Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях


Автор(ы): Беляева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2010 года подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т.е. под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: социальная нестабильность, отсутствие действенных идеологических установок, нарастание негативных тенденций среди подростков и молодёжи (равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, распространение наркомании, преступности, проституции). Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения не только на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, но и на муниципальном. Жизненно важно воспитать в школьнике чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в нём граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
Основным звеном воспитательного процесса в образовательных учреждениях Юргинского района является патриотическое воспитание, оно направлено на реализацию Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.”
В государственной программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.
Главная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы – вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школ с органами исполнительной власти Юргинского района, райвоенкоматом, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями. Структурными звеньями патриотического воспитания являются следующие направления (см. Приложение 1).
Краеведение и поисковая деятельность направлена на освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Эта работа проводится как заместителями директоров по ВР, классными руководителями, так и работниками музеев.
Культурно-массовая работа прививает художественный вкус, потребность в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитывает музыкальную культуру).
Спортивно-туристическое воспитывает потребность в изучении истории родного края, села, района, области («100 классных проектов»), в изучении шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитывает грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных, возрождает и развивает народные спортивные игры, воспитывает здоровое спортивное соперничество между детьми и коллективами.
Военно-патриотическое направлениепредусматриваетвоспитание любви и уважения к людям старшего поколения, участникам ВОв, локальных конфликтов, интереса к историческому прошлому нашей Родины, чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества. В связи с этим на МО заместителей директоров по ВР был разработан план военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях Юргинского района на период 2007-2008 уч.год (Приложение 3), в 2008 году образовательными учреждениями была проведена большая работа по подготовке и проведению Дня Победы:
  • Акция «Памятник» (уборка территории памятников Победы);
  • Акция «Весенняя неделя добра» (помощь ветеранам, инвалидам ВОВ, труженикам тыла в уборке квартир, дворов, огородов);
  • Акция «Аллея памяти» (Посадка саженцев при участии выпускников школ и ветеранов ВОВ);
  • «Уроки мужества» – классные часы с приглашением ветеранов, инвалидов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн; беседы о ВОВ;
  • Выпуск газет, «боевых листков, посвященных Дню победы;
  • Выставка рисунков по ВОВ;
  • Проведение выставок и обзоров книг по военной тематике;
  • Поздравление открытками и поделками ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн с Днем победы;
  • Праздничные концерты (совместно с учреждениями культуры), посвященные Дню победы;
  • Митинг, посвященные Дню победы;
  • Вахта памяти;
  • Поисковая работа: выпуск альбомов «Герои моего села», «Труженики тыла» и др. по итогам поисковой работы за год;
  • Военно-спортивная игра «Зарница»;
Районные мероприятия
  • Торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы. Чествование ветеранов ВОВ, тружеников тыла;
  • Конкурс чтецов «Этих строк не смолкнет слава…»;
  • Конкурс письменных работ (эссе, рефераты, сочинения, творческие проекты, стихи) «Во славу великой Победы»;
  • Конкурс «Я и музыка»: номинация «Песни о ВОВ» среди уч-ся 4;7 кл.;
  • Фестиваль «Радуга талантов»;
  • Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир глазами детей»;
  • Традиционная легкоатлетическая эстафета «Кубок Победы», в зачет летней спартакиады школьников;
  • Традиционный турнир по мини-футболу «День Победы»;
  • VII традици...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1685

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340