Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Познавательно-развлекательная игра для учащихся 4-х классов по теме Народное творчество
Автор(ы): Смирнова Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования; Лазаренко Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования, музыкальная студия
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе фольклора.Задачи: - активизация познавательного интереса школьников к народной музыке;
- создание условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала учащихся;
- создание игровой атмосферы, пробуждающей у детей интерес к народному творчеству;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
Познавательная игра была организована в форме предметной олимпиады по музыке на базе ДЮЦ силами педагогов и учащимися музыкальной студии «ALLEGRO». В игре приняли участие учащиеся 4-х классов школ города и района. В игре принимает участие 1 команда от школы, состоящая из 5 человек. Краткое описание проведения познавательной игры: Сценарий встречи состоит из 2-х частей: Сценарий № 1 «Ярмарка» – театрализованное представление открытия, перед каждым туром. Сценарий № 2 – вопросы и ответы к каждому туру, слайдовая презентация. Презентацию можно получить у автора статьи. Приложение 2 Открытие ярмарки. Сцена 1. Приветствие скоморохов. Цель-знакомство с традициями народной ярмарки. 1 тур «Умники и бублики» – тема: Хронология возникновения музыкальных инструментов. Состоит из 13 вопросов. Сцена 2. Петрушка и Матрена: Ивановна. Цель-знакомство с кукольным представлением, как неотъемлемой частью русской ярмарки. 2 тур «Танцы народов мира». История возникновения танцев народов мира. Состоит из 16 вопросов. Сцена 3. Гадание цыганки. Цель – знакомство с персонажами театрализованных ярмарочных гуляний, проведение 3 тура с «гаданием». 3 тур « С песенкой по свету». Тема: Композиторы, песни народов мира. Состоит из 9 вопросов. 4 тур – Финал. Вопросы о народной музыке в стихах. Состоит из 7 вопросов. Сцена 4. Закрытие ярмарки. Подведение итогов. Оценивание результатов проходит по следующей схеме: «Архивариус» задает вопрос, Капитан команды ответ пишет на бумаге. «Скоморохи» собирают письменные ответы и отдают членам жюри. Результаты заносятся в ведомость. Правильный ответ 1 балл. По результатам ответов выявляются победители. В качестве награждения командам вручаются почетные грамоты и диски со всей информацией о встрече. Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны районного методического кабинета г.Усть-Кута, методическая разработка отмечена 1 местом на районном конкуре методических разработок в 2008 году. Фрагменты сценария мероприятия успешно используется на уроках музыки в средних образовательных школах города. Сценарий проведения первой встречи в интеллектуальном музыкальном клубе «Лира». Звучат фанфары. На экране демонстрируется слайд об открытии музыкального клуба «Лира». Выходит ведущая встречи. Ведущая: Добрый день!Приветствую всех знатоков и любителей музыки, которые собрались сегодня в этом зале. Мы присутствуем при открытии музыкального клуба под названием «Лира». Сегодня первая игра, вы первые участники и именно вам предстоит принять устав нашего интеллектуального клуба знатоков музыки. Пока правил немного, но их нужно соблюдать, и так: – быть внимательными ко всему происходящему; – не скрывать свои знания от присутствующих; – уметь слушать других. Ваши бурные аплодисменты (дождаться аплодисментов) говорят о том, что вы принимаете эти правила. А теперь настало время познакомиться. Сегодня в клубе встречаются 10 команд (команда по очереди встает со своих мест и громко говорит название своей команды и девиз). Поприветствуем друг друга аплодисментами. Дорогие друзья представляю вам жюри, академиков музыки – «заумников музыкального мира» (представление членов жюри, учителей музыки СОШ города). Вашим преподавателям предстоит нелегкая работа. На протяжении всей встречи жюри – академики ведут ведомость. В ведомости они фиксируют количество верных ответов. За каждый верный ответ на заданный вопрос команда получает 1 балл. В конце игры жюри объявит нам команды, набравшие наибольшее количество баллов. Этим командам будут присуждены звания – «Знатоки музыки» в интеллектуальном музыкальном клубе «Лира» и они получат соответственно почетные грамоты особого образца. Поприветствуем их еще раз. Тема нашей встречи «Народное творчество». Все о народных танцах, песнях, а так же о композиторах и их произведениях, в которых использована народная тематика. Есть у нас в клубе должность «Хранителя знаний», представляю вам нашего «Архивариуса», который будет задавать вам вопросы на протяжении всей встречи. А сейчас я приглашаю вас на открытие ярмарки, но ярмарка это необычная, это ярмарка знаний. Открытие ярмарки Сцена 1. Приветствие скоморохов Звучит фонограмма песни в исполнении В. Леонтьева «Ярмарка». Выходят скоморохи, исполняют танец. Скоморох 1: Ой, вы, гой еси, люди русские! Разудалые добры молодцы, Раскрасавицы – красны девицы! Собрались мы все на праздничек, Все на праздничек да на русский день! Как на том, на веселом праздничке Разгуляемся, как захочется! Скоморох 2: Да покажут нам, добры молодцы, Удаль русскую, богатырскую! И споем еще, красны девицы, Песни звонкие, песни русские, Как певали их наши бабушки! Отгадаем загадки мудрые, Что придумали наши дедушки. Золотые припомним пословицы, Вспомним жизнь наших предков – пращуров, Сказки мудрые, слово меткое… Ведущая: Здорово девчонки! Скоморох 1: Здорово! Скоморох 2: Здорово! Ведущая: Откуда путь держите? Скоморох 1: Из города Ростова. Ведущая: И что ж там почем? Скоморох 2: Мука по мешкам, табак по рожкам, пряники по лавкам, калачи по санкам. Ведущая: И что ж вы там для себя купили? Скоморох 1: Покупку дорогую – целый мешок гороха! Ведущая: Дело ваше, вижу, неплохо. Скоморох 2: Неплохо, да не очень… Ведущая: А что случилось? Скоморох 2: Шел я по улице, выскочила собака, я – бежать. А мешок – то на беду развязался и весь горох рассыпался!.. Ведущая: Худо ж ваше дело. Худо… Скоморох 1: Было бы худо, если б не чудо! Ведущая: Какое такое чудо? Скоморох 2: Рассыпали мы мешок, а собрали – два! Ведущая: Умная, погляжу, у тебя голова! Веселые, вижу, вы девчонки! Как живете – можете? Скоморохи (поочередно). От других днями не отстаем, за нуждой к соседям не ходим. – Живем – спешим, людей смешим… – У нас затей – сто разных мастей, – У нас частушек – сто дубовых кадушек, – У нас сказок – сто полных связок, – У нас загадок – сто огородных грядок, – У нас шуток – как в стае уток, – У нас небылиц – из всех стран и столиц! – А для ваших умников привезли мы бубликов. (Берут лотки, спускаются к командам.) Ведущая: А на бубликах номерки с вопросами затейливыми. Бублик берешь, в рот кладешь, а вопрос слушаешь. Думаешь и даешь правильный ответ. Выходит архивариус начинается 1 тур «Умники и бублики». (Содержание вопросов во второй части сценария) Сцена 2. Петрушка и Матрена: Ивановна Звучит песня в исполнении В. Леонтьева «Ярмарка». Выходят Петрушка и Матрена: Ивановна с ширмой и объявлением. Ведущая: Что вы там несете? Скоморох 1: А вот коли грамотные, читайте. Ведущая: (читает). Во время зачитывания объявления, ведущие устанавливают ширму, готовятся к кукольному выступлению. «Имеем честь, предуведомить почтенную, высокопоставленную и высокообразованную публику о том, что ежедневно представляем за умеренную плату уличную кукольную комедию с веселыми приличными разговорами и при музыке шарманки. Персонажами комедии являются: любимый народный забавник Петрушка, его невеста Матрена: Ивановна. Сие представление полезно для ума, сердца и глаз, доставит приятное зрелище и приведет всякого посетителя в изумление, а посему может заинтересовать не только детей, но и людей с вполне развитым вкусом. Цены первым местам 1 рубль, и чем дальше, тем дешевле. Дети платят половину». «Кукольное представление» Петрушка: Матрена: Ивановна! Душечка! Ангелочек! Цветочек! Пожалуйста, сюда! Матрена: (за ширмой). Кто меня зовет? Петрушка: Это я, Петрушка. Матрена: Сейчас приду. Только кофею напьюсь. Петрушка: Вы слыхали, что она сначала картофелю напьется? Ведущая: Да не картофелю, кофею пьет. <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.10.29 | Просмотров: 1918
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|