Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Компьютер на уроках математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Компьютер на уроках математики


Автор(ы): Потемкина Алевтина Венидиктовна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мир меняется стремительно. Совершенствуются технологии практически во всех отраслях науки и техники. Количество информации удваивается каждые 15 лет. Современные дети не мыслят своей жизни без компьютера, хотя используют его в основном только как источник игр. Меняются цели и задачи современного образования: формирование знаний и умений уступает место формированию компетентностей. Школы оснащаются компьютерной техникой, электронными ресурсами, получают доступ в Интернет. Это должно способствовать внедрению в практику работы современных информационно-коммуникационных технологий. И все-таки не компьютер, а учитель – наиболее важная составляющая учебного процесса. Но если учитель не будет развиваться сам, то есть опасность превращения компьютера в очередное техническое средство обучения. Компетентностный подход вряд ли может быть реализован при традиционных формах и методах обучения. Только владение учителем современными технологиями может способствовать личностному развитию учащихся.
Основная задача математики – поиск причинно-следственных связей между отдельными величинами, поэтому обучение математике может сопровождаться организацией проектной и исследовательской деятельности. В этом случае компьютер – не ТСО и не игрушка, а помощник, позволяющий сохранить время и силы, источник новой современной информации. Цель данной статьи: попытка обобщить свой опыт и предостеречь коллег от возможных ошибок при использовании компьютера на уроках математики.
В последнее время значительно увеличился выпуск программных средств, в том числе и по математике, на CD-дисках. Их можно условно разделить на две группы, различающиеся структурой и подходами. Первые – дидактические игры, например, “Учимся решать дроби”, “Учимся решать проблемы”, могут быть использованы как на уроках в 5-6 классах, так и во внеурочной деятельности. Веселые анимированные герои, занимательная форма подачи материала способствуют непосредственному запоминанию и более качественному усвоению знаний, дают возможность младшему подростку получить опыт решения проблем. Но в настоящее время ограничено количество учебных тем, разработанных в данной форме. Использование ИКТ в обучении младших школьников позволяет не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создает предпосылки для освоения способов деятельности. Например, наибольшее затруднение вызывают у школьников 5-6 классов решение текстовых задач. Совместное создание справочника позволит достичь двух целей: дать опору ученикам и получить опыт систематизации и структуризации материала. Изучение информатики в этих классах позволяет и самостоятельно получить продукт: справочник по решению текстовых задач в 5-6 классах , созданный в программе Publisher /Приложение 1/.
Вторую группу программных средств представляют комплексы, охватывающие полные курсы математики. Например, полный мультимедийный курс стереометрии “Открытая математика. Стереометрия” (авторы – Р. П. Ушаков, С. А. Беляев) имеет кроме иллюстрированного учебника трехмерные чертежи, интерактивные модели, справочные материалы и биографии ученых-математиков. Курс можно использовать и в качестве наглядного материала на уроках с одним компьютером, так и на уроках, проводимых в компьютерном классе для самообучения. Другой комплекс “Все задачи школьной математики” имеет многоуровневую дифференциацию по сложности и систему пошагового интерактивного решения задач. При всех преимуществах данные программные средства предполагают наличие у школьников определенного опыта самостоятельной деятельности. Практика показывает, что ученику сложно самостоятельно заниматься с диском без специальной подготовки. Где эту подготовку получить? Конечно, на уроке. Это возможно, если учитель использует современные технологии, в том числе проектную и исследовательскую деятельности. Большие возможности появляются в старших классах, где математика носит ярко выраженный интегрированный характер. Акцент может быть сделан на изучение математических моделей физических, химических и других процессов. Процессы носят динамический характер, и компьютер может быть использован для проведения учебного эксперимента. В качестве примера привожу конспект урока по теме
“Электронная таблица Microsoft Excel как средство исследования показательной функции”
Класс:
11
Учебник: Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. / Под редакцией А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение. 2005.
Цель урока: формирование умений применять программные средства для исследования математических функций
Задачи:
  1. Построить математическую модель “закона органического роста”;
  2. Исследовать математическую модель с помощью программы Microsoft Excel;
  3. Получить математическую запись “закона органического роста”.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point, видеофрагмент фильма “Эпидемия”, раздаточный материал, компьютерный класс.
Ход урока
Мотивация
С самого рождения человек должен решать какие-то проблемы. Перед человечеством стоят и глобальные проблемы. Об одной из них пойдет речь на уроке. Демонстрируется презентация (содержание презентации в конце конспекта). Кажется, что все это было давно и с нами такого не случится. /Демонстрируется фрагмент фильма “Эпидемия”./ Новый век встретил нас новыми болезнями, которые уносят жизни многих и многих людей. Причина эпидемий – большая скорость размножения вирусов. Конечно, проблему эпидемий на уроке мы не решим, но мы сможем установить, на сколько быстро размножаются вирусы, и получить математическую запись “закона органического роста”, важного для решения проблемы эпидемий.
Постановка учебной задачи
В результате научных исследований установлено, что скорость роста численности живых организмов пропорциональна их численности. Найти “закона органического роста”.
Создание математической модели
Анализ учебной задачи: выделить основные понятия в задаче; назвать соответствующие математические понятия; записать их символически. В результате появляется таблица.
Основные элементы задачи Математические понятия Символическая запись
Численность живых организмовСкорость их роста
Пропорциональность численности и скорости
Зависимая переменнаяПроизводная
Отношение величин есть постоянная величина

Закон органического роста Найти функцию
В результате анализа получена математическая задача:
Дано:
Найти: .
Получено уравнение нового вида. Уравнение, связывающее неизвестную функцию и ее производную, называется дифференциальным.
Иногда сначала решают частную задачу. Пусть k=1, тогда задача примет вид:
Дано:
Найти: .
Решение математической задачи
Переформулируем задачу: функция и ее производная совпадают или совпадают их графики. Среди известных производных функций такой нет. Гипотеза – может ли показательная функция быть решением дифференциального уравнения? Сначала вспомним, что знаем об этой функции.
Карточка для повторения
Заполни пропуски:
а) Функция , заданная формулой , где _____________, называется _________________________. D(y)=_____________, E(y)=______________.
б) График этой функции имеет вид:
при 0<a<1 при a>0

в)



Неизвестна производная показательной функции. Воспользуемся определением производной.
. Уточним проблему: при каком значении a графики функций и совпадают?
Компьютерный эксперимент
Построить графики указанных функций при различных значениях a в программе Microsoft Excel; подобрать число, при котором графики практически совпадают. В результате эксперимента получили . В более глубоких исследованиях выяснили, что это число иррациональное. Дали специальное название e. Функцию назвали экспонентой.
Результат
Какое отношение Лев Толстой имеет к числу e?
“Способ запомнить e простой: два, семь и дважды Лев Толстой”. Ввести в ячейку число e, проверить совпадение графиков.
Таким образом, получили . В результате более глубоких исследований получили математическую запись “закона органического роста” .
Скорость размножения вирусов действительно очень велика. Рассчитайте численность вирусов через 10 сек, 1мин, 1час с начала их размножения в организме.
Итог.
По “закону органического роста” изменяется не только численность живых организмов, но и население страны. По “закону органического убывания” происходит радиоактивный распад, изменяется давление воздуха с высотой и т. д.
Такие разные процессы описаны одной моделью. Это используется в науке – если нельзя реально провести эксперимент, рассматривают сходный процесс.
Домашнее задание
Составить план доказательства дифференцируемости показательной функции и по желанию найти другие сходные процессы.
Содержание презентации для начала урока
В летописи средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. В XVI веке за 50 лет чума унесла жизни 100млн. человек. В XVI веке в Европе погибла от чумы четверть населения. От оспы погибло еще больше людей. В XVI веке ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. В XVI веке стала распространяться холера. В России до 1917 года за 59 “холерных” лет заболело 5,9 млн. человек, почти половина из них погибла. Эпидемия гриппа “испанка” убила в 1918 году более 20 млн. землян. XXI век – новые эпидемии. Как с ними бороться?
При всем богатстве программных средств не все темы курса математики в них охвачены, да и творчески мыслящему учителю рамки предложенных курсов бывают тесны. Освоение учителем компьютерной техники как пользователем позволяет расширить возможности применения компьютера на уроках математики. Мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point (предполагается, что компьютер оснащен системой Microsoft Office) могут сопровождать весь урок или быть его частью, могут быть продуктом проектной, исследовательской деятельности. Например, на тему “Правильные многогранники” отводиться 1 час, а материал дает возможность познакомиться не только с историей развития математики, но и с некоторыми научными гипотезами. Проект по данной теме способствует поддержанию интере...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.10.31 | Просмотров: 1796

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340