Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Первая встреча с Владимиром Маяковским
Автор(ы): Иванова Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I. Вступительное слово учителя с элементами беседы. Сегодня на уроке мы впервые будем говорить о жизни и творчестве русского самобытного поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930), поэтому тему обозначим просто и понятно. (Записывается тема урока, которая обозначена на доске) /В тетради постоянно ведутся краткие записи, на доске они даны в виде плана. Записи дополняются учащимися в ходе урока. 1) Автобиография Маяковского (“Я сам”, 1920, 1928 годы). 2) Работа в “Окнах РОСТА” (1919-1921 г.) 3) Стихотворение “Необычайное приключение…” (1920 г. Маяковский говорит о великом назначении поэта: если ты настоящий поэт, то должен своими стихами нести свет людям). 4) Используются тропы: метафора, гипербола; вводятся неологизмы, грубая, разговорная лексика./ – А может, я ошибаюсь, это никак не первая встреча? Что вспоминается, когда вы слышите это имя? (Учащиеся вспоминают маленького героя Маяковского – кроху и стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо”, цитируют строчки) – А что помнят наши родители о Маяковском, его творчестве? (На данном уроке присутствуют родители учащихся, они тоже подключаются к общей работе. Они говорят, что Маяковский – самый советский поэт, что он писал о Ленине, революции, партии, о строительстве нового молодого государства) – Конечно, вспоминаются строки из стихов Маяковского. Уважаемые родители, я начну строчку, а вы продолжите: 1) “Партия и Ленин – (близнец- братья)…”. 2) “Мы говорим Ленин, (подразумеваем – партия), Мы говорим партия, (подразумеваем – Ленин)”. /“В.И. Ленин”. Поэма. 1924 г./ 3) “Я знаю – город будет, Я знаю – саду цвесть, когда (такие люди в стране советской есть!”). /“Рассказ Хренова О Кузнецкстрое и людях Кузнецка”. 1929 г./ 4) “Читайте, завидуйте, я – (гражданин Советского Союза”). /“Стихи о советском паспорте. 1928 г./ В течение десятилетий в СССР знали Маяковского как самого советского поэта. Этот ярлык уже прочно прикрепился к его имени в 20-е годы XX века. Для поэта это стало большой трагедией, и, как считают, именно этот факт – одна из главных причин его загадочной смерти. Маяковский ушёл из жизни в самом расцвете творческих сил – в 37 лет. Сегодня мы откроем для себя другого, нового, молодого, дерзкого поэта Владимира Маяковского. II. О личности В. Маяковского. Когда впервые знакомишься с человеком, начинаешь с ним общаться, у тебя невольно складывается впечатление о нём. Ты обращаешь внимание на внешность (учитель показывает портрет и фотографии, где запечатлён Маяковский), на то, что он говорит и как говорит. Это впечатление может быть разным: тебе приятен человек или, наоборот, несимпатичен, а может, что-то так и не раскроется. – Сейчас вы услышите отрывки из автобиографии Маяковского (сообщение двух учащихся), которую поэт назвал “Я сам”. Работал над ней он два раза в 1920 и в 1928 годах. Самостоятельно прочитаете цитаты из его стихов, обратите внимание на их названия и поделитесь своими первыми впечатлениями о В. Маяковском. (Учащимся выдаётся печатный материал со стихами поэта) Послушайте отрывки из автобиографии В. Маяковского “Я сам”, познакомьтесь с цитатами из стихов поэта, обратите внимание на названия произведений. Поделитесь своими первыми впечатлениями о В. Маяковском (Что он любит? Что ищет? Как оценивает себя в этом мире? Какие вопросы его тревожат? Какие человеческие качества свойственны ему? Какой он поэт? и т.д.) Cтихи (Учащиеся говорят о неординарности личности Маяковского, видят в нём самобытного поэта, который ищет свою дорогу в литературе: он придумывает свои слова (занимается словотворчеством), по-особенному оценивает знакомое, лирический герой в поэзии маштабен и очень схож с самим поэтом, он способен бросить вызов мирозданию, но в то же время он одинокий и в этом одиночестве искренний, нежный, открытый, ранимый). III. Знакомство со стихотворением “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” и его анализ. 1. Вы дома прочитали данное стихотворение и, наверное, обратили внимание на строчки (написаны на доске): 1) “… а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!” 2) “Про то, про это говорю, что-де заела Роста.” Чтобы было всё понятно, обратимся к яркому факту из биографии поэта “Работа Маяковского в “Окнах РОСТА” (сообщение учащегося). 2. Инсценированное чтение наизусть стихотворения В. Маяковского “Необычайное приключение…” (читают подготовленные учащиеся). 3. Анализ стихотворения “Необычайное приключение…”. Тема, идея, образы. – В основе стихотворения лежит один эпизод. Маяковский назвал его “необычайное приключение”. В чём его “необычайность”? (В гости к поэту пришло солнце, которое ведёт беседу с поэтом и даже даёт ему советы, учит. Необычный сюжет предлагает и необычного героя – солнце очеловечено) – Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность. Однако эта история правдоподобна, и читатель в этом не сомневается. С помощью каких деталей автор делает эту историю реалистичной, правдивой? (Второй герой – сам Маяковский, не придуманный персонаж; описана деятельность поэта: он работает в “Окнах РОСТА”; точно указано место действия, используются непридуманные названия) – ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1956
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|