Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологий - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологий


Автор(ы): Шонина Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок № 1-2. А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием.
Урок № 3. Основные образы “Сказки о мертвой царевне”.
Урок № 4 . Пролог к поэме “Руслан и Людмила”.
Урок № 5-6. Внеклассное чтение. Урок-конкурс “Сказка ложь, да в ней намек!”
В данной статье представляю только первые два урока и презентацию к ним.

Урок № 1-2

А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием.
Оборудование:
компьютерная презентация; издания книг А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Сообщение ученика или слово учителя “Детство. Лицейские годы А.С. Пушкина” с демонстрацией компьютерной презентации (слайды 1-7)
(Приложение 1)
Годы детства. (1799 - 1811)

Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарово. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей препоручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов. Красавица-"креолка" была поглощена светскими обязанностями, а воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы.
Бабушка была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.
Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства". Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька Никита Тимофеевич Козлов. Они совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гyляния.
В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Василий Львович Пушкин. Будущий поэт, по словам его первого биографа П.В. Анненкова, "внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, знал корифеев нашей словесности не по одним произведениям, но и по живому слову..."
Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи сенатора Д.П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем "дух подражания и авторства". Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии "Похититель" и в шутливой поэме "Толиада". Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.
Лицейская пора. (1811–1817)
19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них Пушкин. Были прочитаны манифест об учреждении Лицея и Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены.
Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.
Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года маститый поэт Г.Р. Державин восторженно слушал в исполнении юноши Пушкина "Воспоминания в Царском Селе".
В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: "Для удовольствия и пользы", "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и А.Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин. Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.
Духовный мир поэта и его друзей формировался не только под влиянием прогрессивных педагогов и чтения. Неизгладимый отпечаток оставила на нем сама жизнь, национальный подъем, вызванный победоносной Отечественной войной 1812 года. Вольнолюбивые стремления пробуждали в них и непосредственные участники войны - офицеры расквартированного в Царском Селе Гусарского полка П.Я. Чаадаев, П.П. Каверин, будущие члены декабристских обществ.
В первые же годы пребывания в Лицее Пушкин стал писать стихи. Из самых ранних стихотворений сохранилась поэма "Монах". Всего им написано здесь около ста тридцати стихотворений. В лицейских стихах Пушкина, по словам Белинского, виден "будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт".
II. Сообщение ученика или слово учителя “Сказки в жизни поэта” с демонстрацией компьютерной презентации (слайд 8)
Определите, к какой сказке относятся данные иллюстрации.
Информация для учителя.
  • “Сказка о попе и работнике его Балде” (1830г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Из словаря В.И. Даля “Балда – лесная кривулина толстое корневище, палица, дубина”. Гоголь о сказках: “У Пушкнина сказки русские народные – не то что “Руслан и Людмила”, но совершенно русские. Одна написана даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая”.
  • “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” (1831г) начата еще в 1828 году, написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.
  • “Сказка о рыбаке и рыбке” (1833г) написана второй Болдинской осенью. Сюжет широко распространен в фольклоре разных народов. Непосредственный источник – померанская сказка из сборника сказок братьев Гримм “О рыбаке и его жене”.
  • “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1833г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.
  • “Сказка о золотом петушке” (1834г). Сюжет взят из сборника “Сказок Альгамбры” североамериканского писателя Вашингтона Ирвинга (1783-1859) из “Легенды об арабском звездочете”.
III. Беседа по услышанному.
Что нового об А.С. Пушкине вы узнали?
Какие сказки А.С. Пушкин написаны на основе народных сказок, услышанных от Арины Родионовны?
IV. Словарная работа по сказке “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. (Задания проецируются на экран из компьютерной презентации (слайды 9-15)).
Задание 1.
Ниже приводятся различные значения слова черный. Укажите, какое из этих значений имеет оно и предложении.
Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Для справок:
Черный
  1. Цвет сажи, угля.
  2. Испачканный чем-либо, грязный.
  3. Неквалифицированный, не требующий высокого мастерства.
  4. Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный.
  5. Злостный, коварный, преступный.
Задание 2.
Слово глубокий имеет значение:
  1. Находящийся на значительной глубине от поверхности.
  2. Очень сильный, достигший значительной степени.
Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…
Задание 3. Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?
1. …Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
2. Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
Задание 4. Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из последующих примеров.
1. Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
"Не кручинься, бог с тобой".
2. И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней…
3. Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней быть может
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
4. Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
Задание 5. К выделенным словам найдите в приведенных предложениях синонимы.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркаль...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.01 | Просмотров: 3203

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340