Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка в 3-м классе по программе Школа России на тему Сложные слова - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в 3-м классе по программе Школа России на тему Сложные слова


Автор(ы): Плюснина Ольга Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Формирование представлений о сложных словах, способах их написания.
Задачи:
  1. Формирование представлений о многообразии сложных слов, способах их образования
  2. Ознакомление учащихся с образованием сложных слов с помощью соединительных гласных.
  3. Продолжение работы над формированием орфографической зоркости.
  4. Упражнение в разборе слов по составу
  5. Закрепление знания об образовании новых слов с помощью приставки, суффикса.
  6. Расширение кругозора учащихся.
  7. Повышение интереса к изучению Русского языка.
Оборудование:
  1. DVD диск с записью мультфильма “Следствие ведут Колобки”
  2. Указатели с названием групп.
  3. Карточки с заданиями для групп.
  4. Таблица с правилами работы в группе.
  5. Таблицы с этапами урока.
  6. Фотоматериалы: Водопад, Универмаг, ГИБДД, Медсестра.
  7. “Современный толковый словарь Русского языка”, по одному на каждую группу.
  8. Таблица с демонстрацией способов образования слов
  9. Таблица с выводами, об образовании сложных слов, с помощью соединительных гласных.
  10. Листы А3, маркеры, краски (для выполнения творческой работы).
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.- Урок русского языка. Открываем тетради, записываем дату, предложение “Классная работа.”
На экране телевизора появляется фрагмент м/ф “Следствие ведут колобки”.
- Ребята вы узнали кто это?
На доске появляется текст телеграммы:
“Нас отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Помогите!”
- Ну что? Поможем?
- Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова.
(На доске появляется таблица “Новая тайна слова”)
- Итак, следствие ведут ученики 3 “Б”! В составе четырёх оперативных групп:
(Раздаю указатели с названием групп)
*Аналитики.
*Теоретики.
*Изыскатели.
*Сыщики.
- Напомним правила работы в оперативной группе.
(На доске по мере называния появляются таблицы с правилами):
1. Работать дружно, не ссориться, подготовить отвечающего.
2. Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.
3. Отвечать чётко, лаконично.
4. Члены группы могут дополнить ответ.
- Итак, уважаемые коллеги, к расследованию готовы?


- Да! Это Колобки-сыщики.


- Да!





Дети хором проговаривают названия групп.

Дети по очереди называют правила.




Да!
2. Каллиграфическая минутка:(звучит музыка из м/ф “Следствие ведут Колобки”)
- Нам прислали фоторобот первого подозреваемого.
(Прописываю букву “Ш”)
- Назовите её особые приметы.

-Назовите её сообщников.
- Почему?
- Пока о подозреваемых ничего сказать не можем, но эти данные могут нам пригодиться.
(Вывешиваю табличку )



- Это буква “Ш”Буква “Ш” согласная, обозначает 1 звук [ш], он парный, глухой и всегда твёрдый.
- Буквы “Ц” и “Ж”.
- Эти буквы тоже согласные, обозначают один звук и он всегда твёрдый.
3. Определение этапов урока:- Коллеги, чтобы следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования.
(Появляется таблица с переставленными этапами урока):
  1. Итог расследований.
  2. Открытие новой тайны слов.
  3. Помощь пострадавшим.
  4. Сбор необходимой информации.
  5. Наблюдение за подозреваемыми.
  6. Немного творчества.
  7. Д/З.
- В какой последовательности будем вести следствие?
Дети предлагают свою последовательность этапов урока:
  1. Сбор необходимой информации.
  2. Наблюдение за подозреваемыми (словами).
  3. Открытие новой тайны слов.
  4. Помощь пострадавшим.
  5. Немного творчества.
  6. Итог расследования.
  7. Д/З.
4. Актуализация опорных знаний:Соберём необходимую информацию о слове, для этого разберём слова по составу и вспомним, как они могут образовываться. Итак, группы получают задания. На выполнение задания даётся 3 мин.
Задание:
1. Разобрать слово по составу.
2. Определить, как оно образовано: от какого корня, с помощью чего?
3. Подготовить ответ.
Группа №1 – “лесник”,
Группа №2 – “пробег”,
Группа №3 – “походный”,
Группа №4 – “школы”.
- Как же могут образовываться слова?


- Кто же сможет уточнить цель расследования?
Физминутка: А не размяться ли нам, коллеги?
(Звучит музыка из м/ф – дети выполняют упражнения)








Отчёты групп.
- С помощью:
1. приставки,
2. суффикса,
3. приставки и суффикса.
4. ?
- Новый способ образования слов.
5. Наблюдение.Итак, начинаем наблюдение за подозреваемыми. Всё, что вы увидите, будем записывать, но у оперативников не может быть ошибок в записи, поэтому без объяснения ничего не пишем, договорились?
(На доске появляются фотоматериалы: водопад, универмаг, ГИБДД, медсестра).
- Прочитайте то, что вы увидели.
- Это подозреваемые, каждая группа работает со
своим подозреваемым, собирает улики. (5 мин.)
(Раздаю задания группам):
1. прочитать слово.
2. найти его в словаре.
3. подумать, как оно образовано:
а) от каких слов, записать их.
б) какую часть у слов взяли для образования.
в) каким способом получили слово.
4. Подготовить выступление.
Группа №1 – “водопад”,
Группа №2 – “универмаг”,
Группа №3 – “медсестра”,
Группа №4 – “ГИБДД”.
(После выступления каждой группы, появляется слово “сложили”, “соединили”)



Дети объясняют каждое слово, записывают его в тетрадь.
Дети читают.




Отчёты групп:
1группа – водопад, соединили корни “вод” и “пад”.
2группа – универмаг, соединили части “универ” и “маг”.
3группа – медсестра, соединили часть “мед” и слово “сестра”.
4группа – ГИБДД, взяли первые буквы слов и составили слово.
6. Открытие.- Мы выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет.
-Уважаемые коллеги, каким способом образованы все слова?
- Попытаемся раскрыть под каким названием они скрываются?
- Итак, какую же тайну слов мы открыли?
- Дополняем схему образования слов:
4. сложением.
(Звучит музыка из м/ф)
Физминутка.

Соединением или сложением.
Сложные.
Бывают сложные слова, они образуются сложением.
7. Работа над темой:- Сколько, по-вашему, способов образования сложных слов существует?
- Наша задача расследовать 1 из них, когда части подозреваемых соединяются с помощью букв.
- Но прежде придумаем этим буквам название. Если они соединяют части слов, как они могут называться?
- Гениально!
- Итак, за работу! Группы, получите задания:
(каждая группа получает набор из 3 слов)
Группа №1 – “снегокат, зверолов, самолёт”
Группа №2 – “камнепад, пылесос, мореход”
Группа №3 – “птцеферма, мышеловка, птицелов”
Группа №4 – “водопровод, сороконожка, паровозик”.
Задания:
Подумать, от каких слов образовано слово.
Выделить корни.
Подчеркнуть соединительную гласную.
Обозначить звук...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1771

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340