Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Родная природа в изображении русских поэтов и художников - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Родная природа в изображении русских поэтов и художников


Автор(ы): Тимченко Наталья Викторовна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оформление и оборудование урока.
1. На доске:
- тема урока, эпиграф:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса …
(А.С. Пушкин)

Словарь:
  • пейзаж
  • колорит
  • гармония
  • композиция
  • олицетворение
2. репродукции картин И. Левитана “ Осень” ( 1890 ) “Золотая осень” ( 1894-1898), В. Поленова “Золотая осень” (1893).
3. выставка рисунков и иллюстраций учащихся к стихотворениям “ Родные просторы”
4. портрет П.И. Чайковского.
На уроке будут использованы отрывки из музыкального цикла “ Времена года” : “ Октябрь”, “Ноябрь”.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
( под музыку П.И. Чайковского)
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали свое отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.
Пушкина очаровывало каждое время года, но осень вызывала у него прилив сил и поэтического вдохновения .
( чтение эпиграфа)
Цель.
Учитель. Неравнодушным к осени был и писатель К.Г. Паустовский. “ Каждый любит природу по-своему и как может … Осень я изучал долго и упорно, - однажды признался он. – Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.
Прислушаемся же мудрому совету писателя и попробуем научиться по-настоящему видеть, слышать, понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны.
Учитель. Дома вы подготовили выразительное чтение стихотворений русских поэтов Х1Х века.
( Чтение стихов . Ф.И. Тютчев “Листья” и А.А. Фета “ Ель рукавом тропинку мне завесила”)
- К какому лирическому жанру относятся эти стихи? ( Пейзажная лирика)
- Что такое пейзаж? ( Картины природы)
- Что объединяет эти стихотворения? ( Перед нами картины осени, осеннего листопада)
- Давайте обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева “ Листья”. Что вы увидели, услышали в нем? ( Устное рисование)
- Каким настроением проникнуто это произведение? ( Грустным. Листья жалуются, что лето быстро прошло и хотят улететь вместе с ветром).
- Присутствуют ли в стихотворении изобразительно-выразительные средства, какова их роль? ( эпитеты – “легкое племя”, “красное лето”, “буйные ветры” - помогают создать точные образы; сравнение – “как иглы ежа”- подчеркивает отношение автора к изображаемому; олицетворение – “закутавшись, спят”, “ луга побледнели” - помогают создать психологический пейзаж, оживляют художественное пространство)
- Природа у Ф.И. Тютчева живая, одухотворенная. Мы слышим веселый лепет листьев, смену настроений в их говоре, резкие порывы ветра. Поэт стремится к вечной гармонии в природе, и порой трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинаются раздумья о человеке.
Учитель. Как пишет об осени А.А. Фет? ( чтение стихотворения “ Ель рукавом…”)
- Какой образ увидели вы в этом стихотворении? ( осенний безжизненный лес, опавшие на землю листья)
- Каково настроение лирического героя? ( Настроение изменчиво. Природа не только манит героя, но и пугает. Ему “ и шумно, и жутко, и грустно, и весело”).
- Уловили ли вы разницу в описании осени в стихах Тютчева и Фета? ( Картина осеннего листопада у Фета похожа на тютчевскую. Кругом ветер, листья кружатся, шелестят. Но у Фета листья “ мертвые”, а у Тютчева живые, говорящие, чувствующие)
- Как использует изобразительно-выразительные средства А.А. Фет в своем стихотворении? ( метафоры – “ ель рукавом мне тропинку завесила”, “листья кружатся у ног” - помогают понять душу природы; эпитеты – “ глашатай медный”, “тонко взывающий рог”, “ странник бедный” - делают текст выразительным, мелодичным).
- А какой осень увидели вы, сделав иллюстрации к стихам Тютчева и Фета?
( защита детских рисунков-иллюстраций)
- Теперь обратимся к репродукциям русского художника Левитана. Какой видит осень он?
(она ближе к картине, созданной Пушкиным в стихотворении “Осень”)
( чтение эпиграфа)
- Сравните репродукцию картины Левитана “Золотая осень” с пушкинской. Какие слова поэта художник словно перенес на полотно?
( читаются отрывки из стихотворения “ Осень”)
Рассказ ученика о художнике.
Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2991

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340