Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Статья Исследование эмоциональной тревожности старшеклассников - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Статья Исследование эмоциональной тревожности старшеклассников


Автор(ы): Размахнина Елена Васильевна, педагог - психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Старший подросток, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта в учебном коллективе – это социально адаптированный человек, у него не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, мышление, восприятие, эмоции), его можно назвать психически здоровым человеком.
Проблемы старших подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о эмоциональном состоянии старших подростков.
Ежегодно в гимназии в декабре проводится исследование эмоциональной напряженности старшеклассников.
Десятиклассникам были предложены методика “Шкала тревожности” и анкета “Оценка эмоциональной напряженности”, позволяющие выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности, состояние личностной и школьной тревожности. В исследовании приняло участие 68 учащихся 10 –х классов.
Наиболее благополучным, эмоционально – стабильным оказался 10 “В” класс, 10 “Б” и 10 “А” классы имеют достаточно высокий показатель эмоциональной тревожности, связанной со школой, личной самооценкой и межличностными отношениями.
Причем эмоциональная тревожность у юношей сильнее выражена чем у девушек на 20 – 25 %. Показатели тревожности представлены в таблице.
Уровни различных видов тревожности.
Класс Школьная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность Общая тревожность
норма повышенн. высокая норма повышенн. высокая норма повышенн. высокая норма повышенн. высокая
10 “А” 45% 20% 35% 70% 10% 20% 55% 35% 10% 50% 25% 25%
10 “Б” 42% 23% 35% 46% 38% 16% 42% 23% 35% 38% 30% 32%
10 “В” 73% 9% 18% 90% 10% - 72% 18% 10% 73% 23% 4%
Всего 53% 17% 29% 68% 19% 12% 56% 25% 18% 37% 26% 20%
1. Фактор школьной тревожности. 29% старшеклассников имеют высокий показатель эмоциональных расстройств в ситуациях, связанных со школой, успеваемостью, общением с учителями.
В 10 “А” и 10 “Б” психоэмоциональное состояние в пределах возрастной нормы наблюдается у 45% - 42% от числа опрошенных. В 10 “В” - 73 %. Высокий показатель школьной тревожности выявлен в 10 “А” и 10 “Б” классах (35%). Одним из основных факторов стресса в школе являются контрольные работы, итоговые зачеты, экзамены.
Волнение по поводу учебных неудач создает накопление негативных эмоций, которые мешают идти к поставленной цели. Только 74% опрошенных старшеклассников уверены в своих учебных способностях. Повышенная тревожность и эмоциональный дискомфорт, вызванные учебным процессом, отражаются на эмоциональном здоровье школьников.
Как показывает анкетирование, с тревогой у большинства числа старшеклассников обнаруживают связь такие переживания, как возможность потерпеть неудачу -76%, чувство собственной неполноценности – 23%, незащищенности и вины –24%.
Исследование показало, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в соответствии с мотивацией дальнейшего обучения в вузе создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье старшеклассников.
Одной из главных причин учебной перегрузки в старших классах является недостаточное усвоение изучаемого материала, на что указали 26% опрошенных. Возможно, в среднем звене, у них недостаточно сформировались основные учебные знания и умения.
Другой причиной тревожности является неорганизованность – 38%, неумение выполнить намеченное, нехватка времени, порождающая неуверенность в своих силах, создающие атмосферу эмоционального дискомфорта.
Сложные контрольные работы, итоговые зачеты и экзамены также относятся к учебным стрессорным факторам, вызывающим у 70% опрошен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.10.31 | Просмотров: 1771

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340