Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии
Автор(ы): Напрюшкина Валентина Федоровна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проект организации научно-исследовательской работы учащихся стал результатом многолетней работы руководителем научного общества в лицее. В нем представлены основные направления деятельности учителя, обозначены формы работы и сроки выполнения намеченного. Тема проекта: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся 7-11 классов на базе курса географии. Цель: Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии. Задачи: 1. Развитие критического и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования. 2. Обучение навыкам работы с научной и научно-популярной литературой, публицистическими и архивными материалами, информацией СМИ. 3. Обучение умению формулировать тему, ставить цели и задачи исследования. 4. Развитие коммуникативных навыков общения учащихся в ходе сотрудничества с различными учреждениями и организациями при написании работы. 5. Обучение умениям оформления текстовых, графических, статистических и других материалов. 6. Формирование навыков публичного выступления, продуманной аргументами собственных выводов, культуры рассуждения, ведения дискуссии. 7. Развитие волевых качеств, инициативы, умения преодолевать трудности и препятствия для достижения намеченной цели. Постановка проблемы Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а не организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание. Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала по одному из направлений в виде научно-исследовательской работы. Ожидаемые результаты реализации проекта Предполагается, что в результате реализации проекта выпускник лицея будет обладать следующими качествами личности: - Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике
- Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
- Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
- Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
- Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Стратегия и методы реализации проекта Для реализации проекта, выполнения поставленных задач и достижения цели планируется работа учащихся в динамике с 7(8) по 11 класс. Весь период организации научно-исследовательской деятельности делиться на 4 этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи: от диагностирования и выявления учащихся, склонных к исследовательской деятельности, до формирования у учащихся навыков самостоятельного исследования, определения перспектив дальнейшей работы и самоанализа. I этап – диагностический. 7(8) – 9 класс. Цель: выявить учащихся, обладающих развитыми творческими способностями и склонных к исследовательской деятельности, для создания микрогруппы. Задачи: - Разработка системы практических работ с элементами творческих заданий и работ с элементами исследования.
- Анализ результатов выполнения практических работ.
- Мониторинг уровня креативности учащихся.
Содержание деятельности: - Разработка практических работ, в соответствии с содержанием курса географии 7(8)-9 класса.
- Введение в практические работы заданий разного уровня сложности
1 уровень. Вопросы и задания предполагают применение знаний и умений в знакомой ситуации. Контроль умений переноса изученного материала из теоретической плоскости в область практического применения. 2 уровень. Задания связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных условиях и ситуациях. Контроль умений нахождения нестандартных решений. 3 уровень. Задания исследовательского характера, требующие интеграции знаний, полученных на разных предметах и вне учебного процесса. Контроль умений вырабатывать программу действий и создавать собственный продукт труда. - Составление диагностических карт учащихся по результатам успешности выполнения ими практических работ.
- Создание микрогруппы учащихся, отличающихся высоким уровнем креативности.
II этап – обучающий, практический, 9-10 класс. Цель: осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, позволяющем им самостоятельно выполнять реферативные работы и планировать свои дальнейшие исследования. Задачи: Организовать изучение теоретического материала по выполнению реферативных и исследовательских работ. Провести мониторинг интересов учащихся с целью определения области знаний, в которой будет выполняться работа. Научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования. Осуществить написание реферативных работ каждым членом микро группы. Содержание деятельности: Теоретическая подготовка учащихся включает в себя: - знакомство с источниками информации;
- изучение способов сбора, обработки и хранения информации;
- изучение видов и методов исследования;
- знакомство с видами научных работ;
- знакомство со структурой работы и требованиями к ее оформлению;
- и т. д.
Совместно с психологом проведение мониторинга интересов учащихся и определение области знаний (разделов географии, смежных с ней наук), где будет выполняться работа. Индивидуальные консультации с учащимися, родителями. Обучение умениям определять перспективные направления работы, формулирование темы реферативной работы. Руководство учащимися по написанию реферативной работы: - подбор первоисточников;
- составление картотеки;
- обработка теоретической информации;
- анализ информации;
- формирование доказательной базы, аргументов;
- составление собственного заключения по теме;
- оформление работы;
Защита рефератов на общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Выбор направлений дальнейших исследований учащимися. Формирование темы исследования, постановка цели, определение задач. Консультации. III этап – практический, исследовательский 10-11 класс. Цель: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя научно-исследовательские работы. Задачи: Продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях к исследовательским работам. Осуществлять руководство учащимися по выбору темы исследования, постановке целей и задач. Осуществлять мониторинг интересов и склонностей учащихся в динамике. Осуществить написание научно-исследовательской работы каждым членом группы. Содержание деятельности: Расширение и углубление теоретических знаний учащихся о видах и методах исследования. Ознакомление учащихся с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. д. Руководство учащимися по составлению графика работы. Руководство учащимися по формулированию темы исследования, постановки цели и задач. Руководство учащимися по написанию исследовательской работы: - подбор литературных источников;
- составление картотеки;
- составление плана работы;
- разработка опросных листов, тестов и т. д.
- написание работы;
- подготовки иллюстративного и демонстрационного материала;
- формулирование выводов и предложений в соответствии с поставленной задачей;
- оформление работы согласно требованиям;
- и др.
Написание отзывов научным руководителем на работы учащихся. Руководство учащимися по подготовку к защите работы, написанию аннотаций и тезисов работы к публикации. Защита учащимися работ на общелицейской конференции. Анализ результатов. Рефлексия. Совместно с психологом осуществить мониторинг интересов и склонностей, учащихся с целью дальнейшей их профориентации. IV этап – исследовательский, рефлексивный, 11 класс. Цель: самоопределение учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной, научно-исследовательской деятельности. Задачи: Продолжать теоретическую подготовку учащихся, уделив внимание формам работы с большой аудиторией. Осуществлять контроль написания научно-исследовательской работы учащимися на всех этапах ее подготовки. Провести работу по профориентации. Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся. Содержание деятельности: Обучение учащихся правилам ведения дискуссий, участия в диспутах. Организация “круглых столов”, тренингов для приобретения учащимися практических навыков ведения полемики, дискуссий со сверстниками и педагогами. Контроль научно-исследовательской деятельности учащихся на всех этапах: - подготовка работы;
- написание и оформление;
- составление доклада, аннотации, тезисов;
- защита работы;
- анализ результатов;
- и т. д.
Совместно с психологом осуществить мониторинг профессиональной ориентации учащихся. Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся и определить перспективы разработки научной темы в вузе. Творческие задания Приведенные творческие задания дополнительно включаются в содержание программных практических работ с целью выявления творчески мыслящих детей, способных к проектированию новых идей и знаний. 8 класс Практическая работа. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте. 1. Составьте схему взаимозависимости и взаимовлияния между определенными климатическими показателями. 2. Выявите зависимости между показателями для конкретных пунктов. 3. Раскройте содержание и дайте объяснение всем определенным зависимостям. Практическая работа. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования. 1. Проведите сравнение горной и равнинной рек по определенным характеристикам, показателям. 2. Выявите различия в возможности хозяйственного использования горных и равнинных рек. 3. Оцените перспективы хозяйственного использования рек с учетом природно-климатических особенностей территорий, по которым они протекают. Практическая работа. Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов. 1. Охарактеризуйте влияние природно-климатических условий на развитие сельского хозяйства. 2. Определите влияние природно-климатических условий на развитие различных отраслей промышленности. 3. Определите влияние природно-климатических условий на развитие строительства городов и транспортных магистралей (авто -, железнодорожных), развитие речного транспорта. 4. Выявите особенности бытовых условий жизни человека (архитектурные особенности жилых домов, продолжительность отопительного сезона и т.д.). 9 класс Практическая работа. Характеристика района добычи нефти, угля или газа (на примере сравнения Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна). 1. Определите, какой из бассейнов наиболее перспективен. 2. Оцените перс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2560
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|