуры и содержания образования; совершенствования технологий обучения, дальнейшего развития национальной системы оценки качества образования. /6/ В связи с этим безусловно значительную роль в развитии ребенка играет школа. Важно, чтобы именно здесь сложился психологически необходимый ребенку институт, где он мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои мысли и чувства. Вместе с тем, казахстанское образование последних лет предполагает, в основном, лишь усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, учебно-воспитательный процесс строится без учета индивидуальности ребенка. Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всем мире, стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в “золотой век” исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом. В своем Послании “Новый Казахстан в новом мире” от 28 февраля 2007 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: “ Казахстан стоит на пути ускоренной всесторонней модернизации. Это ускоренное продвижение в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена…Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач ”. [5] Одной из задач является современное образование и профессиональная переподготовка, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Поэтому, прежде всего, необходимо развивать свой собственный человеческий капитал. Необходимо отметить, что в новом Законе Республики Казахстан “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. [3] Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-оринтировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Как указывает Б.Д. Эльконин, “мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний “на всякий случай”, т.е. сведений). [7] Согласно ГОСО РК 2.03.-2007 (Дата введения 2008.01.09), компетенция – готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ к системе образования. Основываясь на документах, можно утверждать, что цель образования на национальном уровне – способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности. Готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Следовательно, переход на 12-летнее образование – это, по существу, реформа всей национальной системы образования. Необходимо создать условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных проблем, составляющих качественное содержание образования. В рамках реализации Государственной Программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Послания президента РК “Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации” (18.02.2005г.), а также приказа Министерства образования и науки РК от 01.07.02г. №524 осуществляется эксперимент по совершенствованию структуры и содержания среднего общего образования. [1] Эксперимент проводится в целях выявления педагогической эффективности на этапе его реализации в распространении результатов, а также накопления образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформирования системы среднего общего образования. На основании Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего общего образования апробируется экспериментальный базисный учебный план для начальной школы, варианты новых общеобразовательных программ, учебно-методические комплексы, формы организации образовательного процесса, здоровьесберегающие педагогические технологии. Современный мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы получения и осмысления знаний должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогичным, поисковым, проектным. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на развитие мышления, обучать анализу, помогать самостоятельно добывать знания, делать выбор, вступать в полемику, не соглашаться с догмами, участвовать в дискуссии. С предпосылками к переходу на 12-летнее образование, в соответствии с Законом РК “Об образовании”, Государственной программой развития образования в РК на 2005–2010 годы разработан новый Государственный общеобразовательный стандарт 12-летнего среднего образования. Данный стандарт реализует современные подходы к организации процесса образования. [2] В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника: - ценностно-ориентационная компетенция;
- общекультурная компетенция;
- когнитивная компетенция;
- информационно-технологическая компетенция;
- компетенция социального взаимодействия;
- компетенция личностного саморазвития;
- коммуникативная компетенция. [8]
Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний. [4] Реализовать все компетенции возможно на уроках математики в начальной школе. Методика формирования ключевых компетенций, которую я использую в экспериментальной работе, включает в себя 5 этапов: - 1-й этап – вводно-мотивационный.
Эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы. - 2-й этап – открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. - 3-й этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска. - 4-й этап – приложения математических знаний
Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала. - 5-й этап – обобщение и систематизация.
Приемы должны установить связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся. Лучше всего для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса. На первый взгляд, довольно трудно реализовать общекультурную компетенцию на уроках математики. Однако возможно использование задач со скрытой информационной частью. Например: “Известно, что ученик 2-го класса должен каждый день уделять по 2 часа на выполнение домашнего задания. Сколько часов в неделю ученик затратит на выполнение домашнего задания?”. Таким образом, работая над данной задачей, учение невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы. Это организация учебного труда, распределение своего времени в течение дня, выполнение домашнего задания за определенное время. Задачи со скрытой , неявной информационной частью несложны в работе, и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных. Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3569
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|