Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии


Автор(ы): Напрюшкина Валентина Федоровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проект организации научно-исследовательской работы учащихся стал результатом многолетней работы руководителем научного общества в лицее. В нем представлены основные направления деятельности учителя, обозначены формы работы и сроки выполнения намеченного.
Тема проекта: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся 7-11 классов на базе курса географии.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии.
Задачи:
1. Развитие критического и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования.
2. Обучение навыкам работы с научной и научно-популярной литературой, публицистическими и архивными материалами, информацией СМИ.
3. Обучение умению формулировать тему, ставить цели и задачи исследования.
4. Развитие коммуникативных навыков общения учащихся в ходе сотрудничества с различными учреждениями и организациями при написании работы.
5. Обучение умениям оформления текстовых, графических, статистических и других материалов.
6. Формирование навыков публичного выступления, продуманной аргументами собственных выводов, культуры рассуждения, ведения дискуссии.
7. Развитие волевых качеств, инициативы, умения преодолевать трудности и препятствия для достижения намеченной цели.
Постановка проблемы
Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности.
Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а не организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание.
Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала по одному из направлений в виде научно-исследовательской работы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Предполагается, что в результате реализации проекта выпускник лицея будет обладать следующими качествами личности:
  1. Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике
  2. Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
  3. Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
  4. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
  5. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Стратегия и методы реализации проекта
Для реализации проекта, выполнения поставленных задач и достижения цели планируется работа учащихся в динамике с 7(8) по 11 класс.
Весь период организации научно-исследовательской деятельности делиться на 4 этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи: от диагностирования и выявления учащихся, склонных к исследовательской деятельности, до формирования у учащихся навыков самостоятельного исследования, определения перспектив дальнейшей работы и самоанализа.
I этап – диагностический. 7(8) – 9 класс.
Цель: выявить учащихся, обладающих развитыми творческими способностями и склонных к исследовательской деятельности, для создания микрогруппы.
Задачи:
  1. Разработка системы практических работ с элементами творческих заданий и работ с элементами исследования.
  2. Анализ результатов выполнения практических работ.
  3. Мониторинг уровня креативности учащихся.
Содержание деятельности:
  1. Разработка практических работ, в соответствии с содержанием курса географии 7(8)-9 класса.
  2. Введение в практические работы заданий разного уровня сложности
  3. 1 уровень. Вопросы и задания предполагают применение знаний и умений в знакомой ситуации. Контроль умений переноса изученного материала из теоретической плоскости в область практического применения.
    2 уровень. Задания связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных условиях и ситуациях. Контроль умений нахождения нестандартных решений.
    3 уровень. Задания исследовательского характера, требующие интеграции знаний, полученных на разных предметах и вне учебного процесса. Контроль умений вырабатывать программу действий и создавать собственный продукт труда.
  4. Составление диагностических карт учащихся по результатам успешности выполнения ими практических работ.
  5. Создание микрогруппы учащихся, отличающихся высоким уровнем креативности.
II этап – обучающий, практический, 9-10 класс.
Цель:
осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, позволяющем им самостоятельно выполнять реферативные работы и планировать свои дальнейшие исследования.
Задачи:
  1. Организовать изучение теоретического материала по выполнению реферативных и исследовательских работ.
  2. Провести мониторинг интересов учащихся с целью определения области знаний, в которой будет выполняться работа.
  3. Научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования.
  4. Осуществить написание реферативных работ каждым членом микро группы.
Содержание деятельности:
  1. Теоретическая подготовка учащихся включает в себя:
    • знакомство с источниками информации;
    • изучение способов сбора, обработки и хранения информации;
    • изучение видов и методов исследования;
    • знакомство с видами научных работ;
    • знакомство со структурой работы и требованиями к ее оформлению;
    • и т. д.
  2. Совместно с психологом проведение мониторинга интересов учащихся и определение области знаний (разделов географии, смежных с ней наук), где будет выполняться работа.
  3. Индивидуальные консультации с учащимися, родителями.
  4. Обучение умениям определять перспективные направления работы, формулирование темы реферативной работы.
  5. Руководство учащимися по написанию реферативной работы:
    • подбор первоисточников;
    • составление картотеки;
    • обработка теоретической информации;
    • анализ информации;
    • формирование доказательной базы, аргументов;
    • составление собственного заключения по теме;
    • оформление работы;
  6. Защита рефератов на общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия.
  7. Выбор направлений дальнейших исследований учащимися. Формирование темы исследования, постановка цели, определение задач. Консультации.
III этап – практический, исследовательский 10-11 класс.
Цель: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя научно-исследовательские работы.
Задачи:
  1. Продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях к исследовательским работам.
  2. Осуществлять руководство учащимися по выбору темы исследования, постановке целей и задач.
  3. Осуществлять мониторинг интересов и склонностей учащихся в динамике.
  4. Осуществить написание научно-исследовательской работы каждым членом группы.
Содержание деятельности:
  1. Расширение и углубление теоретических знаний учащихся о видах и методах исследования.
  2. Ознакомление учащихся с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. д.
  3. Руководство учащимися по составлению графика работы.
  4. Руководство учащимися по формулированию темы исследования, постановки цели и задач.
  5. Руководство учащимися по написанию исследовательской работы:
    • подбор литературных источников;
    • составление картотеки;
    • составление плана работы;
    • разработка опросных листов, тестов и т. д.
    • написание работы;
    • подготовки иллюстративного и демонстрационного материала;
    • формулирование выводов и предложений в соответствии с поставленной задачей;
    • оформление работы согласно требованиям;
    • и др.
  6. Написание отзывов научным руководителем на работы учащихся.
  7. Руководство учащимися по подготовку к защите работы, написанию аннотаций и тезисов работы к публикации.
  8. Защита учащимися работ на общелицейской конференции. Анализ результатов. Рефлексия.
  9. Совместно с психологом осуществить мониторинг интересов и склонностей, учащихся с целью дальнейшей их профориентации.
IV этап – исследовательский, рефлексивный, 11 класс.
Цель: самоопределение учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной, научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
  1. Продолжать теоретическую подготовку учащихся, уделив внимание формам работы с большой аудиторией.
  2. Осуществлять контроль написания научно-исследовательской работы учащимися на всех этапах ее подготовки.
  3. Провести работу по профориентации.
  4. Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся.
Содержание деятельности:
  1. Обучение учащихся правилам ведения дискуссий, участия в диспутах.
  2. Организация “круглых столов”, тренингов для приобретения учащимися практических навыков ведения полемики, дискуссий со сверстниками и педагогами.
  3. Контроль научно-исследовательской деятельности учащихся на всех этапах:
    • подготовка работы;
    • написание и оформление;
    • составление доклада, аннотации, тезисов;
    • защита работы;
    • анализ результатов;
    • и т. д.
  4. Совместно с психологом осуществить мониторинг профессиональной ориентации учащихся.
  5. Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся и определить перспективы разработки научной темы в вузе.
Творческие задания
Приведенные творческие задания дополнительно включаются в содержание программных практических работ с целью выявления творчески мыслящих детей, способных к проектированию новых идей и знаний.
8 класс
Практическая работа
. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте.
1. Составьте схему взаимозависимости и взаимовлияния между определенными климатическими показателями.
2. Выявите зависимости между показателями для конкретных пунктов.
3. Раскройте содержание и дайте объяснение всем определенным зависимостям.
Практическая работа. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.
1. Проведите сравнение горной и равнинной рек по определенным характеристикам, показателям.
2. Выявите различия в возможности хозяйственного использования горных и равнинных рек.
3. Оцените перспективы хозяйственного использования рек с учетом природно-климатических особенностей территорий, по которым они протекают.
Практическая работа.
Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.
1. Охарактеризуйте влияние природно-климатических условий на развитие сельского хозяйства.
2. Определите влияние природно-климатических условий на развитие различных отраслей промышленности.
3. Определите влияние природно-климатических условий на развитие строительства городов и транспортных магистралей (авто -, железнодорожных), развитие речного транспорта.
4. Выявите особенности бытовых условий жизни человека (архитектурные особенности жилых домов, продолжительность отопительного сезона и т.д.).
9 класс
Практическая работа.
Характеристика района добычи нефти, угля или газа (на примере сравнения Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна).
1. Определите, какой из бассейнов наиболее перспективен.
2. Оцените перс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2560

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340