Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня


Автор(ы): Королева Наталья Станиславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.
Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.
В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа по русскому языку и литературе, но учителям нередко приходится сталкиваться при этом с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано.
Много времени уходит у преподавателя на обдумывание и составление сценариев мероприятий, на подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения викторин, тестов, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой ученикам для докладов. Иногда нет и достаточного опыта в организации внеклассных мероприятий по данным предметам.
Цель данной работы – оказать коллегам практическую помощь в проведении внеклассных дел по русскому языку и литературе. Автор не стремится давать учителям методические советы по внеурочной деятельности с учащимися, а описывает лишь свой опыт и надеется, что этот опыт может быть творчески использован преподавателями русского языка и литературы в их повседневной работе с учащимися.
Задачи и принципы внеклассной работы в школе
Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, - постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов.
С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы. Олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.
Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:
  1. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета.
  2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  3. Расширение запаса знаний школьников:
А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи
Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.
  1. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.
  2. Выявить особо одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности.
  3. Воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.
Среди общедидактических принципов, на которых я основываю мою внеклассную деятельность, нужно прежде всего назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Внеклассные мероприятия требуют от учителя – словесника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.
Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.
Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:
  1. добровольное участие школьников в мероприятиях.
  2. комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).
Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе
С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении я разрабатываю план мероприятий, литературе». Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемому предмету. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.
Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:
  • Литературно-музыкальные композиции;
  • Литературно-музыкальные вечера; литературные гостиные;
  • Путешествия, заседания, спорт-клубы;
  • Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны;
  • Стенная печать;
  • Экскурсии по литературным местам, в музеи, театры; походы;
  • Встречи с интересными людьми.
Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оценивать интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставлять объём деятельности и учитывать возможности ребят.
К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3-4 недели. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.
Есть, безусловно, у меня тяга к проведению литературно-музыкальных вечеров, композиций и мероприятий, которые проходят в нетрадиционной форме: (путешествия, спор-клубы, фразеологические марафоны и т.д.). Есть и любимые темы и имена. Имя поэта Сергея Александровича Есенина дорого не только мне. Со школьной скамьи зачитывалась я его стихотворениями. Учась в институте и работая в школе, я накапливала материал по творчеству и судьбе этого изумительного певца родной природы. Так появился замысел литературно-музыкальной композиции «Знакомый ваш Сергей Есенин». Эта композиция претерпевала изменения: перерабатывалась, дополнялась в течение всего периода моей профессиональной деятельности. Стараюсь проводить её в начале октября, в день рождения поэта. Если по каким-либо причинам не удаётся провести данное мероприятие, то обязательно назначаем «Есенинские чтения». Это уже традиция – проведение «Есенинских чтений» для учащихся 5-11 классов. Ребята декламируют стихотворения поэта, слушают песни на стихи Есенина, делятся своими впечатлениями о прочитанном.
В школьной есениниане накоплено очень много литературоведческих и методических альтернатив. Для меня важно показать ученикам индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций и новаторства. При подготовке и проведении данной композиции, посвящённой творчеству С.А. Есенина, опираюсь на старшеклассников, но обязательно вовлекаю ребят из 5-8 классов. Каждый вносит свой посильный вклад. Группа учащихся отвечает за оформление зала (класса), где будет проходить мероприятие. Другая группа полностью работает над композицией. Предварительно я читаю детям сценарий, вместе распределяем роли. Учащимся предлагаются стихотворения поэта. А они сами решают, кто какое стихотворение будет декламировать. Право выбора предоставляется и для освещения периодов жизни и творчества С.А. Есенина. Композиция построена по принципу хронологии. События жизни поэта созвучны с его творчеством.
  1. Детство («Низкий дом с голубыми ставнями»)
  2. Тема Родины («Над окошком месяц», «Запели тёсаные дроги»)
  3. Природа родной русской земли («Вот оно, глупое счастье»)
  4. Зрелые годы («Песнь о собаке», «Корова», «Разбуди меня завтра рано»)
  5. «Персидские мотивы» (стихотворения данного цикла)
  6. Милый сердцу образ матери («Письмо матери»)
  7. Трагические предчувствия смерти («Отговорила роща золотая», отрывки из поэмы «Чёрный человек»)
Усилиями учеников в кабинете создаётся творческая лаборатория с фотовыставкой, на которой представлены фотографии разных периодов жизни поэта. Ребята демонстрируют работу этой выставки. Они выступают в роли библиографов, рассказывая по фотографиям о жизни великого поэта. Обязательна в работе композиции выставка книг, посвящённых творчеству и биографии Сергея Есенина. Музыкальное оформление является обязательным. Оно дополняет поэтическую атмосферу данного мероприятия. Мы зажигаем свечи, гасим электрический свет и ведём задушевный разговор о прекрасном русском поэте. На присутствующих этот световой эффект также оказывает эмоциональное воздействие. Бывает очень приятно, когда после окончания композиции, ученики и гости не стремятся покинуть кабинет. Ощущение иного мира, прикосновение к тайнам поэзии – всё это производит должное впечатление и на участников, и на их родителей, и на учителей. С теми, кто принимал участие в композиции, мы потом анализируем ход мероприятия: говорим о том, что удалось, а что и не получилось. Но удовлетворение от коллективного дела испытывают все. Разработку данной литературно-музыкальной композиции вы можете найти в сборнике «Открытые уроки литературы: 9-11 классы» Н.С. Королёва. – Ростов н /Д: Феникс, 2008.
В этом же сборнике вы сможете найти сценарии литературно-музыкальных композиций и вечеров, посвящённых поэтам Серебряного века: М.И. Цветаевой, И.В. Северянину, К.Д. Бальмонту. А также поэтам, чьё творчество связано с одной большой темой «Авторская песня»: Б.Ш. Окуджава, И. Тальков. Данные мероприятия разработаны мной и прошли апробацию в МОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Курдюм» Татищевского района Саратовской области.
На базе кабинета литературы нашей школы создан мини-театр «Алые паруса». Идея создания «Алых парусов» родилась давно, когда я ещё училась в школе. Читая эту феерию, полюбила героев А. Грина. Сама даже мечтала об алых парусах. Работая в школе. Попыталась привить моим ученикам интерес и любовь к романтике. А.С. Грин говорил, что надо мечтать:
Мечта разыскивает путь.
Закрыты все пути!
Мечта разыскивает путь.
Намечены пути!
Мечта разыскивает путь.
Открыты все пути!
Ведь «Алые паруса» - это символ. Символ безграничной фантазии, мечты, в которую ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3418

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340