Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Работа в группах на уроках географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Работа в группах на уроках географии


Автор(ы): Чалганская Любовь Ивановна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. В арсенале активных форм и методов обучения лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, ролевые игры, тематические дискуссии, всевозможные творческие олимпиады и т.д. К числу наиболее эффективных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится и работа в группах.
Организация работы в группах на уроке преследует следующие цели:
    • научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственно выполнять свои обязанности;
    • научить ребят быть руководителями в групповой деятельности или исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;
    • научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;
    • научить ребят умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других ребят.
Организация групповой работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым отдельных операций, являющихся частью целого), координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствует развитию каждого ребенка как личности.
При распределении обязанностей необходимо научить ребят подчиняться товарищам, добросовестно выполнять свои обязанности наедине с самим собой; научить следовать заданным в группе правилам поведения. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у учеников дисциплинированность. Выполнение роли руководителя для каждого одновременно почетно и ответственно. Кроме того, руководство товарищами по группе с целью координации их усилий развивает оперативность и гибкость мышления. Важным условием достижения успеха при хорошем взаимодействии членов группы друг с другом являются благоприятные личные взаимоотношения.
Организация групповой деятельности требует выполнения следующих правил:
    • обеспечение каждому возможности участия в общем деле;
    • получение опыта общения и совместной деятельности в группах;
    • использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план.
Первое условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включаться в совместную деятельность. Оптимальной является группа в старших классах численностью от 3 до 7 человек.
В рамках второго правила рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в группах. Это дает разнообразный опыт общения, усвоения различных форм ролевого поведения.
Третье условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе. Каждый ребенок обладает теми же правами, что и вся группа. За ребенком остается право поступить по-своему.
Работу в группах по географии я организую как на уроках, так и во внеурочное время. Во внеурочное время это, прежде всего, выполнение творческих заданий, практических работ на местности, проектная деятельность. На уроках сложнее организовать работу при изучении нового материала или закреплении изученного, легче организовать при обобщающем повторении. Как правило, в группу включаю ребят как сильных, так и слабых, с различным уровнем сформированности учебных умений и навыков. Для каждой группы готовлю набор карточек нескольких уровней сложности.
Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности, разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках.
Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда алгоритм действия ребятам уже известен, например, рассчитать амплитуду колебания температуры, отследить изменение элемента природы по карте (изменение количества осадков, температуры и т.д.), узнавание по описанию какого-либо географического объекта, явления или процесса в природе.
Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также задания на получение дополнительной информации путем наложения нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности необходимо создание новых знаний.
Каждый следующий уровень сложности, начиная со второго, как бы включает в себя все предыдущие, т.е. предполагается, что ученик, выполняющий наиболее сложные задания, легко может справиться со всеми, более простыми. Поскольку “сильных” учеников, к сожалению, меньше, чем “слабых”, то и количество карточек от одного уровня сложности к другому уменьшается.
Опыт проведения уроков в форме групповой работы в целом положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в такой работе.
Необходимо предусматривать и акцентировать внимание ребят на организации взаимопроверки с целью исключения ошибок. По окончании работы в группах обязательно подвожу итоги. Указываю на достижения для морального поощрения ребят и недостатки с целью их нейтрализации в следующий раз.
После проверки работ и выставления итоговых оценок обязательно еще раз акцентирую внимание на успешно выполненных заданиях и допущенных ошибках, чтобы не допустить обвинений в адрес одного из членов группы другими.
В организации групповой работы существует целый ряд трудностей .
1. Высокая наполняемость классов. При делении на группы затруднено их размещение в кабинете так, чтобы оградить от шумового воздействия других групп.
2. Трудности в подготовке материалов. Подготовка разноуровневых материалов в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей.
3. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Межличностные отношения в некоторых классах таковы, что работа в группах вообще невозможна, т.к. психологически травмирует ребят.
4. Ребята не обладают навыками совместной работы, т.к. этому в младшем школьном возрасте специально их не учат. Требуется выработать единые правила организации работы в группах с тем, чтобы у ребят сложилось единое однозначное восприятие такой работы.
5. Школьная мебель не позволяет комбинировать, вносить элемент новизны, что, безусловно, имело бы положительный эффект. Известно, что наибольший контакт достигается при определенном размещении членов группы.
Порядок работы на уроке.
1. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.
2. Создание групп учащихся.
3. Определение содержания, этапов и времени групповой работы.
4. Выполнение работы в группе.
5. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.
6. Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.
Оценка работы группы.
Существует несколько способов оценивания работы учащихся в группе. Возможно выставление всем членам группы одинаковых оценок за общий суммарный результат работы без учета личного вклада каждого. Можно оставить право выставить оценки за членами группы. Тогда группе в зависимости от общего итога работы начисляется определенное количество баллов, например, 20, а распределят их внутри группы без участия учителя, выставив каждому оценку соответственно вкладу в общую работу. Тогда кто-то может получить “отлично”, а кто-то “удовлетворительно”. Такой вариант можно использовать только тогда, когда есть уверенность в том, что оценки ребятами будут выставлены объективно.
Примеры карточек различного уровня сложности для групповой работы на уроке

Тема: Климат.
Факторы, определяющие особенности климата. Основные элементы климата.

Карточка № 1.
1. Какая закономерность связывает температуру воздуха и угол падения солнечных лучей?
2. Циклональная или антициклональная погода преобладает в нашей местности зимой? Летом?
Ответ аргументируйте.
Карточка № 2.
1. Дайте определения терминам.
Суммарная радиация, радиационный баланс, температурные инверсии, испарение, трансформация, испаряемость, циклон, атмосферный фронт, циркуляция.
Карточка № 3.
1. В каком направлении по вертикали движется воздух в циклоне и антициклоне? Как распространяется дым, выходящий из труб, при циклональных и антициклональных условиях погоды? Ответ поясните.
2. Почему в городе и его окрестностях снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? В какой части (микрорайоне) нашего города снег сойдет раньше? Ответ аргументируйте.
Карточка № 4.
1. Что показывает амплитуда колебания температуры? Определите амплитуду колебания температуры в Мурманске и Верхоянске. Сравните, объясните различие. В каком климатическом поясе они лежат?
2. Выберите правильный ответ:
А/ При движении с запада на восток температура января ……(увеличивается, уменьшается, остается неизменной).
Б/ При движении с севера на юг температура июля ……. (увеличивается, уменьшается, не изменяется).
В/ При движении с запада на восток температура июля……(увеличивается, уменьшается, не изменяется).
Г/ Количество осадков с запада на восток………(увеличивается, уменьшается, не изменяется).
Д/ Величина испаряемости с севера на юг………(увеличивается, уменьшается, не изменяется).
Карточка № 5.
1. На основе чего составляется синоптическая карта? Какие сведения с ее помощью можно получить и кому, людям каких профессий, они нужны?
2. Чем объясняется географическое положение полюса холода в районе Оймякона? Ответ проиллюстрируйте схематичным рисунком.
Карточка № 6.
1. Почему важнейшим показателем климата является радиационный баланс? Что он выражает?
2. В какую воздушную массу трансформируется кУвм при движении с Восточно - Европейской равнины на Среднесибирское плоскогорье? Время года – зима. Ответ аргументируйте.
Карточка № 7.
1. Что показывает коэффициент увлажнения? Определите коэффициент увлажнения для Самары, Архангельска, Астрахани. Сравните, объясните различия. По карте растительности определите, в какой зоне находится каждый из этих пунктов?
Тема: Внутренние воды России.
Карточка № 1.
1. Назовите реку, море, куда она впадает, канал.
Река берет свое начало на...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3076

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340