Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пенится березами мой край (образ березы в живописи, поэзии и музыке). Открытый урок по литературе в 11-м классе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Пенится березами мой край (образ березы в живописи, поэзии и музыке). Открытый урок по литературе в 11-м классе


Автор(ы): Ревелько Валентина Егоровна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1) раскрыть значение образа березы в поэзии, живописи и музыке;
2) воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе;
3) познакомить со стихами нижнекамских поэтов, посвященных березе.
Оборудование: репродукции картин И.Грабаря “Февральская лазурь”, “Березовая роща”; Левитана “Березовая роща”, А.И. Куинджи “Березовая роща”, В. Сидорова “березовый ветер”, Мухина “Первый снег”, Якупова “Утро”, Родионова “На привале. Солдатская весна”; картины выпускников нашей школы, фотографии художников, фотовыставка “Камскополянские березы”, аудиокассеты, пластинка “Песни и романсы на стихи С. Есенина”, Л. Зыкина “Растет в Волгограде березка”.
Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Олег Шестинский
Ход урока.
Учитель.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
А. Прокофьев.
Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы.
Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.
Ребята, не только Грабарь обращался к образу прекрасной березы, перед вами выставка работ художников, где героиней является это прекрасное дерево.
  • Каким настроением дышат эти репродукции художников?
  • Что вы можете сказать о картинах художников?
Рассказ ученика о картине И. Грабаря “Февральская лазурь”.
Писал свою “Февральскую лазурь” И. Грабарь зимой – весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. “Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.
И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – “плакучую” ее разновидность. И действительно, в “Февральской лазури” береза – единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.
На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой “Февральской лазурью”.
Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал “Февральскую лазурь” с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая… утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления”.
В “Февральской лазури” И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.
Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. Зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.
Наибольшую популярность до наших дней сохранила картина Куинджи “Березовая роща” (1879 г.), проникнутая здоровым и жизнерадостным оптимизмом. Художник запечатлел ликующую, омытую дождем природу, находящуюся в своей лучшей, роскошнейшей летней поре. Оригинальна композиция картины, изумительна гармония ее чистых красок.
Учитель. Ребята, перед вами репродукции картин художников Татарстана: Якупова Х.А. “Утро” и Родионова А.М. “На привале. Солдатская весна”.
  • Каким чувством овеяны эти картины?
(Ответы детей.)
Перед вами картины выпускников нашей школы, которые тоже обратились к образу березы.
  • Какую березу вы видите в этих картинах?
(Ответы детей.)
Слово предоставляется Елене Хакимовой, которая вышила картину “Березы”. Она рассказывает о своей работе, и почему выбрала именно березы.
Учитель. Береза. Что же это за дерево?
“Береза – дерево с белой корой, твердой древесиной и сердцевидными листьями”, - бесстрастно сообщает Толковый словарь русского языка.
Наверное, толковому словарю положено быть бесстрастным.
Но что касается русского языка, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сопрягалось с такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.
Едва ли кто оспорит ставшую теперь общепризнанной мысль, что истинная поэзия есть душа народа, сгусток его любви и ненависти. В этом смысле весьма примечательно, что творчество почти каждого из русских поэтов, уже оставившего след в истории литературы или штурмующего русский Парнас сегодня не обошлось без образа белоствольной кр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3294

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340