Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Авторская программа Физика и здоровье
Автор(ы): Павлов Александр Сергеевич, учитель информатики; Зараменская Эльвира Петровна, учитель физики; Павлова Анна Валерьевна, учитель физики; Школкина Людмила Александровна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Преподавание физики в современной школе, с одной стороны, должно давать твердые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше. С другой стороны, мы должны давать учащимся правильное представление о физике, как об открытой науке, в которой имеется масса незавершенных и почти не начатых исследований, А.П. Александров Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Исходя из Концепции развития средней общеобразовательной школы №33 имени Л.А.Колосовой г. Якутска, творческая группа учителей физики, информатики предлагает набор элективных курсов по физике (образовательную траекторию школьника) на основе общеобразовательных предметов и принципов здоровьесберегающей педагогики. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир - расстояние до 10-25 м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир - до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Атомная энергетика и реактивная техника, инфракрасная и космическая техника, полупроводники и ультразвуковая техника, электронно-вычислительная техника и ускорители элементарных частиц - все перечисленное и многое другое имеет теоретической основой современную физику. Физика является теоретическим фундаментом электрификации страны. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности. Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы - педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения - через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению. Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика. Целью данной программы является знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья. Здоровье - это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия. Комфортное состояние человека, проживающего в регионах Севера, достигается прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления на Севере физических законов, а именно: - механизму терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела; - колебаниям напряженности магнитного поля; - изменению атмосферного давления; - сокращению продолжительности светового дня; - вопросам зрения и слуха; - дефициту светового и ультрафиолетового излучения; - вопросам дизайна и т.д. Задачи данной программы: развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления; овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов; формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципов здоровьесберегающей педагогики; формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека; формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности. Данная программа “Физика и здоровье” реализуется за счет школьного компонента и может выполнить несколько функций: дополнить содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся, выходящих за рамки профиля. Программа также рассчитана и для основной школы с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах, а также к углубленному восприятию материала. В профильной школе курсы могут выполнять двоякую функцию: - быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономических профилей;
- быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.
Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов. Программа элективных курсов ориентирует на усвоение материала на уровне, необходимом и достаточном для развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей. Практическим результатом программы должен быть выход на творческий экзамен в рамках школы и с перспективой выхода на конференцию “Шаг в будущее”. Каждый элективный курс должен обеспечить подготовку учащихся к изучению данного раздела физики. Задачи курсов ставятся: развитие взглядов на изучаемый круг явлений с обсуждением проблем и противоречий в становлении соответствующих теорий; выяснение роли знаний изучаемого раздела физики для формирования образованного человека; раскрытие общих и специфических методов познания, свойственных данному разделу физики; повторение знаний, необходимых для освоения нового материала. В содержание курсов внесены вопросы интегративного характера, раскрывающий мировоззренческий характер, экологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности и здоровьесбережения. Здесь наиболее эффективным является использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий (конференций, дидактических и ролевых игр, спектаклей и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество. Раздел физики | Названия элективных курсов | Примерное содержание курса (тематическое планирование занятий) | Механика | Механика в спорте и искусстве | - Рычаги в теле человека
- Опорно-двигательный аппарат
- Физическое развитие человека
- Механика сердечного импульса
- Трение и учет на практике
| Механика в космонавтике и воздухоплавании | - Развитие аэротехники и космонавтики
- Реактивное движение
- Влияние гравитации на человека
- Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека
- Структура вселенной
| Механика в транспорте и строительных сооружениях | - Устойчивость сооружений и строительных конструкций
- Эволюция источников энергии
- Физика современного автомобиля
- НТП и охрана окружающей среды
| Мир звука. Физика и музыка | - Музыкальные инструменты как источники звука
- Акустика помещении
- Стереозвучание
- Виды записи звука (знакомство с механической, магнитной, лазерной и другими видами записи звука)
- Громкость звука, высота, тона, тембр как субъективные характеристики звука.
- Вопросы слуха человека
| Механика глазами писателей и художников | - Развитие человеческой цивилизации
| Основы молекулярной физики и термодинамика | Физика температур | - Влияние температурных условий на жизнь человека
- Физика холода
- Использование холодильных установок в промышленности и домашних условиях
- Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека
- Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях
- Влажность и погода
- Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека
- Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела
| Физика твердых тел | - Использование кристаллов в науке и технике. Способы повышения прочности кристаллических тел
- Использование кристаллов в драгоценных украшениях
- Жидкие кристаллы и их применение в современной технике
- Тепловое расширение жидких и твердых тел. Необходимость учета этого явления в технике, быту, строительстве, в ювелирном деле и др.
- Симметрия и асимметрия в природе
- Симметрия в физике, химии, биологии
| Физика и экология | - Экологические проблемы и охрана окружающей среды
- Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.)
- Парниковый эффект и загрязнение атмосферы
- Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.)
- Возможные изменения климата в результате деятельности человека
- Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем
- Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки
- Проблемы воздействия человека на биосферу
- О ноосфере - сфере разума
- О мозге человека
- Вода и жизнь
- Солнце и жизнь
- Физика в сельском хозяйстве
| Электродинамика | Электростатика | - Электростатические явления в жизни и технике
- Учет электростатических явлений в производственных условиях
- Вред электростатических явлений
| Электромагнитные явления | - Тайны намагниченной Земли
- Природа шаровой молнии
- Электромагнитные явления в природе и живых организмах
- О роли полей в живых организмах
- Электрические и магнитные явления в медицине
- Электричество в квартире
- Электричество в медицине
- Электричество в информационной службе
- Электричество как помощник музыкантам и художникам
- Широкое использование электромагнитных явлений в криминалистике, библиотечной технике, торговле и т.д.
- Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования
| Колебания и волны | Средства связи | - Телефонная связь и ее роль в работе предприятий и развитии предпринимательских отношений
- Значение телефонной связи в повседневной жизни
- Перспективы в развитии телефонной связи
- Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др.
- История развития радиосвязи и телевидения
- Совершенствование и перспективы развития бытовой радиоэлектронной аппаратуры
- Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д.
- Линии оптоэлектронной связи
| Световые явления | - Свет как источник информации человека об окружающем мире
- Источники света (естественные и искусственные)
- Оптические приборы
- Физика и химия в фотографии (фотовыставка физико-химических явлений)
- Вопросы зрения
- Свет и цвет в изобразительном искусстве. Их место в диз...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1785
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|