Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Комплексный подход к изучению тем на уроках математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Комплексный подход к изучению тем на уроках математики


Автор(ы): Грязева Елена Викторовна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый учитель неоднократно задает себе вопрос: “Как стать педагогом,востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями, с коллегами?” <Приложение 1> ( слайд 1) Найти ответ на них пытаюсь и я.
Чем теснее связан данный урок
с другими уроками по данному
разделу программы, тем
законченнее, цельнее урок сам по
себе, тем глубже будут знания учащихся.
В.А. Сухомлинский
<Приложение 1> ( слайд 2)
Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести “центр тяжести” педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его творческих качеств.
Я как, учитель не просто создаю благожелательную творческую атмосферу на уроке, но и организую обучение, процесс которого создает необходимые условия развития их индивидуальных способностей.
Математика наука со сложными внутренними связями и законами развития. Нужно постоянно целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся. При этом опираться на психолого-педагогические знания. Идет связь между внутренними процессами, которые протекают в сознании учащихся и внешними , дидактическими условиями в которых проходит учебная деятельность.
При изучении каждой темы я определяю: <Приложение 1> ( слайд 3)
  1. Этапы работы по каждой теме
  2. Ставлю для себя вопросы, на которые отвечаю в процессе изучения конкретной темы
  3. Ставлю себя на место ученика и определяю, что должен ученик сделать на каждом из этапов работы.
Можно выделить несколько этапов работы, и проследить работу учителя и работу ученика<Приложение 1> ( слайд 4)
Учитель на каждом из этапов ставит для себя вопросы. <Приложение 1> ( слайд 5)
Учащиеся ставят для себя вопросы<Приложение 1> ( слайд 6)
Этапы работы “Я” “Ученик”
1 Определение цели урока Чего необходимо достичь? Скажите мне: “Чего вы от меня ждете? Ясно, недвусмысленно изложите задачу”
2 Определение задач для каждого ученика Посредством каких операций можно достичь? Дайте мне возможность действовать.
3 Подготовка всего для предстоящей работы При помощи чего достичь? Скажите, как идут мои дела? Приближаюсь ли я к цели или нет ?
4 Установление норм для измерения результатов Каковы размеры достигнутого? Помогите мне, если я в этом нуждаюсь.
5 Провести отчетность , результат Чем стимулировать достижение цели? Вознаградите меня сообразно моему вкладу.
При таком подходе учитель продумывает не только то, какой материал он будет сообщать на отдельном уроке, а просматривает и прорабатывает всю тему, для определенного класса и для групп учащихся. <Приложение 1> ( слайд 7)
По каждой теме я планирую систему уроков. Продумываю план нескольких уроков. Составляю план изучения темы. Это дает возможность устанавливать взаимосвязь между уроками и рационально расходовать время, то есть идет комплексный подход к обучению. При этом я выбираю методы обучения, наиболее подходящие к условиям своей работы, прогнозирую возможные последствия.
В первую очередь я анализирую математическое содержание темы, которое изложено в учебнике. При этом на каждую тему разрабатывается “План изучения темы”. Он состоит из таких разделов. <Приложение 1> ( слайд 8)
Тема Понятия, которые нужно повторить Новые понятия Новые теоремы Ключевые задачи Виды задач: познавательные, дидактические, практ,развивающие Задачи, которые допускают несколько способов решения Новые типы задач, примеры
1 2 3 4 5 6 7 8
<Приложение 2> <Приложение 1> ( слайд 9)
  1. Тема.
  2. Выписываются все термины, встречающиеся в тексте, которые известны учащимся к данному уроку.
  3. Выписываются все термины, теоремы, которые встречаются впервые
  4. Определяются ключевые задачи – это задачи, к которым можно свести решение других более сложных задач.
  5. Рассматриваются все виды задач, определяется, как их решать – устно, письменно в классе, дома, индивидуально.
  6. Подбираются задачи, которые допускают несколько способов решения
  7. Для профильных групп подбираются новые типы задач, задачи с ЕГЭ
Рассматривая схему можно увидеть , что устанавливается взаимосвязь нового материала с предыдущим и будущим.
При подготовке каждого урока учитель ставит себе вопрос. Как же донести до учеников эту тему? <Приложение 1> ( слайд 10)
В то же время, учитывая тематику каждого урока, отвечает на вопросы:
  1. В какой степени нужен на предстоящем уроке новый материал)
  2. Знают ли материал учащиеся того конкретного класса, в котором предстоит провести урок
  3. Кто из класса может знать материал слабо или не знать его вовсе
  4. Что нужно повторить в начале урока, но так, чтобы ученики не потеряли логическую нить урока.
Так как основной особенностью личностно-ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, на первом этапе изучаемой темы лучше весь класс сплотить общей целью. <Приложение 1> ( слайд 11)
Урок по теме “Многогранники” в 10 классе может быть наглядным примером
<Приложение 3>
Я дала представление об изучаемой теме в виде маленького справочника (опорного конспекта), также можно дать в виде лекции либо в виде практической работы с решением целесообразных задач. По ходу ознакомления с новым материалом ученик выполняет конкретное задание , направленное на понимание этого материала, при этом активная мыслительная деятельность учащегося возрастает.
Учащиеся на уроке математики должны не просто воспроизводить знания, они должны умело применить эти знания, быстро , мгновенно видоизменять свои выводы в зависимости от условия решаемой задачи. <Приложение 1> ( слайд 12) В ходе выполнения работы в классе, ученик может и не вспомнить соответствующие определения, теоремы, но действовать в полном соответствии с ним.
На первом этапе формируются навыки. Такой урок нужен и сильным и слабым ученикам. При таком построении первого урока ученики не будут учить сегодня одно, забыв уже вчерашнее, не зная, что будет завтра. Учитель при этом использует наглядный материал – формулы, чертежи, рисунки, схемы, таблицы. <Приложение 1> ( слайд 13) Ученики, глядя на образы, одновременно и анализируют, что заложено в этих образах. Учитель показывает сходство , то есть применяет метод аналогии, составляет задачи аналогичные данным, включает детей для совместной работы, повышается внимание. Учащиеся выполняют задания и не боятся сделать ошибку или получить неправильный ответ. Учитель выявляет и обобщает “версии” учеников, выделяет и поддерживает те из них , которые соответствуют теме урока, целям и задачам.
На втором этапе изучения темы я определяю задачи для каждого ученика. <Приложение 1> ( слайд 14) Ведь ученики – должны овладеть умениями. Хорошее усвоение материала обеспечивается не многократным повторением , заучиванием, а активной работой над материалом. Устанавливается взаимосвязь между отдельными вопросами изучаемой темы, при этом рассматривается тема в целом. Я на данном этапе подробно объясняет и записываю материал. Это позволяет ученикам лучше понять смысл и последовательность выполнения изучаемого материала На данном этапе ученики комментируют решения, увеличивается доля разговорной речи. Включается зрительная, слуховая и моторная память. Учитель на данном этапе старается чтобы ученики в процессе решения задач обосновывали свои действия. применяли определения, теоремы, аксиомы, использовали в своих рассуждениях графики , модели. Чтобы каждому ученику обеспечить возможность выполнения упражнения с необходимыми объяснениями и в той же последовательности, какую показал учитель, дается алгоритм, точнее список указаний. Он предлагается или в готовом виде, или составляется вместе с классом. Учащиеся читают его и одновременно выполняют упражнение.
Подбираются задания разного типа, так как учащиеся при решении однотипных задач перестают применять изучаемые определения, прекращают обосновывать решение задач.
На третьем этапе темы отрабатывается опорный конспект, начинается процесс формирования умений и навыков , <Приложение 1> ( слайд 15) так как обучение – есть постижение неизвестного с опорой на известное.
Третий этап представлен на уроке геометрии в 10 классе по теме “ Многогранники.Призма” <Приложение 3> Я использовала устные упражнения, они ускорили темп работы, способствовали развитию сообразительности, смекалки. Учащиеся работали по готовым черт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.10.31 | Просмотров: 1767

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340