Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Разработка урока по географии на тему: Поволжский район
Автор(ы): Гурьянова Лилия Габделахатовна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Определить роль Волги в становлении экономики России. Продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико-географического положения). Дать знания о составе, факторах развития и хозяйственной специализации района, о проблемах, стоящих на данной территории. Продолжить формирование умения использовать карты, статистические данные как источники знания. Развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении проблемы. Оборудование: настенные карты: "Татарстан", "Поволжский район", Атласы для 9-х кл., раздаточный материал. Ход урока Играет музыка “Течет река Волга”. Стихотворение о Волге: О Волга ! После многих лет Я вновь принёс тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава как была, Кругом все та же даль и ширь, Всё тот же виден монастырь На острову, среди песков, И даже трепет прежних дней Я ощутил в душе моей, Заслыша звон колоколов. Всё то же, то же... только нет Убитых сил, прожитых лет... Учитель: Да, ребята, во все времена Волга была артерией земли русской, и несомненно она составляет экономический стержень того района, который мы сегодня будем изучать с вами. На доске: "Тема: Поволжский район". План: - Состав Поволжского района.
- Особенности ЭГП
- Население.
- Народное хозяйство.
Учитель: Прежде чем путешествовать по экономическому стержню, определим состав района. Вопрос: Определите, какие субъекты федерации входят в состав данного района? Работа с атласом и учебником. Республика Марий Эл, Чувашская республика, Республика Татарстан, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область. Учитель: Итак, сколько же республик и областей входят в состав Поволжского региона? (3 республики, 5 областей). Учитель: А теперь давайте подберем пары: Республика - название столицы; Область - областной центр. Ученики: Республика Марий Эл. - г.Йошкар - Ола Чувашская республика - г.Чебоксары Республика Татарстан - г.Казань Ульяновская обл. - г.Ульяновск Самарская обл. - г.Самара Саратовская обл. г.Саратов Волгоградская обл. - г.Волгоград. Астраханская обл. - г.Астрахань. Учитель: В пределах этой территории S составят 458 тыс. км2. А теперь рассмотрим положение района по отношению к соседним районам и транспортным магистралям. - Как мы называем этот термин? (ЭГП - экономико-географическое положение). - По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.
- Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
- Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия
обрабатывающей промышленности в обратном направлении. Учитель: Какой вывод можно сделать по ЭГП Поволжского района? (Район имеет очень выгодное ЭГП). Учитель: Переходим к следующему вопросу нашего урока - население. Обратимся к таблице приложения №1 стр. 284 - 285 учебника. Н = 17089 тыс. чел. Р = 37 чел на 1 км2 Уровень урбанизации - 70 % Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (13 городов). Учитель: И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Саратов, Волгоград). Учитель: Давайте поиграем: Прочитайте задание карточки №1. "Определите, о каком поволжском городе идёт речь?" Распространённое объяснение названия - перевод с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.” (Саратов). Учитель: Откройте атлас на стр. 8-9. Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза? (Разнообразие цветовой гаммы). Учитель: О чем это говорит? (Район достаточно многонационален: марийцы, чуваши, русские, татары и т.д.). Учитель: Вспомним, одной из крупнейших народностей России после русских какая является? (Татары). Учитель: Заслушаем сообщение об элементах татарского костюма. Сообщения учащихся. Река Волга сейчас - цепочка водохранилищ. Определим по карте водохранилища Волги. Ученик: Нижнекамское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское. Учитель: Созданием этих водохранилищ стремились решить следующие задачи: - Увеличить производство электроэнергии.
- Увеличить водоснабжение промышленных центров.
- Превратить Волгу в глубоководный транспортный путь.
А давайте подумаем, опра...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.10.30 | Просмотров: 2299
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|