Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок по математике (комбинаторике) на тему: Логика перебора
Автор(ы): Давыдова Ирина Владимировна, заместитель директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока: Образовательные: - Развитие умения решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов;
- Выработка умения применять математическую теорию в конкретных ситуациях;
- Знакомство учащихся с элементами гуманитарного знания, связанного с математикой.
Развивающие: - Развитие умения делать выбор рационального способа кодирования;
- Развитие умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор;
- Развитие умения решать задачи путём только логических рассуждений.
Воспитательные: - Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
- Прививать сознательное отношение к труду;
- Формировать ответственность за конечный результат.
Ход урока Здравствуйте, ребята! Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему “Как человек без математики жил”. Премия так и осталась не выданной, т.к. по-видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. К чему я веду свой рассказ – вы, наверное, догадались. Из урока в урок я не перестаю повторять, а вы убеждаетесь в том, что наш мир полон математики. И сегодня мы продолжим исследовать на предмет выявления (если можно так выразиться) математики вокруг нас. И речь пойдет о вас, а точнее, мы исследуем школьный учебный день ученика 6 класса с точки зрения математики. Я думаю, вы согласитесь со мной, что во всем прежде всего важен порядок, в котором есть свои законы, ничего лишнего. И поэтому, я предлагаю вам для концентрации своего внимания устный счет, который приведет ваш ум в порядок. Перед вами примеры на действия с целыми числами. Вычислите. 21+(-1)= | -2 • (-8)= | -18+5= | -216 : 36= | 10–(-10)= | 45 : (-3)= | 18–10= | 1• (-4)= | -12+(7)= | -1 • (-14)= | -13+18= | -51 : (-17)= | -21+39= | -11 • 2= | 17+(-8)= | -68 : (-34)= | -110+109= | 69 : (-3)= | -10–0= | -105 : 15= | 42+(-3)= | -8 • (-3)= | 17+(-28)= | 170 : (-10)= | -40+80= | -125 : (-5)= | -7+(-5)= | | Молодцы! Легко справились с заданием и не забыли правила действия с целыми числами. Повесив одежду, вы очень часто отправляетесь к расписанию, посмотреть порядок уроков в день. А представьте на миг, чтобы стало в школе ,если бы не было расписания. Трудно пришлось бы всем: и детям, и учителям. Даже в одном классе и то вряд ли легко решили бы проблему. В помощь тому, кто составляет расписание, решим задачу (приложение 1). Задача №1. В 6 классе в среду 5 уроков: география, русский язык, ИЗО, литература, математика. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно что математика – последний урок? Решение Закодируем Г – география, Р – русский язык, Л – литература, И – ИЗО, М – математика. ЛГРИ | ГЛРИ | РЛГИ | ИЛГР | ЛГИР | ГЛИР | РЛИГ | ИЛРГ | ЛРГИ | ГРЛИ | РГЛИ | ИГЛР | ЛРИГ | ГРИЛ | РГИЛ | ИГРЛ | ЛИГР | ГИЛР | РИЛГ | ИРЛГ | ЛИРГ | ГИРЛ | РИГЛ | ИРГЛ | Ответ: 24 варианта. Да, трудно придется тому, кто забудет порядок уроков и, не посмотрев в расписание, захочет правильно заполнить дневник. Почему математика в переборе не участвовала? Хорошо. Заглянем на каждый из уроков: географию, русский язык, ИЗО и литературу. И по возможности отыщем на них математические задания. Начнем с географии. Обратите внимание на задачу №2 (приложение 1) Задача №2. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде 3х горизонтальных полос разной ширины, разных цветов – белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику при условии ,что у каждой страны свой флаг? Решите задачу с помощью дерева возможных вариантов. Решение Флаг Варианты БСК, БКС, СБК, СКБ, КБС, КСБ. Ответ: 6 вариантов. Вопрос, ответ на который должны знать все, какой из представленных вариантов флагов – государственный флаг РФ. Задание на дом было выяснить, а флаги каких государств из представленных вам знакомы? КБС – Люксембург, Нидерланды. СБК – Югославия. Без переменки заглянем на урок русского языка. Задача №3. (приложение 1) Используя весь русский алфавит, составьте как можно больше двухбуквенных слов, используемых в русском языке. При условии, что при перестановке букв тоже получится слово русского языка. (В одном слове буквы не повторяются). Решение В ходе обсуждения на доске появляется алфавит, класс делится на 3 группы. I – выписывает слова с гласными: а,е,ё II – выписывает слова с гласными и,э,у III – выписывает слова с гласными о,ю,я I | II | III | АД, ДА | ИЛ, ЛИ | ОН, НО | АЗ, ЗА | ИМ, МИ | ОТ, ТО | АН, НА | ИН, НИ | ЯЛ, ЛЯ | АХ, ХА | УС, СУ | | | | УФ, ФУ | При обсуждении ответов, учащиеся могут не выписать слова, отмеченные АЗ – начальные сведения; ЯЛ – рабочая и учебная корабельная шлюпка; ИН – частица, используемая в начале фразы, может быть заменена на: - ну ладно!
- пожалуй!
- так и быть!
Например: Ин, сделаю так, как ты хочешь! СУ – старинная французская монета. Дополнительные задачи. (приложение 1) №4. Сколько всего двухбуквенных слов без повторений можно составить из букв В, О, П, Т? Запишите эти слова. Сколько среди них слов русского языка? Подчеркните их. №5. Запишите все трёхбуквенные слова без повторений из букв К, О, Т. Сколько среди них слов русского языка? Подчеркните их. №6. Подберите такие 3 буквы ,чтобы среди трёхбуквенных цепочек без повторений из этих букв было 2 слова русского языка. Как богат, не правда ли, русский язык? Но мы все больше убеждаемся, что и математика очень интересна и связана со многими науками. Настало время заглянуть на следующий урок. ИЗО Задача. (приложение 2) Рассмотр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2952
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|