Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Авторская программа Физика и здоровье - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Авторская программа Физика и здоровье


Автор(ы): Павлов Александр Сергеевич, учитель информатики; Зараменская Эльвира Петровна, учитель физики; Павлова Анна Валерьевна, учитель физики; Школкина Людмила Александровна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Преподавание физики в современной школе, с одной стороны, должно давать твердые основы знаний,
которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше,
чем это было раньше. С другой стороны, мы должны давать учащимся правильное представление о физике,
как об открытой науке, в которой имеется масса незавершенных и почти не начатых исследований,
А.П. Александров
Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Исходя из Концепции развития средней общеобразовательной школы №33 имени Л.А.Колосовой г. Якутска, творческая группа учителей физики, информатики предлагает набор элективных курсов по физике (образовательную траекторию школьника) на основе общеобразовательных предметов и принципов здоровьесберегающей педагогики.
Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир - расстояние до 10-25 м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир - до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Атомная энергетика и реактивная техника, инфракрасная и космическая техника, полупроводники и ультразвуковая техника, электронно-вычислительная техника и ускорители элементарных частиц - все перечисленное и многое другое имеет теоретической основой современную физику. Физика является теоретическим фундаментом электрификации страны. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие.
В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.
Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы - педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения - через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению.
Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика.
Целью данной программы является знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья.
Здоровье - это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия.
Комфортное состояние человека, проживающего в регионах Севера, достигается прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления на Севере физических законов, а именно:
- механизму терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;
- колебаниям напряженности магнитного поля;
- изменению атмосферного давления;
- сокращению продолжительности светового дня;
- вопросам зрения и слуха;
- дефициту светового и ультрафиолетового излучения;
- вопросам дизайна и т.д.
Задачи данной программы:
  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
  • формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
  • подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;
  • формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.
Данная программа “Физика и здоровье” реализуется за счет школьного компонента и может выполнить несколько функций: дополнить содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся, выходящих за рамки профиля.
Программа также рассчитана и для основной школы с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах, а также к углубленному восприятию материала. В профильной школе курсы могут выполнять двоякую функцию:
  • быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономических профилей;
  • быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.
Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов.
Программа элективных курсов ориентирует на усвоение материала на уровне, необходимом и достаточном для развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей.
Практическим результатом программы должен быть выход на творческий экзамен в рамках школы и с перспективой выхода на конференцию “Шаг в будущее”.
Каждый элективный курс должен обеспечить подготовку учащихся к изучению данного раздела физики.
Задачи курсов ставятся:
  • развитие взглядов на изучаемый круг явлений с обсуждением проблем и противоречий в становлении соответствующих теорий;
  • выяснение роли знаний изучаемого раздела физики для формирования образованного человека;
  • раскрытие общих и специфических методов познания, свойственных данному разделу физики;
  • повторение знаний, необходимых для освоения нового материала.
В содержание курсов внесены вопросы интегративного характера, раскрывающий мировоззренческий характер, экологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности и здоровьесбережения.
Здесь наиболее эффективным является использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий (конференций, дидактических и ролевых игр, спектаклей и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество.
Раздел физики Названия элективных курсов Примерное содержание курса (тематическое планирование занятий)
Механика Механика в спорте и искусстве
  • Рычаги в теле человека
  • Опорно-двигательный аппарат
  • Физическое развитие человека
  • Механика сердечного импульса
  • Трение и учет на практике
Механика в космонавтике и воздухоплавании
  • Развитие аэротехники и космонавтики
  • Реактивное движение
  • Влияние гравитации на человека
  • Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека
  • Структура вселенной
Механика в транспорте и строительных сооружениях
  • Устойчивость сооружений и строительных конструкций
  • Эволюция источников энергии
  • Физика современного автомобиля
  • НТП и охрана окружающей среды
Мир звука. Физика и музыка
  • Музыкальные инструменты как источники звука
  • Акустика помещении
  • Стереозвучание
  • Виды записи звука (знакомство с механической, магнитной, лазерной и другими видами записи звука)
  • Громкость звука, высота, тона, тембр как субъективные характеристики звука.
  • Вопросы слуха человека
Механика глазами писателей и художников
  • Развитие человеческой цивилизации
Основы молекулярной физики и термодинамика Физика температур
  • Влияние температурных условий на жизнь человека
  • Физика холода
  • Использование холодильных установок в промышленности и домашних условиях
  • Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека
  • Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях
  • Влажность и погода
  • Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека
  • Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела
Физика твердых тел
  • Использование кристаллов в науке и технике. Способы повышения прочности кристаллических тел
  • Использование кристаллов в драгоценных украшениях
  • Жидкие кристаллы и их применение в современной технике
  • Тепловое расширение жидких и твердых тел. Необходимость учета этого явления в технике, быту, строительстве, в ювелирном деле и др.
  • Симметрия и асимметрия в природе
  • Симметрия в физике, химии, биологии
Физика и экология
  • Экологические проблемы и охрана окружающей среды
  • Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.)
  • Парниковый эффект и загрязнение атмосферы
  • Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.)
  • Возможные изменения климата в результате деятельности человека
  • Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем
  • Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки
  • Проблемы воздействия человека на биосферу
  • О ноосфере - сфере разума
  • О мозге человека
  • Вода и жизнь
  • Солнце и жизнь
  • Физика в сельском хозяйстве
Электродинамика Электростатика
  • Электростатические явления в жизни и технике
  • Учет электростатических явлений в производственных условиях
  • Вред электростатических явлений
Электромагнитные явления
  • Тайны намагниченной Земли
  • Природа шаровой молнии
  • Электромагнитные явления в природе и живых организмах
  • О роли полей в живых организмах
  • Электрические и магнитные явления в медицине
  • Электричество в квартире
  • Электричество в медицине
  • Электричество в информационной службе
  • Электричество как помощник музыкантам и художникам
  • Широкое использование электромагнитных явлений в криминалистике, библиотечной технике, торговле и т.д.
  • Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования
Колебания и волны Средства связи
  • Телефонная связь и ее роль в работе предприятий и развитии предпринимательских отношений
  • Значение телефонной связи в повседневной жизни
  • Перспективы в развитии телефонной связи
  • Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др.
  • История развития радиосвязи и телевидения
  • Совершенствование и перспективы развития бытовой радиоэлектронной аппаратуры
  • Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д.
  • Линии оптоэлектронной связи
Световые явления
  • Свет как источник информации человека об окружающем мире
  • Источники света (естественные и искусственные)
  • Оптические приборы
  • Физика и химия в фотографии (фотовыставка физико-химических явлений)
  • Вопросы зрения
  • Свет и цвет в изобразительном искусстве. Их место в диз...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1785

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340