Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Урок экономики в 10-м классе Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость
Автор(ы): Задорожная Ирина Николаевна, учитель математики, экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость. Экономическая модель Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены. Цель экономической деятельности людей – удовлетворение своих потребностей путём использования ограниченных ресурсов, производства, распределения и потребления различных товаров и услуг. Те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства, называются факторами производства, их четыре: труд, капитал, природные ресурсы (земля), предпринимательская способность, информация. Эти ресурсы, несмотря на их различие и разнообразие, имеют одну общую особенность – они ограничены. За всю историю человечества ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми всегда будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов, которое принесло бы максимальную отдачу, наибольший эффект. Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности поведения людей в экономике. Это означает, что люди ставят перед собой определённые цели и используют имеющиеся в их распоряжении время и средства для их достижения. Однако эти средства и время также представляют собой ограниченный ресурс. Люди должны расположить свои цели по степени важности и совершить выбор, распорядиться своими ресурсами наилучшим образом. Таким образом, экономические действия людей – это результат осознанного выбора, предполагающего расходование времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели. Такой выбор означает, что данные время и ресурсы уже не будут использованы для достижения других целей: человек, который хочет гулять, готовиться к контрольной работе, посетить секцию волейбола одновременно, должен выбрать что-то одно и примириться с тем, что часть его потребностей останется неудовлетворённой. Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т.е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решений. С этой оценкой тесно связано понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение. Что лежит в основе модели Ограниченность производственных ресурсов, имеющихся у людей для удовлетворения их неограниченных потребностей, делает необходимым выбор между различными способами имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на сравнении затрат и результатов, соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью). Чему должны научиться дети - Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ресурсов.
- Понимать идею, лежащую в основе концепции альтернативной стоимости, применять её при анализе конкретных примеров.
- Понимать сущность проблемы выбора.
- Использовать принцип рационального поведения при принятии решения
- Уметь аргументировать принятое решение.
Базовые понятия - Производственные ресурсы
- Человеческие ресурсы (труд)
- Природные ресурсы (земля)
- Капитальные ресурсы (капитал)
- Предпринимательская способность (принятие решений и риск)
- Информация
- Факторы производства
- Ограниченность ресурсов
- Проблема выбора
- Альтернативная стоимость
- Маржинальный анализ
- Рациональное поведение
- Принятие решений
Описание урока Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Ограниченный ресурс», которая помогает осуществить выбор, принять решение по рациональному использованию времени и средств; в ходе обсуждения проблем урока рассматриваются вопросы социальных целей и приоритетов личности, их связи с понятием альтернативной стоимости, используется маржинальный анализ. Цели урока: - Образовательные:
- формирование понятия сущности ограниченности ресурсов;
- обучение рациональному выбору в принятии экономических решений, использованию принципа рационального поведения.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к материальным благам;
- воспитывать навыки принятия коллективных решений.
- Развивающие:
- формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
- содействие развитию у гимназистов умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.
Материально-техническое, информационное и учебно-методическое обеспечение - Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики под редакцией д.э.н., профессора С.И.Иванова. М.: Вита-пресс, 2004.
- М.А. Сторчевой «Основы экономики», Экономическая школа, 2003.
- Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Цветная бумага, ножницы, шаблоны.
- Экран.
- ПК; медиапроектор.
- http://www.vkkb/ru
- http://www.cebe.sib.ru
- http://be.economicus.ru
- http://prepod2000.kulichki.net
- http://basic.economics.ru
ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Актуализация субъектного опыта учащихся Обратить внимание на девиз урока: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв, а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется» Русская народная сказка Сделать вывод с учащимися о предположительной теме урока. Записать в тетрадь план урока. 3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (Приложение). Используя для примера сказку «Колобок» ввести понятие производственных ресурсов: человеческие ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы (капитал), предпринимательская способность (принятие решений и риск). Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок». Чтобы испечь героя сказки, во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую силу (бабка). Во-вторых, для осуществления производства надо было иметь муку, печь, дом (капитал). В-третьих, понадобился участок земли для дома, в котором всё происходило. В-четвёртых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок (предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой), подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от операции. Записать в тетрадь новые термины и определение: Факторы производства – производственные ресурсы, с помощью которых создаются блага (товары и услуги). Ответить на вопрос: Почему бабка произвела только один колобок, а не два десять или тысячу? При ответах обсуждение вести в русле: на два колобка не хватило бы муки, после десятого у бабки способность к труду оказалась на нуле (усталость и возраст дают о себе знать), после тысячного дедка столкнулся бы с проблемами сбыта (предпринимательская способность тоже ограничена). Выводы: Мечты и чаяния людей всегда лучше всего отражались в народных сказках, былях. Среди них абсолютно доминируют те сказки, где персонажи в силу чудесных обстоятельств получали свободный доступ к человеческим благам. Этот факт подтверждает то, что основной характеристикой окружающего нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка произвела только один колобок из-за того, что экономисты называют ограниченностью, или редкостью, ресурсов. Одни ресурсы – более редкие (мука), другие – менее (предпринимательская способность дедки), но общее свойство у них одно – их количество ограничено. Поэтому основной проблемой экономики является распределение редких ресурсов. 4. Провести игру «Ограниченный ресурс», класс разбить на 7 команд (по 3–4 чел.) Материал для игры для каждой команды: 2 цветных листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из картона (круг с диаметром 2 см, квадрат со стороной 2,5 см, треугольник со сторонами 2,5 см), ножницы. Описание игры (I этап) - Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.
- Сообщите, что каждая команда будет производить заготовки для некоторого товара.
- Для этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно).
- У каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг, квадрат, треугольник).
- Время «производства» ограниченно и равно трем минутам.
- Работа прекращается по сигналу «Стоп».
- После окончания «производства» команды или учитель считают количества наборов.
- Информация выписывается на доске.
Описание игры (II этап) - Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд остались «лишние» заготовки или осталось место, где можно выкроить ещё 1 – 2 заготовки.
Выпишите данные о «лишних» заготовках на доску. Что можно сделать в такой ситуации? Выслушайте мнения учеников, обсудите идею обмена. - Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время для переговоров и принятия решения о том, что производить.
- После переговоров объявите этап производства (3 минуты).
- После «производства» раздайте командам ножницы. Команды вырезают заготовки и производят обмен.
- Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды.
- Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды.
- Посчитайте и сравните общее число наборов на первом и втором этапе. Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.
Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный ресурс» - В игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно много наборов?
- Если «да», то в каком случае? Если «нет», то почему?
- Обсудите вопрос ограниченности ресурсов.
- Какие ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограничены?
- На втором этапе некоторые команды производили заготовки только одного, двух видов. Почему?
- Вспомните уроки обществознания, как назвать их действия с точки зрения экономической науки? (Специализация и разделение труда). У команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (Отходы производства).
- У какой команды их меньше? Поговорите об эффективном использовании ресурсов. Что можно делать с отходами?
Выводы: Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне. Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть эффективной. Записать в тетрадь: Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование, которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг. 5. Первичное закрепление, самоконтроль – Рассмотрим ситуацию. (Приглашаются двое заранее подготовленных ребят для диалога) – Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм «Код да Винчи»? Мне не терпится посмотреть. – Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще позубрить формулы. Иначе я получу пару. – Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без проблем – и тройка обеспечена. – Хорошо, но сегодня вечером у меня секция баскетбола. Если не заниматься, то уж лучше сходить на баскетбол. – А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь вернуться к 7 часам вечера. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.10.31 | Просмотров: 5411
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|