Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок для учащихся хореографического и художественного отделений ДШИ: История одного шедевра - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок для учащихся хореографического и художественного отделений ДШИ: История одного шедевра


Автор(ы): Вязникова Лилия Геннадьевна, преподаватель художественных дисциплин; Щедрина Юлия Анатольевна, преподаватель музыкальной грамоты, истории хореографии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма мероприятия: интегрированный урок-сообщение.
Вид мероприятия: групповой, для учащихся старших классов хореографического и художественного отделений.
Цели:
  1. Познакомить учащихся с деятельностью содружества “Мир искусства”, деятельностью С.П. Дягилева, творчеством А. Н. Бенуа.
  2. Познакомить с произведением И. Стравинского – балетом “Петрушка”, историей его создания, балетными исполнителями Т. Карсавиной и В.Нижинским.
Задачи:
  1. Обучающие: формировать представление о синтезе искусств “художник – музыкант – хореограф”. Научить ребенка общаться в коллективе, выступать в роли рассказчика, слушателя. Углубить знания о культурно-временных событиях рубежа веков (конец XIX – начало XX). Проследить связь русского и современного искусства. Познакомить учащихся с профессиональными терминами.
  2. Развивающие: расширить представление и знания учащихся хореографического отделения о творчестве художников, декораторов, у учащихся художественного отделения – музыкантов и балетных исполнителях. Сформировать представление об истоках народной культуры, так как именно народное творчество лежит в основе “высокого искусства”. Развивать интерес и любовь к творчеству ведущих художников, музыкантов, деятелей искусств. Расширить словарный запас. Совершенствовать свои умения и навыки в работе над композиционной темой, над ее выразительностью.
  3. Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, умение воспринимать произведения искусства. Любовь к отечественной культуре, ее истории, патриотизм, чувство гордости за многовековые культурные ценности русского народа.
Музыкальный ряд: музыка к балету И. Стравинского “Петрушка”.
Зрительный ряд: творческие работы детей по теме “Театр”. Эскизы костюмов по работам А.Бенуа, портреты И.Стравинского, Ф.Шаляпина, фотографии В.Нижинского, Т.Карсавиной. Термины, исторические даты.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, музыкальная запись балета, иллюстрации костюмов: эскиз костюма для Т.Карсавиной – Балерина, для В. Нижинского – Петрушка. Эскиз афиши, планшеты с терминами и портретами. Детские работы.
Действующие лица: В роли рассказчиков выступают учащиеся. От имени Бенуа – преподаватель художественного отделения, от имени Дягилева – преподаватель хореографического отделения.
Учитель приветствует детей. Учащиеся делятся на две группы: 1 группа – рассказчики, 2 группа – слушатели. (Первая группа готовится заранее, изучая материал с преподавателем. В нее входят как ученики художественного отделения, так и хореографического).
Содержание урока:
Рассказчик 1: “Мир искусства” – так назывался журнал, выставки, содружество, возглавленное молодыми петербуржцами, выступившими за обновление русской художественной культуры и прославление ее во всем мире. В содружество входили молодые художники – А. Бенуа, Л. Бакст, Е Лансере, литераторы – Д. Философов, А. Нурок, музыковед – В. Нувель, певец и композитор – С. Дягилев. Область художественных интересов друзей была необычайна широка. В кружке царило уважение к самой идее культуры. Культура каждого из них была врожденной, наследственной, многие происходили из семей, близких к искусству. Роль Александра Бенуа в рождении “Мира искусства” была основополагающей.
От имени А. Н. Бенуа: Я, Бенуа Александр Николаевич, родился в 1870 году. Русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын знаменитого архитектора Николая Бенуа. Учился самостоятельно. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала “Мир искусства”. Выступал против академизма русской живописи, но в тоже время и против новых художественных течений. Главным критерием в оценке художественных произведений считал их “художественность”. Был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев, принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры, был заведующим картинной галереи Эрмитажа.
Рассказчик 2: В живописи и графике Бенуа обращался к “вечным” духовным и эстетическим идеалам. Он создал особую разновидность исторического жанра, в котором сочетались хрупкая красота и гротескное изящество ушедшей в прошлое дворянской культуры с грустно – ироничным отношением к ней. (“Последняя прогулка Людовика XIV”; “Версальская серия”). Бенуа принадлежит к числу реформаторов искусства книги и театральной живописи .Он создал иллюстрации к “Медному всаднику” А.С.Пушкина. Его декорации, эскизы, костюмов отличаются художественной цельностью и тонким чувством стиля. С 1908 года оформлял спектакли антрепризы С.П.Дягилева. С 1926 года жил в Париже.
Ведущую роль Бенуа признавал и другой лидер “Мира искусства” Сергей Павлович Дягилев.
От имени С.П.Дягилева: “ Не будь влияния Бенуа на всю эту среду, из которой появились Бакст, Лансере, Добужинский – не будь, повторяю Я, этого влияния, все эти художники никогда не сплотились бы и брели бы каждый своей дорогой”.
Рассказчик 3: Бенуа был не только душой, но и мозгом кружка. Человек редкостно одаренный, он обладал способностями музыканта, актера, живописца, режиссера, литератора, художественного критика. Он был подлинным знатоком искусств. И все они, в содружестве были равно осведомлены в музыке, живописи, театре, истории и литературе. Именно он, Бенуа первым познакомил Запад с историей русской живописи. Именно Бенуа стал интеллектуальным опекуном молодого провинциала из Перми, обладателя сильного баритона, приехавшего в Петербург, чтоб стать певцом – Сергея Дягилева. Скоро неуклюжий краснощекий увалень превратился в эстета, сноба, космополита, блестящего законодателя моды, чья надменная осанка, монокль, седая прядь в волосах наводили благоговейный трепет на завсегдатаев салонов, вернисажей, премьер.
От имени С. П. Дягилева: Я, Дягилев С.П., родился в Новгородской губернии в 1872 году 19 марта. В 24 года окончил юридический факультет Петербургского университета. Кроме этого учился некоторое время в Петербургской консерватории у Р.Корсакова. Интересы мои, однако, были крайне разносторонними: Занимался живописью, театром, историей художественных стилей. В 1892 году был одним из основателей объединения “Мир искусства”, а позднее с А.Н.Бенуа – редактором одноименного журнала. В эти же годы устраиваю выставки русской и зарубежной живописи в Петербурге. На выставках своих, как и в журнале стремился выявить и объединить молодую русскую школу. Кроме этого, в сердце своем вынашивал план создания грандиозного русского национального музея, который мог бы стать величественным итогом деятельности “Мира искусства” Но проект так и остался не осуществленным. Тогда я организовал историко-художественную выставку портретов в Таврическом дворце, которая подняла еще один могучий пласт национальной культуры России. А с 1906 года вместе со своими друзьями и единомышленниками начинаю планомерно знакомить столицу всемирной культуры – Париж с отечественным искусством.
Рассказчик 4: Трепетная любовь к России лежала в основе всех начинаний Дягилева. Без Бенуа не было бы Дягилева, но без Дягилева не было бы ни журнала, ни выставок, ни “Русских сезонов” в Париже. Только его энергия и воля позволили осуществиться всем этим начинаниям.
Рассказчик 5: В 1906 году в осеннем салоне в Париже, открывается художественная выставка, освещающая два века живописи. Демонстрируется собрание русских икон, знакомит с творчеством Левицкого, Венецианова и др. Особое место занимают Бенуа, Бакст, Лансере. Выставка имела неслыханный успех.
Рассказчик 6: Сезон 1907 года был посвящен русской музыке. Состоялись знаменитые русские исторические концерты. К ним были привлечены лучшие музыкальные силы России, крупнейшие дирижеры, пианисты, певцы, такие как Федор Шаляпин. Трудно поверить, но тогда Европа почти не знала русской музыки и была потрясена ею как великим явлением. Особенно большое впечатление произвели произведения композиторов Бородина, Р.Корсакова, Мусоргского.
Рассказчик 7: Сезон 1908 года. Парижу была представлена опера. Настоящим откровением стал “Борис Годунов” с Шаляпиным в главной роли Критики уверяли, что после этого во всем мире стали играть и петь иначе, “…не так как до Шаляпина”.
Рассказчик 8: Завершили завоевание Парижа русские балетные сезоны, первый из которых состоялся в 1909 году. Причина их триумфа – в новаторстве. “Мир искусства” выступил как смелый реформатор балетного искусства. Он добился единства музыки, танца, живописи, которое превратило балет в цельный организм. Главенствующую роль стал играть художник. Бенуа, Бакст были главными помощниками Дягилева, они выступали как авторы либретто, режиссеры – постановщики, а их декорации и костюмы были не только прекрасным зрелищем, они еще несли в себе душу спектакля, определяли ритм и стиль танца. Балеты называли именем художника, а не автора музыки: “Шахерезада” – Бакста, “Сказка о золотом петушке” – Гончаровой, “Половецкие пляски” – Рериха,”Петрушка” – Бенуа.
Фоном звучит музыка из балета “Петрушка”. На первом плане – декорации и эскизы костюмов.
Рассказчик 9: “Петрушка”! Одноактный балет-бурлеск в 4 картинах. Композитор – Игорь Стравинский, балетмейстер – М Фокин. Авторы либретто – И.Стравинский и А.Бенуа.
От имени Бенуа: Осенью 1910 года, находясь в Петербурге, я получил письмо от Дягилева. Он рассказал, что Стравинский сочинил и сыграл ему “на днях” какой-то русский танец и еще “нечто”, что он назвал “криком Петрушки”. Обе эти вещи оказались в самом настоящем смысле слова гениальными. Именно тогда, уверял Дягилев, у них родилась мысль использовать эту музыку для нового балета. Сюжета пока нет, но в голову попутно пришла мысль, а не представить ли на сцене петербургскую масленицу и не включить ли в нее увеселения представление Петрушки. “Кто как не ты Шура – заканчивал письмо Дягилев – мог нам помочь в этой затее”. Я не смог отказаться от предложения. И через два дня уведомил его, что предложение принимаю.
От имени С. П Дягилева: В 1911 году в римском театре “Констанца” начались репетиции “Петрушки”. Н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.10.28 | Просмотров: 1597

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340