Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по математике (комбинаторике) на тему: Логика перебора - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Урок по математике (комбинаторике) на тему: Логика перебора


Автор(ы): Давыдова Ирина Владимировна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
Образовательные:
  • Развитие умения решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов;
  • Выработка умения применять математическую теорию в конкретных ситуациях;
  • Знакомство учащихся с элементами гуманитарного знания, связанного с математикой.
Развивающие:
  • Развитие умения делать выбор рационального способа кодирования;
  • Развитие умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор;
  • Развитие умения решать задачи путём только логических рассуждений.
Воспитательные:
  • Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
  • Прививать сознательное отношение к труду;
  • Формировать ответственность за конечный результат.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему “Как человек без математики жил”.
Премия так и осталась не выданной, т.к. по-видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений.
К чему я веду свой рассказ – вы, наверное, догадались. Из урока в урок я не перестаю повторять, а вы убеждаетесь в том, что наш мир полон математики. И сегодня мы продолжим исследовать на предмет выявления (если можно так выразиться) математики вокруг нас.
И речь пойдет о вас, а точнее, мы исследуем школьный учебный день ученика 6 класса с точки зрения математики.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что во всем прежде всего важен порядок, в котором есть свои законы, ничего лишнего.
И поэтому, я предлагаю вам для концентрации своего внимания устный счет, который приведет ваш ум в порядок.
Перед вами примеры на действия с целыми числами.
Вычислите.
21+(-1)= -2 • (-8)=
-18+5= -216 : 36=
10–(-10)= 45 : (-3)=
18–10= 1• (-4)=
-12+(7)= -1 • (-14)=
-13+18= -51 : (-17)=
-21+39= -11 • 2=
17+(-8)= -68 : (-34)=
-110+109= 69 : (-3)=
-10–0= -105 : 15=
42+(-3)= -8 • (-3)=
17+(-28)= 170 : (-10)=
-40+80= -125 : (-5)=
-7+(-5)=
Молодцы! Легко справились с заданием и не забыли правила действия с целыми числами.
Повесив одежду, вы очень часто отправляетесь к расписанию, посмотреть порядок уроков в день. А представьте на миг, чтобы стало в школе ,если бы не было расписания. Трудно пришлось бы всем: и детям, и учителям. Даже в одном классе и то вряд ли легко решили бы проблему.
В помощь тому, кто составляет расписание, решим задачу (приложение 1).
Задача №1.
В 6 классе в среду 5 уроков: география, русский язык, ИЗО, литература, математика.
Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно что математика – последний урок?
Решение
Закодируем
Г – география, Р – русский язык, Л – литература, И – ИЗО, М – математика.
ЛГРИ ГЛРИ РЛГИ ИЛГР
ЛГИР ГЛИР РЛИГ ИЛРГ
ЛРГИ ГРЛИ РГЛИ ИГЛР
ЛРИГ ГРИЛ РГИЛ ИГРЛ
ЛИГР ГИЛР РИЛГ ИРЛГ
ЛИРГ ГИРЛ РИГЛ ИРГЛ
Ответ: 24 варианта.
Да, трудно придется тому, кто забудет порядок уроков и, не посмотрев в расписание, захочет правильно заполнить дневник.
Почему математика в переборе не участвовала?
Хорошо. Заглянем на каждый из уроков: географию, русский язык, ИЗО и литературу. И по возможности отыщем на них математические задания.
Начнем с географии.
Обратите внимание на задачу №2 (приложение 1)
Задача №2.
Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде 3х горизонтальных полос разной ширины, разных цветов – белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику при условии ,что у каждой страны свой флаг?
Решите задачу с помощью дерева возможных вариантов.
Решение
Флаг
I
II
III Рисунок 1
Варианты БСК, БКС, СБК, СКБ, КБС, КСБ.
Ответ: 6 вариантов.
Вопрос, ответ на который должны знать все, какой из представленных вариантов флагов – государственный флаг РФ.
Задание на дом было выяснить, а флаги каких государств из представленных вам знакомы?
КБС – Люксембург,
Нидерланды.
СБК – Югославия.
Без переменки заглянем на урок русского языка.
Задача №3. (приложение 1) Используя весь русский алфавит, составьте как можно больше двухбуквенных слов, используемых в русском языке. При условии, что при перестановке букв тоже получится слово русского языка. (В одном слове буквы не повторяются).
Решение
В ходе обсуждения на доске появляется алфавит, класс делится на 3 группы.
I – выписывает слова с гласными:
а,е,ё
II – выписывает слова с гласными
и,э,у
III – выписывает слова с гласными
о,ю,я
I II III
АД, ДА ИЛ, ЛИ ОН, НО
АЗ, ЗА ИМ, МИ ОТ, ТО
АН, НА ИН, НИ ЯЛ, ЛЯ
АХ, ХА УС, СУ
УФ, ФУ
При обсуждении ответов, учащиеся могут не выписать слова, отмеченные
АЗ – начальные сведения;
ЯЛ – рабочая и учебная корабельная шлюпка;
ИН – частица, используемая в начале фразы, может быть заменена на:
  • ну ладно!
  • пожалуй!
  • так и быть!
Например: Ин, сделаю так, как ты хочешь!
СУ – старинная французская монета.
Дополнительные задачи. (приложение 1)
№4. Сколько всего двухбуквенных слов без повторений можно составить из букв В, О, П, Т? Запишите эти слова. Сколько среди них слов русского языка? Подчеркните их.
№5. Запишите все трёхбуквенные слова без повторений из букв К, О, Т. Сколько среди них слов русского языка? Подчеркните их.
№6. Подберите такие 3 буквы ,чтобы среди трёхбуквенных цепочек без повторений из этих букв было 2 слова русского языка.
Как богат, не правда ли, русский язык? Но мы все больше убеждаемся, что и математика очень интересна и связана со многими науками.
Настало время заглянуть на следующий урок.
ИЗО
Задача.
(приложение 2)
Рассмотр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2952

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340