Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеллектуальная игра Крестики-нолики - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Интеллектуальная игра Крестики-нолики


Автор(ы): Лущекина Ольга Борисовна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В начале 90х годов на Ленинградском телевидении существовала интеллектуальная игра для школьников “Крестики-нолики”. Учителя нашей школы взяли на вооружение принципы этой игры и по сей день активно используют в своей деятельности, решая учебные, развивающие и воспитательные задачи.
Одна из проблем современных школьников – восприятие предметов школьной программы разрозненно, невозможность охватить их единым взором. Интеллектуальная игра “Крестики – нолики” помогает ребятам по-новому взглянуть на изучаемое в школе, а также общими с учителями усилиями найти необходимые точки соприкосновения всех наук для формирования целостного представления о мире.
Игра представляет собой викторину из 9 вопросов. Но в отличие от обычных викторин ( вопрос-ответ), игра “Крестики-нолики” организуется так, что участники могут прийти к правильному ответу с помощью логических подсказок. Игра командная, поэтому ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. При этом делать это необходимо быстро, всего за 30 с. Такая форма игры одинаково подходит и старшеклассникам и ученикам средней школы.
Предлагаю 4 викторины такого типа: “Новогоднюю”, физическую ( для 9-х классов), биологическую ( для 7-х классов), и химическую ( для 10-х классов). Викторина по биологии составлена вместе с учителем биологии нашей школы Кабановой Л.П.
Организация игры.
Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде – от 5 до 10.
На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток: география, история, математика, литература, естествознание, спорт, искусство, музыка, языкознание.
География Математика Спорт
Естествознание Музыка Искусство
История Языкознание Литература
Команда ( например , “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Затем начинается аукцион. Команда может выбрать 5 подсказок. Если команда соперников хочет отобрать вопрос, она заказывает на одну подсказку меньше. И, таким образом, вопрос достается той команде, кто выберет меньшее число подсказок. Есть ограничение – число подсказок должно быть не меньше двух( 1-я и 2-я подсказки). Последние (4-я и 5-я) должны привести к правильному ответу.
После этого ведущий объявляет подсказки и включает секундомер (минута дается на обсуждение).
Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. В любом случае ведущий зачитывает все подсказки и дает правильный ответ после того, как обе команды ответили на вопрос.Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда-победитель определяется по очкам.
Новогодняя игра
1. География.
Из какой страны к нам приходит Дед Мороз?
Подсказки:
  1. Эта страна расположена на Скандинавском полуострове.
  2. Ее коренные жители саамы бережно хранят окружающую природу.
  3. Это промышленно и аграрно-развитая страна.
  4. Эту страну еще называют страной “тысячи озер”.
  5. До 1917 года эта страна входила в состав Российской империи.
Ответ : Финляндия.
2. История.
В 1700 году Петр I издал указ о перенесении празднования Нового года: “ …считать Новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и …”.
Ветви какого растения Петр I также упоминал в своем указе?
Подсказки:
  1. Это растение относится к семейству кипарисовых.
  2. Произрастает, главным образом, в умеренном поясе Северного полушария.
  3. Плоды этого растения темно-синего цвета с восковым налетом.
  4. Это вечнозеленый кустарник ( реже дерево).
  5. Его древесина устойчива к гниению, имеет специфический запах за счет присутствия в ней большого количества эфирных масел.
Ответ: можжевельник.
Математика.
Переведите на русский язык название месяца “Декабрь”.
Подсказки: даются однокоренные слова и слова - логические подсказки.
  1. Декамерон;
  2. Декалитр;
  3. Декада;
  4. Септембер – седьмой;
  5. Октобер – восьмой.
Ответ: десятый. Названия месяцев пришли к нам Древнего Рима, где Новый год сначала отсчитывался с марта. Т.о. декабрь – десятый месяц. Начало года перенесли, а названия остались.
4. Литература.
В 1983 году под Новый год на экранах появился телевизионный фильм “Чародеи”. Фильм был создан с использованием мотивов одной фантастической повести. Назовите эту повесть, и кто ее написал?
Подсказки:
  1. Продолжение этой повести называется “Сказка о трoйке”.
  2. Эпиграфом к одной из глав является следующий диалог:
  3. Учитель: Дети, запишите предложение: “Рыба сидела на дереве”.
    Ученик: А разве рыбы сидят на деревьях?
    Учитель: Ну, это была сумасшедшая рыба.
  4. Первая профессия авторов этой повести: астрофизик и переводчик с японского языка.
  5. В названии этой повести упоминается название двух дней недели.
  6. Перу авторов повести принадлежат такие произведения: “Пикник на обочине”, “Трудно быть богом”, “Град обреченный”.
Ответ: Аркадий и Борис Стругацкие “Понедельник начинается в субботу”.
5. Естествознание.
В рассказе Н.Носова “Бенгальские огни” герой рассказа прочитал книгу “Занимательная химия” и решил сделать бенгальские огни из подручных средств. В дело пошли сахар, сера, казеиновый клей и …… порошок одного металла. Какой это металл?
Подсказки:
  1. Этот металл занимает четвертое место среди химических элементов, входящих в состав земной коры, и первое место – среди металлов.
  2. В природе находится только в виде соединений.
  3. Его номер в таблице Менделеева 1
  4. Это металл серебристо-белого цвета.
  5. Из этого металла делают кухонную посуду и самолеты.
Ответ: алюминий.
6. Спорт.
Зимние Олимпиады очень часто начинаются в декабре, а заканчиваются в январе. За последние годы два раза в Новогоднюю ночь ( когда она праздновалась в Москве) был проведен финал по одному из Олимпийских видов спорта. По какому?
Подсказки:
  1. Это спортивная игра.
  2. На площадке одновременно находятся 12 игроков.
  3. Название этой игры произошло от старофранцузского слова, означающего “пастуший посох с клюкой”.
  4. Игры проводятся на ледяной площадке.
  5. В эту игру играют “настоящие мужчины”.
Ответ: хоккей.
7. Искусство.
Эта сказка была написана немецким автором как рождественский рассказ. Позднее на ее сюжет русский композитор написал замечательную музыку, и получился балет. О какой сказке идет речь и кто ее автор?
Подсказки:
  1. Композитор, сочинивший музыку для этого балета , и автор сказки независимо друг от друга написали оперу “Ундина”.
  2. Писателя звали Эрнст Теодор Амадей.
  3. Главные партии этого балета в Большом театре много лет танцевали Е. Максимова и В. Васильев.
  4. Первое название сказки – приспособление для раскалывания орехов.
  5. Второе название сказки: “Мышиный король”.
Ответ: Э.Т.А.Гофман “Щелкунчик или мышиный король”
8. Музыка.
Тема “Времена года” звучала во многих произведениях. Есть такой цикл и у П.И.Чайковского. Как называются фрагменты, посвященные декабрю и январю?
Подсказки:
  1. Первое название посвящено праздничным гуляньям.
  2. Второе – обогревательному прибору.
  3. Эти праздничные гулянья длятся от Рождества до Крещения.
  4. Прообразом второго является европейский камин.
  5. В течении этого промежутка времени христиане держат пост.
Ответ: декабрь. Святки.
Январь. У камелька.
9. Языкознание.
Команде дается открытка с пожеланием счастливого Нового года на иностранном языке. Команда должна угадать, на каком языке сделана надпись.
Весела Коледа и щастлива Нова Година!
Подсказки:
  1. Этот язык принят в стране, которая не имеет сухопутной границы с Россией.
  2. Это славянское государство, основная религия – православное христианство.
  3. Это Родина создателей славянской письменности.
  4. Это страна роз и винограда.
  5. Столица – София.
Ответ: на болгарском языке.
Викторина “Крестики-нолики” по физике для 9 класса
1. Литература: Кому принадлежат эти строки:
“Как только пламя уничтожало один ряд ракет, - они были расположены по шесть штук, - благодаря запалу, помещенному в конце каждого ряда, загорался другой ряд....”?
  1. Это написано в 1657 году в произведении “Иной свет, или Государства и империи Луны”.
  2. Автор этих строк был знаком с Пьером Ферма и Рене Декартом.
  3. Он был поэтом и философом.
  4. Этот человек страдал от кошмарного недостатка внешности - у него был очень длинный нос.
  5. Ему была посвящена и его именем была названа героическая комедия французского драматурга Эдмона Ростана.
Ответ: Сирано де Бержерак
2. Языкознание: В последние 30 лет этот минерал очень широко применяется в науке и технике, в частности, при изготовлении часов и создании лазеров. Каково древнерусское название этого минерала?
  1. Является драгоценным камнем;
  2. Красно-малинового цвета;
  3. Стоит на втором месте после алмаза в шкале твердости;
  4. Используется в качестве опор для деталей некоторых точных механизмов;
  5. Именно огнем этого камня горели очи у красавцев-коней в сказке “Конек-горбунок”.
Ответ: яхонт.
3. Математика: При решении задач по механике часто используют число , названное так еще Архимедом. Все знают его приближенное до 2 го знака после запятой значение. Назовите следующие 4 знака в этом числе. Если известно:
  1. В сумме эти числа дают 18.
  2. Эти цифры совпадают с датой ареста Джордано Бруно и окончанием Иоганном Кеплером академии.
  3. 3. Все число с точностью до 6го знака после запятой можно узнать по количеству букв в каждом слове следующей фразы: “Вот и знаю я число, именуемое так!”
  4. Эти цифры совпадают с годом 50-летия выхода книги Николая Коперника “Об обращении небесных сфер”.
  5. Первое число совпадает с 1-м знаком после запятой, второе равно сумме 1-го и 2-го, третье – если 2-й знак сложить с 4-м, а последнее соответствует целой части числа .
4. Естествознание: Название этого химического элемента дало название целой эпохи в развитии радиотехники.
  1. Был открыт в 1825 г. Шведским химиком и минералогом Й. Берцелиусом.
  2. он относится к классу полупроводников.
  3. На его последней орбите 4 электрона.
  4. Это второй по распространенности химический элемент на Земле.
  5. Он входит в состав речного песка.
Ответ: кремний.
5. История: Назовите имя великого ученого, про которого известно:
  1. Много лет он являлся членом Парламента своей страны, но ни разу так и не выступил.
  2. Математики его считали математиком, физики - физиком, астрономы – астрономом.
  3. Большую часть жизни прожил в столице, все свои открытия он сделал в провинции, куда переехал, спасаясь от чумы.
  4. В своей книге “Математические начала натуральной философии” сформулировал основные законы механики, которыми человечество пользуется по сей день.
  5. Большинству людей известен только один факт его биографии - столкновение с упавшим с дерева плодом.
Ответ: Исаак Ньютон
6. Спорт: По какой траектории движется мяч после броска на дальность.
  1. Название этой кривой в переводе с греческого “бросаю”?
  2. Эта линия является квадратичной кривой?
  3. Если бы не было воздуха, то кривая превратилась бы в параболу?
  4. Именно по этой траектории должен лететь самолет , чтобы все пассажиры оказались в состоянии невесомости.
  5. Название этой кривой связано с названием науки, изучающей движение снарядов и пуль.
Ответ: баллистическая кривая.
7. География: Какова форма Земли?
  1. До 1672 года люди считали , что Земля – шар.
  2. Развенчать идеальный шар помогли часы-ходики, которые слишком сильно изменяли свой ход при переезде из Европы в Южную Америку.
  3. С 1834 года Землю считают эллипсоидом вращения.
  4. Теперь форма Земли уподоблена перевернутому помидору или груше.
  5. В переводе на русский язык это пространственное тело называется “землеподобное”.
Ответ: геоид.
8. Искусство: Всем известна картина И.Е.Репина “Бурлаки на Волге”. А к какой части судна прикрепляли бурлацкий канат ( он назывался бичева) , чтобы прикладывать меньшую силу?
  1. Масса бичевы составляла от 200 до 300 кг.
  2. Бурлакам было труднее вести судно по высокому берегу.
  3. Бурлачество исчезло во второй половине 19 века с появлением пароходов.
  4. Точка прикрепления бичевы была самым высоким местом на судне.
  5. Это вертикальное рангоутное дерево, устанавливаемое для крепления парусов, грузовых стрел и т.д.
Ответ: бичева крепилась к мачте.
9. Музыка: Звучит песня Александра Галича “Закон природы” (Подражание Беранже). Кто автор этой песни?
  1. Настоящая фамилия Гинзбург.
  2. Этот писатель является автором сценария кинофильмов “Верные друзья”, “Вас вызывает Таймыр”, “Дайте жалобную книгу”.
  3. В 60-е годы он становится активистом течения авторской (самодеятельной) песни.
  4. Его творчество отличало злободневность содержания, остро сатирическая и политическая направленность, что не соответствовало политической обстановке в стране.
  5. 5. В 1974 году был вынужден эмигрировать из СССР. В 1977году в Париже погиб в результате несчастного случая .
Викторина “Крестики-нолики” по химии для 10 класса
1. Литература.
Из чего были выкованы шлем Гектора и цепи Прометея согласно древнегреческому эпосу?
  1. Встречается в природе в виде отдельных, более или менее правильной формы кристаллов ( и только).
  2. Цена этого вещества возрастает пропорционально не массе, а примерно квадрату их массы.
  3. При сильном нагревании бесследно исчезает.
  4. Его можно получить искусственным путем из графита.
  5. С точки зрения техники - наиболее драгоценное свойство вещества - непревзойденная никаким другим природным твердым материалом необычайная твердость, принятая условно в шкале твердости за 10.
Ответ: алмаз.
2. Языкознание.
Назовите самое неудачное название химического элемента.
  1. Химически инертен.
  2. Именно это вещество является причиной кессонной болезни.
  3. В художественных хранилищах этим веществом наполняют футляр со свертками ценных картин, чтобы предохранить краски от химических изменений под влиянием химически активных составных частей воздуха.
  4. Сопоставьте русские названия следующих латинских понятий: “зоология” и “анизоторопия”, где ключевыми являются части “зоо” и “а”.
  5. Главная составляющая воздуха.
Ответ : азот( в переводе - отрицающий жизнь)
3. Естествознание.
Князь Петр Романович Багратион - племянник знаменитого полководца - начинал свою службу в инженерных войсках. В 1840 году, будучи в чине лейтенанта и в адьютантской должности, он изобрел прибор, получивший впоследствии название “цепь князя Багратиона постоянного действия”. Как на современном физическом языке можно назвать эту “цепь”?
  1. Этот прибор представлял собой горшок с землей, пропитанной концентрированным раствором хлорида аммония, куда на некотором расстоянии друг от друга втыкали медную и цинковую пластины.
  2. Этот прибор использовался для работы телеграфного аппарата.
  3. Современное название прибора связано с фамилией известного итальянского естествоиспытателя.
  4. Этот прибор создавал электрический ток на протяжении нескольких месяцев.
  5. Аналогичными приборами мы пользуемся и по сей день и называем их батарейками.
Ответ: гальванический элемент.
4. География.
Характерное украшение пещер - сталактиты. Капли, падающие со сталактита, с течением времени образуют поднимающийся такой же столб снизу - сталагмит. Каким веществом образ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340