Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня
Автор(ы): Королева Наталья Станиславовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус. Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики. В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа по русскому языку и литературе, но учителям нередко приходится сталкиваться при этом с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано. Много времени уходит у преподавателя на обдумывание и составление сценариев мероприятий, на подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения викторин, тестов, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой ученикам для докладов. Иногда нет и достаточного опыта в организации внеклассных мероприятий по данным предметам. Цель данной работы – оказать коллегам практическую помощь в проведении внеклассных дел по русскому языку и литературе. Автор не стремится давать учителям методические советы по внеурочной деятельности с учащимися, а описывает лишь свой опыт и надеется, что этот опыт может быть творчески использован преподавателями русского языка и литературы в их повседневной работе с учащимися. Задачи и принципы внеклассной работы в школе Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, - постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов. С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы. Олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д. Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются: - Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета.
- Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
- Расширение запаса знаний школьников:
А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету. - Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.
- Выявить особо одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности.
- Воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта». Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности. Среди общедидактических принципов, на которых я основываю мою внеклассную деятельность, нужно прежде всего назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе. Внеклассные мероприятия требуют от учителя – словесника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному. Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности. Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе. Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа: - добровольное участие школьников в мероприятиях.
- комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).
Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении я разрабатываю план мероприятий, литературе». Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемому предмету. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании. Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе: - Литературно-музыкальные композиции;
- Литературно-музыкальные вечера; литературные гостиные;
- Путешествия, заседания, спорт-клубы;
- Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны;
- Стенная печать;
- Экскурсии по литературным местам, в музеи, театры; походы;
- Встречи с интересными людьми.
Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оценивать интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставлять объём деятельности и учитывать возможности ребят. К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3-4 недели. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей. Есть, безусловно, у меня тяга к проведению литературно-музыкальных вечеров, композиций и мероприятий, которые проходят в нетрадиционной форме: (путешествия, спор-клубы, фразеологические марафоны и т.д.). Есть и любимые темы и имена. Имя поэта Сергея Александровича Есенина дорого не только мне. Со школьной скамьи зачитывалась я его стихотворениями. Учась в институте и работая в школе, я накапливала материал по творчеству и судьбе этого изумительного певца родной природы. Так появился замысел литературно-музыкальной композиции «Знакомый ваш Сергей Есенин». Эта композиция претерпевала изменения: перерабатывалась, дополнялась в течение всего периода моей профессиональной деятельности. Стараюсь проводить её в начале октября, в день рождения поэта. Если по каким-либо причинам не удаётся провести данное мероприятие, то обязательно назначаем «Есенинские чтения». Это уже традиция – проведение «Есенинских чтений» для учащихся 5-11 классов. Ребята декламируют стихотворения поэта, слушают песни на стихи Есенина, делятся своими впечатлениями о прочитанном. В школьной есениниане накоплено очень много литературоведческих и методических альтернатив. Для меня важно показать ученикам индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций и новаторства. При подготовке и проведении данной композиции, посвящённой творчеству С.А. Есенина, опираюсь на старшеклассников, но обязательно вовлекаю ребят из 5-8 классов. Каждый вносит свой посильный вклад. Группа учащихся отвечает за оформление зала (класса), где будет проходить мероприятие. Другая группа полностью работает над композицией. Предварительно я читаю детям сценарий, вместе распределяем роли. Учащимся предлагаются стихотворения поэта. А они сами решают, кто какое стихотворение будет декламировать. Право выбора предоставляется и для освещения периодов жизни и творчества С.А. Есенина. Композиция построена по принципу хронологии. События жизни поэта созвучны с его творчеством. - Детство («Низкий дом с голубыми ставнями»)
- Тема Родины («Над окошком месяц», «Запели тёсаные дроги»)
- Природа родной русской земли («Вот оно, глупое счастье»)
- Зрелые годы («Песнь о собаке», «Корова», «Разбуди меня завтра рано»)
- «Персидские мотивы» (стихотворения данного цикла)
- Милый сердцу образ матери («Письмо матери»)
- Трагические предчувствия смерти («Отговорила роща золотая», отрывки из поэмы «Чёрный человек»)
Усилиями учеников в кабинете создаётся творческая лаборатория с фотовыставкой, на которой представлены фотографии разных периодов жизни поэта. Ребята демонстрируют работу этой выставки. Они выступают в роли библиографов, рассказывая по фотографиям о жизни великого поэта. Обязательна в работе композиции выставка книг, посвящённых творчеству и биографии Сергея Есенина. Музыкальное оформление является обязательным. Оно дополняет поэтическую атмосферу данного мероприятия. Мы зажигаем свечи, гасим электрический свет и ведём задушевный разговор о прекрасном русском поэте. На присутствующих этот световой эффект также оказывает эмоциональное воздействие. Бывает очень приятно, когда после окончания композиции, ученики и гости не стремятся покинуть кабинет. Ощущение иного мира, прикосновение к тайнам поэзии – всё это производит должное впечатление и на участников, и на их родителей, и на учителей. С теми, кто принимал участие в композиции, мы потом анализируем ход мероприятия: говорим о том, что удалось, а что и не получилось. Но удовлетворение от коллективного дела испытывают все. Разработку данной литературно-музыкальной композиции вы можете найти в сборнике «Открытые уроки литературы: 9-11 классы» Н.С. Королёва. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. В этом же сборнике вы сможете найти сценарии литературно-музыкальных композиций и вечеров, посвящённых поэтам Серебряного века: М.И. Цветаевой, И.В. Северянину, К.Д. Бальмонту. А также поэтам, чьё творчество связано с одной большой темой «Авторская песня»: Б.Ш. Окуджава, И. Тальков. Данные мероприятия разработаны мной и прошли апробацию в МОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Курдюм» Татищевского района Саратовской области. На базе кабинета литературы нашей школы создан мини-театр «Алые паруса». Идея создания «Алых парусов» родилась давно, когда я ещё училась в школе. Читая эту феерию, полюбила героев А. Грина. Сама даже мечтала об алых парусах. Работая в школе. Попыталась привить моим ученикам интерес и любовь к романтике. А.С. Грин говорил, что надо мечтать: Мечта разыскивает путь. Закрыты все пути! Мечта разыскивает путь. Намечены пути! Мечта разыскивает путь. Открыты все пути! Ведь «Алые паруса» - это символ. Символ безграничной фантазии, мечты, в которую ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3418
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|