Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в 3-м классе по программе Школа России на тему Сложные слова
Автор(ы): Плюснина Ольга Владимировна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Формирование представлений о сложных словах, способах их написания. Задачи: - Формирование представлений о многообразии сложных слов, способах их образования
- Ознакомление учащихся с образованием сложных слов с помощью соединительных гласных.
- Продолжение работы над формированием орфографической зоркости.
- Упражнение в разборе слов по составу
- Закрепление знания об образовании новых слов с помощью приставки, суффикса.
- Расширение кругозора учащихся.
- Повышение интереса к изучению Русского языка.
Оборудование: - DVD диск с записью мультфильма “Следствие ведут Колобки”
- Указатели с названием групп.
- Карточки с заданиями для групп.
- Таблица с правилами работы в группе.
- Таблицы с этапами урока.
- Фотоматериалы: Водопад, Универмаг, ГИБДД, Медсестра.
- “Современный толковый словарь Русского языка”, по одному на каждую группу.
- Таблица с демонстрацией способов образования слов
- Таблица с выводами, об образовании сложных слов, с помощью соединительных гласных.
- Листы А3, маркеры, краски (для выполнения творческой работы).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 1. Организационный момент.- Урок русского языка. Открываем тетради, записываем дату, предложение “Классная работа.” На экране телевизора появляется фрагмент м/ф “Следствие ведут колобки”. - Ребята вы узнали кто это? На доске появляется текст телеграммы: “Нас отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Помогите!” - Ну что? Поможем? - Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова. (На доске появляется таблица “Новая тайна слова”) - Итак, следствие ведут ученики 3 “Б”! В составе четырёх оперативных групп: (Раздаю указатели с названием групп) *Аналитики. *Теоретики. *Изыскатели. *Сыщики. - Напомним правила работы в оперативной группе. (На доске по мере называния появляются таблицы с правилами): 1. Работать дружно, не ссориться, подготовить отвечающего. 2. Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить. 3. Отвечать чётко, лаконично. 4. Члены группы могут дополнить ответ. - Итак, уважаемые коллеги, к расследованию готовы? | - Да! Это Колобки-сыщики. - Да! Дети хором проговаривают названия групп. Дети по очереди называют правила. Да! | 2. Каллиграфическая минутка:(звучит музыка из м/ф “Следствие ведут Колобки”) - Нам прислали фоторобот первого подозреваемого. (Прописываю букву “Ш”) - Назовите её особые приметы. -Назовите её сообщников. - Почему? - Пока о подозреваемых ничего сказать не можем, но эти данные могут нам пригодиться. (Вывешиваю табличку ) | - Это буква “Ш”Буква “Ш” согласная, обозначает 1 звук [ш], он парный, глухой и всегда твёрдый. - Буквы “Ц” и “Ж”. - Эти буквы тоже согласные, обозначают один звук и он всегда твёрдый. | 3. Определение этапов урока:- Коллеги, чтобы следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования. (Появляется таблица с переставленными этапами урока): - Итог расследований.
- Открытие новой тайны слов.
- Помощь пострадавшим.
- Сбор необходимой информации.
- Наблюдение за подозреваемыми.
- Немного творчества.
- Д/З.
- В какой последовательности будем вести следствие? | Дети предлагают свою последовательность этапов урока: - Сбор необходимой информации.
- Наблюдение за подозреваемыми (словами).
- Открытие новой тайны слов.
- Помощь пострадавшим.
- Немного творчества.
- Итог расследования.
- Д/З.
| 4. Актуализация опорных знаний:Соберём необходимую информацию о слове, для этого разберём слова по составу и вспомним, как они могут образовываться. Итак, группы получают задания. На выполнение задания даётся 3 мин. Задание: 1. Разобрать слово по составу. 2. Определить, как оно образовано: от какого корня, с помощью чего? 3. Подготовить ответ. Группа №1 – “лесник”, Группа №2 – “пробег”, Группа №3 – “походный”, Группа №4 – “школы”. - Как же могут образовываться слова? - Кто же сможет уточнить цель расследования? Физминутка: А не размяться ли нам, коллеги? (Звучит музыка из м/ф – дети выполняют упражнения) | Отчёты групп. - С помощью: 1. приставки, 2. суффикса, 3. приставки и суффикса. 4. ? - Новый способ образования слов. | 5. Наблюдение.Итак, начинаем наблюдение за подозреваемыми. Всё, что вы увидите, будем записывать, но у оперативников не может быть ошибок в записи, поэтому без объяснения ничего не пишем, договорились? (На доске появляются фотоматериалы: водопад, универмаг, ГИБДД, медсестра). - Прочитайте то, что вы увидели. - Это подозреваемые, каждая группа работает со своим подозреваемым, собирает улики. (5 мин.) (Раздаю задания группам): 1. прочитать слово. 2. найти его в словаре. 3. подумать, как оно образовано: а) от каких слов, записать их. б) какую часть у слов взяли для образования. в) каким способом получили слово. 4. Подготовить выступление. Группа №1 – “водопад”, Группа №2 – “универмаг”, Группа №3 – “медсестра”, Группа №4 – “ГИБДД”. (После выступления каждой группы, появляется слово “сложили”, “соединили”) | Дети объясняют каждое слово, записывают его в тетрадь. Дети читают. Отчёты групп: 1группа – водопад, соединили корни “вод” и “пад”. 2группа – универмаг, соединили части “универ” и “маг”. 3группа – медсестра, соединили часть “мед” и слово “сестра”. 4группа – ГИБДД, взяли первые буквы слов и составили слово. | 6. Открытие.- Мы выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет. -Уважаемые коллеги, каким способом образованы все слова? - Попытаемся раскрыть под каким названием они скрываются? - Итак, какую же тайну слов мы открыли? - Дополняем схему образования слов: 4. сложением. (Звучит музыка из м/ф) Физминутка. | Соединением или сложением. Сложные. Бывают сложные слова, они образуются сложением. | 7. Работа над темой:- Сколько, по-вашему, способов образования сложных слов существует? - Наша задача расследовать 1 из них, когда части подозреваемых соединяются с помощью букв. - Но прежде придумаем этим буквам название. Если они соединяют части слов, как они могут называться? - Гениально! - Итак, за работу! Группы, получите задания: (каждая группа получает набор из 3 слов) Группа №1 – “снегокат, зверолов, самолёт” Группа №2 – “камнепад, пылесос, мореход” Группа №3 – “птцеферма, мышеловка, птицелов” Группа №4 – “водопровод, сороконожка, паровозик”. Задания: Подумать, от каких слов образовано слово. Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную. Обозначить звук...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1771
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|