Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Гуситское движение в Чехии
Автор(ы): Алишевич Лилия Анатольевна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Познакомить с ходом, итогами и значением гуситского движения
- Развивать умение работать с источниками, анализировать их и устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственное мнение на основе полученных знаний
- Воспитывать интерес и уважение к истории других народов
Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование: - Учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков»
- Раздаточный материал (фрагменты документов)
- Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков». М.:Просвещение, 2006
- Иллюстративный материал на доске. («Прага в средние века», портрет Яна Гуса, «Ян Гус на Констанцком соборе», портрет Яна Жижки, «Лагерь таборитов»)
- Запись основных понятий на доске. (Пан, гуситы, табориты, умеренные, патриот, сейм)
Этапы урока: - Причины гуситского движения в Чехии.
- Роль Яна Гуса в этом движении.
- Гуситские войны, их ход.
- Историческое значение гуситского движения
1. Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии о гуситском движении в Чехии. В конце урока попробуем ответить на вопросы: - Закономерно ли что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви? - Чем гуситские войны отличались от восстаний в Англии и Франции? Откройте учебники на стр.137(знакомая уже вам карта) - Каким цветом обозначена территория Чешского государства? - В какой части Европы находится Чешское королевство? - В состав какой империи входило Чешское королевство? Если помните, Чешское государство было образовано еще в X веке, а в XI в. чешский князь принял титул короля. После избрания императором Священной Римской империи Карла! (чешского короля) Под именем Карла IV Чехия становится сильным государством. Карл – избегал войн, но сумел расширить территорию Чехии; - попытался ограничить права панов, так называли крупных феодалов в Чехии - покровительствовал ремеслу, торговле, культуре. В Чехии пересекались важнейшие торговые пути. В Праге, столице Чехии, проводились ярмарки. Преобразилась и сама столица: был построен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита. Чехия изменялась на столько успешно, что туда стали переселяться немецкие мастера и купцы. Как и у себя на Родине они добивались в городах самоуправления, но в управлении не участвовал ни один чех. В руках немцев оказались и богатые рудники. Что же вызывало недовольство чехов? Не смотря на укрепление королевства, чехи были недовольны. И это подтверждает документ№1, прочитайте сейчас документ и найдите ответы на поставленные ниже вопросы. Приложение 1. — Какие повинности выполняли крестьяне? — Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого документа? - Как вы думаете, кто являлся самым крупным собственником земли кроме феодалов в Чехии? (в Европе) Действительно церковь, ведь ей принадлежало 1/3 всех земель страны, которые приносили ей неплохой доход. А какие еще источники богатства церкви вы помните? Что ещё беспокоило чехов в такой ситуации? Они хотели свободы и независимости от немцев и от католической церкви. 2. Их надежду на независимость, их мысли совпадали с тем, что говорил в своих проповедях Ян Гус. В Чехии не было ни одного двора, ни одной семьи, в которой не знали бы Яна Гуса. <Рисунок1> Это был профессор Пражского университета, который выступал с проповедями перед чешским народом. Какие же главные идеи проповедовал Ян Гус? Снова обратимся к документу. Документ №2 — Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами? — Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу? — В чем обвинял он священников? Постепенно от критики Гус перешел к требованию реформ. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. С кем так поступали в средние века? Но Гус не дал себя запугать, и даже покинув Прагу, продолжал свои проповеди. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший в городе Констанце, и даже предоставил ему охранную грамоту… Документ №3 — Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу? — Что произошло на соборе с Яном Гусом? Представьте, какой большой собор был по делу Яна Гуса: в совещании участвовало 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, более 100 аббатов, около 300 богословов, присутствовали император, посланцы 10 королей, князья, графы с огромными свитами. Они пытались сначала заставить Гуса отречься от своих взглядов, но это было безуспешно, и тогда…Что происходило дальше на констанцком соборе нам поможет документ №4 <Рисунок2> — Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе? Вообразите, у Гуса была возможность бежать, его друзья просили его отречься от своих взглядов, но он этого не сделал. Как вы думаете, правильно ли он поступил? Давайте с помощью слов написанных на доске попробуем ответить на вопрос «какой человек был Ян Гус»? На доске написано: двуличный, честный, смелый, тщеславный, хитрый, расчетливый, притворщик, патриот, льстец, ... Объясните, почему вы назвали Гуса патриотом? Собор большинством голосов приговорил Гуса к сожжению, и в 1415г. он был казнен. 3. Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа? Казнь была воспринята народом как сигнал к вооруженной борьбе. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами. Откройте карту на стр.200. Первое восстание гуситов произошло в Праге в 1419г. Людей участвовавших в движении гуситов арестовывали, помещали в подземелья. И сейчас мы услышим диалог двух людей, которые волей судьбы оказались в тюрьме. (Привлекаем двух учеников для чтения диалога) Во время диалога обратите внимание, как стали называть восставших, и каковы были особенности их жизни. - Кто ты, брат, и как сюда попал? - Я – Воцлав, из Брно, хотел расспросить о городе-крепости на горе. - Как? Ты, чех, не знаешь, что это Табор? - Я знал такую гору, но там не было города. - Я ведь подумал, что ты таборит. - Кто такие табориты? - Та...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.10.30 | Просмотров: 3183
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|