Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Статья Исследование эмоциональной тревожности старшеклассников
Автор(ы): Размахнина Елена Васильевна, педагог - психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Старший подросток, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта в учебном коллективе – это социально адаптированный человек, у него не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, мышление, восприятие, эмоции), его можно назвать психически здоровым человеком. Проблемы старших подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о эмоциональном состоянии старших подростков. Ежегодно в гимназии в декабре проводится исследование эмоциональной напряженности старшеклассников. Десятиклассникам были предложены методика “Шкала тревожности” и анкета “Оценка эмоциональной напряженности”, позволяющие выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности, состояние личностной и школьной тревожности. В исследовании приняло участие 68 учащихся 10 –х классов. Наиболее благополучным, эмоционально – стабильным оказался 10 “В” класс, 10 “Б” и 10 “А” классы имеют достаточно высокий показатель эмоциональной тревожности, связанной со школой, личной самооценкой и межличностными отношениями. Причем эмоциональная тревожность у юношей сильнее выражена чем у девушек на 20 – 25 %. Показатели тревожности представлены в таблице. Уровни различных видов тревожности. Класс | Школьная тревожность | Самооценочная тревожность | Межличностная тревожность | Общая тревожность | норма | повышенн. | высокая | норма | повышенн. | высокая | норма | повышенн. | высокая | норма | повышенн. | высокая | 10 “А” | 45% | 20% | 35% | 70% | 10% | 20% | 55% | 35% | 10% | 50% | 25% | 25% | 10 “Б” | 42% | 23% | 35% | 46% | 38% | 16% | 42% | 23% | 35% | 38% | 30% | 32% | 10 “В” | 73% | 9% | 18% | 90% | 10% | - | 72% | 18% | 10% | 73% | 23% | 4% | Всего | 53% | 17% | 29% | 68% | 19% | 12% | 56% | 25% | 18% | 37% | 26% | 20% | 1. Фактор школьной тревожности. 29% старшеклассников имеют высокий показатель эмоциональных расстройств в ситуациях, связанных со школой, успеваемостью, общением с учителями. В 10 “А” и 10 “Б” психоэмоциональное состояние в пределах возрастной нормы наблюдается у 45% - 42% от числа опрошенных. В 10 “В” - 73 %. Высокий показатель школьной тревожности выявлен в 10 “А” и 10 “Б” классах (35%). Одним из основных факторов стресса в школе являются контрольные работы, итоговые зачеты, экзамены. Волнение по поводу учебных неудач создает накопление негативных эмоций, которые мешают идти к поставленной цели. Только 74% опрошенных старшеклассников уверены в своих учебных способностях. Повышенная тревожность и эмоциональный дискомфорт, вызванные учебным процессом, отражаются на эмоциональном здоровье школьников. Как показывает анкетирование, с тревогой у большинства числа старшеклассников обнаруживают связь такие переживания, как возможность потерпеть неудачу -76%, чувство собственной неполноценности – 23%, незащищенности и вины –24%. Исследование показало, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в соответствии с мотивацией дальнейшего обучения в вузе создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье старшеклассников. Одной из главных причин учебной перегрузки в старших классах является недостаточное усвоение изучаемого материала, на что указали 26% опрошенных. Возможно, в среднем звене, у них недостаточно сформировались основные учебные знания и умения. Другой причиной тревожности является неорганизованность – 38%, неумение выполнить намеченное, нехватка времени, порождающая неуверенность в своих силах, создающие атмосферу эмоционального дискомфорта. Сложные контрольные работы, итоговые зачеты и экзамены также относятся к учебным стрессорным факторам, вызывающим у 70% опрошен...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.10.31 | Просмотров: 1771
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|