Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Статья Интеграционная основа синдрома эмоционального выгорания - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Статья Интеграционная основа синдрома эмоционального выгорания


Автор(ы): Сингач Тамара Яковлевна, психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В деятельности педагогов всегда присутствует эмоциональное напряжение. Переживаемые эмоциональные состояния могут сопровождаться ответными, ярко выраженными вегетативными сдвигами: изменением цвета кожных покровов лица и шеи, тремолом конечностей, изменением тембра голоса, учащением дыхания и сердцебиения. Всё это можно отнести к симптомам постепенного эмоционального утомления.
Длительное пребывание человека в таком состоянии приводит к появлению у него синдрома “эмоционального выгорания”. Именно такое определение ввёл американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг (1974).
В настоящее время синдрому “эмоционального выгорания” присвоен диагностический статус (ТКБ-10: 73 – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).
Вышеизложенное убеждает в актуальности исследований, направленных на выяснение основного ядра причинно-следственных факторов, составляющих интеграционную основу синдрома “эмоционального выгорания” педагогов.
Согласно К. Маслач, выгорание может проявляться в виде трёх стадий:
На первой стадии человек истощён эмоционально и физически. Он может жаловаться на плохое самочувствие, головную боль, разбитость, упадок сил, плохое настроение. Эти признаки и симптомы проявляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе.
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощённым даже после продолжительного сна. Для трудовой деятельности требуется специальный настрой, но и это не всегда помогает.
У педагога может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к людям, с которыми он работает. Появляются первые срывы либо апатия. Для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Заключительная стадия, полное выгорание, которая согласно К. Маслач, обнаруживается не часто, выливается в полное отвращение ко всему на свете. Педагог обижен на себя и на всё человечество. Жизнь кажется неуправляемой, человек не способен соответственно выражать свои эмоции и не способен к сосредоточению. Он может подвергать сомнению не только ценность своей работы, профессии, но и самой жизни в окружающей его действительности.
Итак, сгорают, как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе люди, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, т.е. реализующие модель служения.
На протяжении нескольких последних лет мы изучаем уровень выраженности синдрома “эмоционального выгорания” в педагогическом коллективе лицея № 12 города Барнаула. Нас интересовал не только уровень проявления синдрома “эмоционального выгорания” у педагогов, но и интеграционная основа факторов, влияющих на его проявление.
Педагогическому коллективу был предложен специальный Опросник (методика Поттера), состоящий из 43 позиций, заключенных в 12 блоков, позволяющих оценить значимость и влияние отдельных факторов, обуславливающих синдром профессионального выгорания. В исследованиях приняло участие 38 педагогов и мастеров производственного обучения, фактические данные были подвергнуты статистической обработке (Приложение).
Следует учесть, что оценка каждого утверждения, представленная в Опроснике, производилась по 9-ти бальной шкале, и, следовательно, её медиана – “5” является своеобразным рубежом между позитивным и негативным полюсами. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что у членов педагогического коллектива не наблюдается ярко выраженного синдрома “эмоционального выгорания”. По всем позициям теста выставленные респондентами оценочные баллы находятся в позитивном поле от 1.5 до 5 баллов. Вместе с тем, представляет интерес выделение наиболее значимых составляющих феномена “эмоционального выгорания”.
Наибольший вес имеет позиция “двусмысленности”. Она обусловлена тем, что педагоги работают в условиях, когда правила работы постоянно меняются. Откорректировать этот процесс в сложившихся условиях сложно, так как администрация лицея зачастую зависима от приказов и инструкций, поступающих сверху.
2-ой по значимости, составляющей феномена профессионального выгорания, - “перегрузка”. К сожалению, следует признать, что уменьшить её влияние навряд ли удастся. Большинство педагогов, мастеров производственного обучения вынуждены работать больше, чем на ставку. Респонденты считают, что того времени, которое остаётся у них от работы, крайне не достаточно для благополучия их личной жизни.
На третьем месте параметр – “наказание”. Респонденты склонны обижаться на руководителей. Наиболее часто встречались следующие определения: “мой руководитель излишне критичен”, “кто-то ещё пользуется плодами моей работы”, “моя работа недооценивается”, “меня обвиняют в ошибках других”.
4-5 места имеют равное число баллов. Это – “плохая работа команды”, “плохая отдача”. Несмотря на то, что уровень оценки находится в позитивном поле, именно по этим позициям возможна продуктивная коррекция. В психологическом смысле понятно, что труд человека должен быть заметен и социально подкреплён. Реализация этой позиции нам кажется вполне доступной. Это могут быть словесные оценки, инструктирование, афиширование результатов. Каждому хочется, чтобы его заметили.
6-ое место – “непродуктивность, скука”. Респонденты отмечают, что выполняемая работа их не стимулирует. Много времени тратится на выполнение малозначительных задач.
7-ое место – “неумение управлять конфликтом”.
8-ое место – “бесполезность”, неудовлетворённость ожиданий успехов, продвижения по служебной лестнице.
9-ое - 10-ое место – “сомнение, отчуждение”. Респонденты проявляют неверие в значимость того, что они делают.
Статистическая значимость фактических оценочных баллов по 8, 9, 10 позициям отсутствует при Р<0.05, однако, выявленная нами тенденция может быть условно включена в десятку факторов, составляющих интеграционную основу феномена “эмоционального выгорания” педагогов.
Проведённые исследования позволяют сделать вывод о целесообразности использования в качестве диагностического инструмента Опросника Поттера. Его применение открывает возможность получения информации по наиболее значимым факторам профессиональной социализации, своевременная коррекция которых обеспечит устранение синдрома “эмоционального выгорания” педагога, тем самым решится вопрос здоровьесберегающих ресурсов.
Как помочь себе? Существуют естественные способы регуляции организма и саморегуляции.
Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма.
Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или наметилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да, и мы обнаружили, что некоторыми из них пользуются специалисты.
Поэтому важно: разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете; осознать их; перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием; освоить способы само...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.10.31 | Просмотров: 1179

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340