Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Функциональные таблицы как условие формирования социокультурной компетенции учащихся 5-х классов на уроках английского языка - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Функциональные таблицы как условие формирования социокультурной компетенции учащихся 5-х классов на уроках английского языка


Автор(ы): Мазурова Ульяна Андреевна, студент


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах экономики, политики и культуры сделали особо актуальной проблему межкультурного общения. В настоящее время особую значимость приобретают те средства обучения, которые направлены на максимальное развитие коммуникативных особенностей учащихся. Одними из таких средств являются функциональные таблицы, которые позволяют овладеть умением иноязычного общения, опираясь при этом на раскрытие творческих возможностей и резервов личности обучаемого.
Проблема формирования социокультурной компетенции учащихся школьного возраста исследовалась многими авторами: Каган М.С., Халеевой И.И., Манджиевой С.И., Чукашевой Т.В., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Мурасовой А.Р., Хамгоковой Н.Ж., Азимовым Э.Г., Щукиным А.Н., Починок Т.В., Елизаровой Г.В., Пассовым Е.И., Петровой М.Г., Баграмянц Н.Л. По их мнению, личность должна получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способной к участию в диалоге культур, иметь представление как о культуре страны изучаемого языка, так и о родной культуре.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования – «Функциональные таблицы как условие формирования социокультурной компетенции учащихся пятых классов на уроках английского языка». Исходя из выбранной темы исследования, были определены его объект, предмет, цель.
Цель исследования – разработать функциональные таблицы к УМК «Opportunities Elementary» как средство формирования социокультурной компетенции у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
В связи с выбранной целью исследования был установлен ряд исследовательских задач:
  • изучить особенности формирования социокультурной компетенции;
  • установить значение наглядности на уроках иностранного языка;
  • выделить характерные особенности учебной деятельности обучающихся пятых классов;
  • установить значение функциональных таблиц для формирования социокультурной компетенции;
  • проанализировать УМК «Opportunities Elementary»;
  • составить функциональные таблицы.
Ведущей педагогической стратегией, по мнению Н.Е. Буланкиной, становится «эффективное культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве (личностно-ориентированный подход) с ценностной ориентацией (аксиологический подход), позволяющее личности правильно ориентироваться в современном глобальном информационном пространстве (киберпространство), осмыслять его как совокупность культурных достижений (культурных концептов) человеческого общества, готовиться к взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур». [А.Р. Мурасова, 2007: 13]
С.И. Манджиева добавляет, что одним из приоритетов в обучении иностранному языку является введение национально-регионального и поликультурного компонентов в содержание языкового образования и выделяет две группы принципов отбора содержания обучения ИЯ – общепедагогические и лингводидактические.
Т.В. Починок предлагает использовать социопрагматические упражнения, которые будут способствовать активизации полученных культурно-психологических знаний, приобретенных на коммуникативной ступени и представленных в виде “Culture Capsules” и которые можно разделить на коммуникативно-прагматические и интерактивные задания. Так, коммуникативно-прагматические задания предлагают тренировку по выбору и использованию социокультурных стратегий в речевом поведении в соответствии с обозначенными коммуникативными целями, содержанием и особенностями контекста:
  • «Употребление этикетных формул речевого поведения в адекватном социокультурном контексте.
Task “Let’s not chat”. Deal with the following situation when one of the two in a pair is not in the mood to have a chat, and he tries to bring the conversation to a close politely. The situation:
You are sitting in the cinema waiting for a movie to start. A very talkative man takes a seat close to you. He is eager to chat, but you are not in the mood and just want to relax. Try to ignore the conversation politely.
  • Замена неадекватного варианта речевого поведения культурно-адекватным вариантом.
  • Выбор и реализация приемлемого в социокультурном плане речевого поведения».
[Т.В. Починок, 2007: 4]
Интерактивные задания, в свою очередь, направлены на использование и варьирование адекватными социокультурными стратегиями с целью моделирования аутентичного речевого поведения в ситуациях межкультурного общения:
“Work in pairs. Initiate and conclude a dialogue with your partner showing delight and joy from the meeting of your friend. Don’t forget to smile. Bring your talk to a close politely”.
[Т.В. Починок, 2007: 6]
Баграмянц Н.Л. предлагает использовать ролевые игры при формировании социокультурной компетенции, в которых дается обширная социокультурная информация: знакомство с существующими традициями и сторонами бытовой, организационной, управленческой культуры стран изучаемого языка. «Чем шире и разносторонне информированы участники игры об этих сторонах жизни носителей языка, тем эффективнее языковое общение». [Баграмянц Н.Л., 2006: 58]
Использованию принципа наглядности и реализующих его содержание средств обучения придается решающее значение, так как наглядность рассматривается в качестве основного источника формируемых речевых навыков и умений. [Голуб Б.А., Т.И. Ильиной, Пассовым Е.И.]
Рассмотрев психофизиологические особенности обучающихся среднего школьного возраста, который охватывает 5-8 классы [М.Л. Вайсбурд, 2001: 109], следует отметить, что «у подростков продолжают совершенствоваться номенклатура и отбор языковых средств, их комбинаторика, способы формирования и формулирования мысли, совершенствуются все речевые механизмы». [Зимняя И.А., 1991: 124], [Азимов Э.Г., Щукин А.Н., 1999: 44]
В.П. Кузовлев, О.В. Пономаренко сожалеют, что во многих упражнениях некоторых УМК по английскому языку принцип избыточности заменяется принципом «недостаточности» или принципом «отсутствия» речевого материала. «При выполнении таких упражнений, - по их мнению, - у учащихся будут возникать сложности с выражением своих мыслей на английском языке, так как авторы УМК не предоставили учащимся достаточное количество лексических средств». [В.П. Кузовлев, О.В. Пономаренко КМ №6, 2003: 52]
Авторы статьи все же находят выход и предлагают использовать на уроках английского языка функционально-смысловые таблицы (ФСТ), которые представляются одним из способов индивидуализированной организации материала при формировании социокультурной компетенции и навыков устной речи.
Отметим, что в основе функциональных таблиц лежит принцип функциональности, предполагающий осознание со стороны учащихся функциональной предназначенности всех аспектов изучаемого языка, т.е. каждый ученик должен понять, что может дать лично ему практическое владение языком.
О.В. Пономаренко отмечает, что «наиболее благоприятным этапом для повторения ранее изученного материала является стадия комбинирования на этапе формирования лексических навыков говорения при работе с ФСТ». [О.В. Пономаренко КМ №4, 2005: 2]
Функционально-смысловые таблицы могут использоваться в коммуникативной технологии в качестве речевых упражнений, обеспечивая:
  1. «речевую стратегию и тактику говорящего;
  2. новизну ситуации и актуализацию взаимоотношений участников общения;
  3. определенный уровень речевой активности и самостоятельности говорящих;
  4. вербальное и структурное разнообразие высказываний». [Пассов Е.И., 2003: 118]
Новизна ситуации определяется темами, предложенными обучающимся для обсуждения. Известно, что объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде.
Функционально-смысловые таблицы могут расширить страноведческую информацию, ознакомление с которой поможет учащимся свободно рассказывать об иностранной культуре, о своей родной культуре и традициях.
Учебник для пятого класса Opportunities Elementary под редакцией Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska адресован учащимся средней школы и предназначен для продолжения изучения иностранного языка на уровне Elementary.
Учебно-методический комплекс пятого класса рассчитан на 70-75 часов и включает: Книгу для учащихся (Students’Book with FREE Mini-Dictionary), Книгу для учителя (Teacher`s book with tests and extra activities), Рабочую тетрадь (Language Powerbook including Mini-Grammar), Тестовые материалы (Test Book), звуковые приложения (Class Cassettes/CDs, Reading Texts Cassette), Companion Website.
Учебник написан с учетом современных требований к обучению иностранным языкам, к которым в первую очередь относится коммуникативная направленность всех компонентов учебного процесса. Содержание учебника и предлагаемое в нем направление работы обеспечивает создание надежных предпосылок для развития коммуникативной компетенции на последующих этапах обучения в условиях непрерывного языкового образования.
Учебник содержит задания и упражнения для развития речевых умений учащихся на основе расширения лексического запаса и грамматических средств и навыков, формирование которых началось в предыдущие годы. Речевое развитие учащихся осуществляется в процессе их общения, организованного в рамках предлагаемой тематики. Объем текстов для обучения аудированию и чтению остается неизменным, формируются навыки проектной деятельности. Материал учебника способствует общему развитию учащихся и помогает решать задачи в процессе обучения.
Учебник состоит из 16 модулей, содержащих:
  • Grammar Focus lessons guide students through the language and give thorough grammar practice.
  • Skills Focus lessons and Communication Workshops provide a solid skills base.
  • Learning Strategies throughout teach students how to become independent learners.
  • Culture Corners give students a taste of life in the English speaking world.
  • Regular use of the FREE Mini-Dictionary extends students’ vocabulary further.
  • Graded activities in the Language Powerbook provide practice for students of mixed levels.
В процессе развития устной речи особое внимание уделяется обучению самостоятельному высказыванию. Самостоятельность высказывания возможна при соблюдении нескольких условий: наличие мотивации, интерес к предлагаемой теме, знание того, что сказать, владение соответствующими языковыми средствами для оформления высказывания. Мотивация обеспечивается в первую очередь той тематикой, которая предлагается для высказывания. Темы учебника близки детям и соотнесены с их собственным жизненным опытом, поэтому каждому ученику есть, что сказать в связи с предлагаемыми заданиями.
Умению сформулировать свою мысль способствует хорошо усвоенная лексика каждого юнита, закрепление которой происходит с помощью так называемых функционально-смысловых таблиц, представленных на страницах книги для ученика. В общей сложности в книге для ученика представлены 22 таблицы, способствующие формированию и совершенствованию умений и навыков устной диалогической речи.
Несмотря на все выявленные положительные стороны содержания учебного пособия, учащиеся могут столкнуться с проблемой нехватки информации, содержащей лингвострановедческую информацию, так как в книге для ученика представлено всего 10 текстов на культурологическую тематику. Заинтересованные рассказать о своей стране, родном городе, они не смогут сообщить своему другу о достопримечательностях своей Родины, в том числе и «малой родины». Для избежания обозначенной проблемы предлагаю обратиться к анализу использования функциональных таблиц на уроках английского языка, их положительного влияния на процесс совершенствования школьником умения вступать в диалог и адекватно реагировать на реплики партнера.
Так, при составлении функциональных таблиц учитываются общепедагогические принципы, а именно соответствие цели языкового образования (т.е. развивающее обучение личности в полилоге культур), учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; учет сфер общения в рамках программного материала; наглядность при отборе содержания; познавательная ценность отобранных культурных универсалий. Функциональные таблицы соответствуют и лингводидактическим принципам, включающим в себя учет универсальности культурных концептов; учет этнокультурного компонента; учет поликультурности образования.
При составлении функциональных таблиц необходимо учитывать и принципы отбора лексических единиц. Так, М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая предлагают следующие принципы отбора лексических единиц: «частотность; тематический принцип; сочетаемость; словообразовательная ценность; строевая способность слова; многозначность слова; стилистическая неограниченность; образцовость; исключение синонимов; соответствие учебному процессу». [М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая, 1976: 200]
Принцип коммуникативной направленности также имеет важное значение. Этот принцип предполагает включение в сферу реального общения на данном языке как в позиции говорящего, так и слушающего, расширяет возможность предмета, стимулирует речь, заставляет говорить о реальных фактах, использовать изучаемый язык с целью общения. [Т.В. Чукашева, 2006: 82]
При составлении функциональных таблиц были приняты во внимание 4 принципа отбора лексических единиц: частотность; тематический принцип; сочетаемость; соответствие учебному процессу.
Согласно принципу частотности в функциональные таблицы входят слова, наиболее часто употребляемые в языке и необходимые для рассказа о себе, о своих интересах.
Согласно тематическому принципу в функциональные таблицы входят слова, связанные по смыслу с темой обсуждения.
Так, на протяжении изучения юнитов учащиеся делятся мнениями о том, как они провели свое свободное время, болели ли они или их друзья, что можно делать дома или в школе, а что нельзя, раскрывали тайны своих питомцев. Функциональные таблицы могут быть представлены словами, относящимися к разным темам.
Согласно принципу сочетаемости функциональные таблицы содержат слова, которые отличаются особенностями лексической сочетаемости с другими словами. Безусловно, слова должны быть изучены в соответствии с требованиями учебного процесса.
Принцип коммуникативной направленности также лежит в основе предложенных функциональных таблиц.
Остальные принципы отбора лексики можно считать второстепенными, так как учащиеся среднего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей, например, могут не усвоить многозначность слов, запутаться в словообразовательных элементах построен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.10.27 | Просмотров: 2283

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340