Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Итоговое занятие математического кружка в 5–6-х классах по теме Орнаменты и бордюры
Автор(ы): Борисова Антонина Владимировна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: - Рассмотреть основные типы бордюров и правила построения орнамента;
- Узнать, как бордюры и орнаменты использовались в русском народном творчестве;
- Научиться пользоваться различными носителями информации для получения информации и оформления результатов самостоятельной деятельности;
- Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно;
- Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию.
Оборудование: - компьютер;
- проектор;
- экран;
- выставка изделий народного творчества.
Ход занятия Презентация (Приложение 1) Слайд№1 Слайд №2 I. Вводная беседа. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. На протяжении предыдущих занятий мы с вами проводили исследование по теме “Орнамент и бордюр”. Сегодня мы подведём итог нашей обширной работы. Все вы готовились к сегодняшнему уроку: готовили сообщения, создавали свои орнаменты и бордюры, участвовали в создании выставки. Итак, мы начинаем… II. Основная часть. 1) Сообщение ученика: Когда появился орнамент? Слайд №3. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов. Слайд №4 То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, “елочный” орнамент, плетеночный (“веревочный”) узор. Слайд №5 Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности. 2) Сообщение учащегося “Что такое орнамент?” Слайд №6 Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение". Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник. 3) Сообщение учащегося “Что такое бордюр? Основные виды бордюров”. Слайд №7 Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте. На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика. Слайд №8 Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его элемент. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным переносом. Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 4) Сообщение учащегося “Бордюры и орнаменты в русском зодчестве”. Слайд №12 Слайд №13 На Руси издревле люди старались украсить терема, церкви. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В XVII веке русский зодчий Степан Иванов создал свой орнамент, который назвали “Павлинье око”, так как он был похож на рисунок пера павлиньего хвоста. Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Слайд №17 Слайд №18 5) Сообщение учащегося “Орнамент в одежде” Русская народная одежда – ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – всё это свидетельствует о вкусах и традициях народа, о его понимании красоты. Слайд №19 Праздничная одежда крестьянок по покрою была одинаковой с будничной и отличалась только обилием вышитых и вытканных узоров. Обязательным дополнением к праздничному наряду служили головные уборы. У женщин – рогатая кичка, сорока, повойник, кокошник, платок. У девушек – лента, платок, венец. Слайд №20 Во второй половине 19 века под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также рукава платьев и рубах, подолы передников, нагрудные части рубах. Слайд №22 Слайд №23 Слайд №24 Слайд №25 Особое внимание стоит уделить вышивке золотом. Её называли золотной вышивкой. Слайд №26 6) Сообщение учащегося “Городецкая роспись” Слайд №27 Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Возник он в середине 19 века в районе города Городец Нижегородской области. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Возникновение росписи берёт начало в производстве Городецких прялочных донец. Донце представляло собой широкую доску, в отверстие которой вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Слайд №28 В росписи использовались яркие сочные краски – красного, жёлтого, зелёного, чёрного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Слайд №30 Постепенно выработались самобытные приёмы Городецкой росписи. В росписи существует много простейших орнаментальных мотивов – розы – купавки, бутоны, травки, кони. С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи. Помимо т...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3327
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|