Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок по математике Дисперсия чисел
Автор(ы): Илющихина Марина Ивановна, учитель физики, информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок передачи-усвоения новых знаний, умений и навыков. Тема: Дисперсия. Её свойства. Цели урока: Познавательная: 1) передача учащимся определенной системы математических знаний, умений, навыков; 2) выработка у учащихся умения решать основные типы задач теории вероятности и применять теорию в конкретных различных ситуациях; 3) формирование представлений об идеях и методах высшей математики; 4) формирование у учащихся на материале учебного предмета высшей математики способов учебно-познавательной деятельности. Развивающая: 1) развитие мышления; 2) развитие памяти; 3) развитие элементов творческой деятельности, как качеств мышления; 4) развитие речи, заключающееся в овладении математической терминологией, а также приемами построения определений, понятий и оперирование ними. Воспитывающая: 1) воспитать у учеников любовь к выбранной профессии и данному предмету. Задача: заключается в определении свойств дисперсии случайной величины и в выводе формулы для ее расчета. Ход урока. - Организационный момент.
- Повторение старого и изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
1. Проверка присутствующих учеников на уроке. 2. Математика – королева всех наук! Без нее не летят корабли, Без нее не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь, Что по не узнаешь, а узнав не поймешь! Учитель: “Итак, математическое ожидание не полностью характеризует случайную величину” Ученик 1: “О как же так выходит я совсем пустяк”. Ученик 2: “Да, ты право, правду говоришь”. Ученик 1: “Но кто заменит вдруг меня, ведь моя формула, то всем нужна”. Ученик 2: “Да, ты сначала про себя все вспомни”. Ученик 1: “Без проблем, вот эти формулы, они известны всем. И если множество значений бесконечно, то ожидание находится как ряд, точнее его сумма: А, если величина вдруг непрерывна, то рассмотреть имеем право мы предельный случай, и вот в итоге что получим: Ученик 2: “Но это все смешно ведь ожидание не существует. Нет его!”. Ученик 1: “Нет, ожидание существует, когда является абсолютно сходящимся и интеграл и сумма”. Ученик 2: “И все же я твержу одно, нам ожидание не нужно”. Ученик 1: “Ах как же так? Да это просто ”. Учитель: “Стоп, стоп, закончим спор. Возьмите ручку и тетрадь, и в путь мы будем с вами спор решать. Но прежде чем начать, давайте вспомним лишь одно, чему отклонение от математического ожидания равно”. Ученик 3: “О, это могу вспомнить я”. Учитель: “Пожалуйста, вот мел, доска”. Ученик 4: “Разность X – М(Х) называется отклонением случайной величины X от ее математического ожидания М(Х). Отклонение является случайной величиной. Так как математическое ожидание случайной величины -величина постоянная и математическое ожидание постоянной равно этой постоянной, то М(Х – М(Х)) = М(Х) – М(М(Х)) = М (X) – М(Х) = 0. т, е, М(Х – М(Х)) =0.”. Учитель: “Да, все верно, но друзья за меру рассеяния отклонения случайной величины от ее математического это принять нельзя. И из этого последует, что рассматривают модули или квадраты отклонений. А вот теперь послушайте определение: X случайной величины – дисперсия или рассеяние – это математическое ожидание квадрата ее отклонения. Обозначается как D(X), а формула имеет вид: D(X) = М((Х – М(Х))2). (1) Теперь давайте, определим, какой же знак величине присвоим мы?”. Ученик 5: “Из свойств и определения математического ожидания можем получить, лишь одно, что как величина дисперсия неотрицательна D(X) > 0” (2). Учитель: “Учитывая равенство один получим формулу для нахождения дисперсии: D(X) = М(Х2) – (М(Х))2. Которую быть может кто – нибудь докажет”. Ученик 6: “Давайте я попробую. D(X)=M((X – М(Х))2) = М(Х2 - 2ХМ(Х)+(М(Х))2)=М(Х2) – 2М(ХМ(Х)+М((М(Х))2)=М(Х2) – 2М(Х)М(Х)+(М(Х))2=М(Х2) – (М(Х))2”. (3) Учитель: “Рассмотрим свойства случайной величины: 1. Дисперсия С – как постоянной величины равна нулю: D(C) — 0 (С – const). (4) 2. Постоянный множитель можно вынести за знак дисперсии, возведя его в квадрат: D(CX)=C2D(X). (5) 3. Дисперсия суммы двух независимых случайных величин равна сумме их дисперсий: D(X+Y) = D(X) + D(Y). (6) 4. Дисперсия разности двух независимых случайных величин равна сумме их дисперсий: D(X – Y) = D(X) + D(Y). (7) Докажем эти свойства принимая во внимание свойства ожидания: D(C) = М((С – М(С))2) = М((С – С2)) = М(0) = 0. Первое свойство доказано оно означает, что постоянная величина не имеет рассеяния так как принимает одно и тоже значение. А теперь докажем второе свойство: D(CX) – М((СХ – М(СХ))2) = М((СХ - СМ(Х))2) = М(С2(Х – М(Х))2) = С2М((Х – М(Х))2) = C2D(X). Для доказательства третьего свойства используем формулу три: D(X+Y) = M((X+Y)2) – (M(X+Y))2 = M(X2+2XY+Y2) – (M(X)+M(Y))2 = M(X2)+M(2XY)+M(Y2) – ((M(X))2+2M(X)M(Y)+(M(Y))2) = M(X2)+2M(X)M(Y)+M(Y2) – (M(X))2 – 2M(X)M(Y) – (M(Y))2 = M(X2) - (M(X))2+M(Y2) – (M(Y))2 = D(X) – D(Y). Третье свойство распростр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1267
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|