Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок–экскурсия в творческую мастерскую писателя Сага о Великом Севере - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок–экскурсия в творческую мастерскую писателя Сага о Великом Севере


Автор(ы): Тишкова Лилия Николаевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма проведения: урок – экскурсия в творческую мастерскую писателя.
Цель урока: формирование образа территории средствами художественной литературы. (Презентация, слайд 1)
Задачи урока:
  1. Образовательные: Обеспечить усвоение знаний об основных особенностях природы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
  2. Развивающие:
  • Развитие навыков описательной речи, овладение приёмами образного мышления и выразительными средствами литературного языка.
  • Развитие умений отбирать необходимый материал, рассуждать, делать выводы.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание у школьников потребности читать, знакомиться с художественными и научно- популярными произведениями
  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости и восхищения её красотой, необходимости бережного отношения к природе. (Презентация, слайд 2)
Средства обучения: карта “Природные зоны России”, таблицы – картины из серии “Природа нашей Родины”- “Арктическая пустыня”, “Тундра”, “Животный мир Арктики”, “Животный мир тундры”, значки на магнитах - объекты Севера России, животные и растения Севера, магнитная доска с контурной картой России, аудиозаписи “Звуки природы”, учебник И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. (Презентация)
Оформление доски: слова - ассоциации, словарные слова, девиз урока, экран, проектор.
Раздаточный материал: тексты из произведений В.Бианки “На Оби”, Е.Марысаева “Северные новеллы”, лото №1, №2.
Оформление кабинета: Выставка книг о природе Севера: В.Бианки, Е.Марысаева, И.А. Зотикова “Саги полярных морей, Л.Лапцуй “Наше стойбище”
Межпредметные связи: русский язык, литература
Внутрипредметные связи: география материков и океанов, тема “Природные зоны Евразии”.
“Описательный рассказ, книга, повествование часто помогают найти ту необходимую деталь вокруг которой можно выстроить урок…” В. Сухомлинский. Избранные произведения Киев,1980, -т.5 – с. 604.
  1. Организационный момент.
Презентация
Звучит стихотворение на фоне шума моря, прибоя и криков чаек (аудиозаписи из серии “Звуки природы"). (Слайд 3)
Летит Земля с восхода до восхода,
Из года в год со скоростью мгновенной.
Великая! В ногах у пешехода
И капельная точка во Вселенной.
Единая! С шестью материками
И выводками разных островов.
Спеленатая мягко облаками
Овеянная тысячью ветров…..
Ей колыбельную поют метели
И солнце на рогах несут олени…
  1. Актуализация знаний
Деятельность учителя Деятельность учащихся
  • Как Вы думаете, ребята, куда приведут нас дороги путешествий сегодня? Попробуйте догадаться по началу нашего урока.
  • А почему вы так думаете?
  • Какие природные зоны мы можем отнести к Северу?
  • Найдите их на картах атласа и нанесите границы названных природных зон в контурных картах.
  • Работая с картой, вы обратили внимание на слова “арктический”, “тундра”. Каково их происхождение?
Поможет нам в этом рубрика “Почему мы так говорим” нашего учебного стенда “Учись учиться”.
  • Отвечают на вопросы учителя.
На север, к океану, в тундру….и т.д.
(Возможные ответы)
Слышно шум прибоя, плеск волн, крики чаек, в стихотворении упоминаются олени, метель.
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
  • Работают с контурными картами. Один ученик работает у доски, выполняя такую же работу на контурной магнитной карте доски.
  • Один из учеников объясняет происхождение слов и их значение, остальные учащиеся слушают и делают записи в словаре.
  • Арктический - (от греческого) - северный (слайд 4)
  • Тундра - (с языка лопари (саами)) – безлесная, плоская вершина. Название “тундра” является не только наименованием природной зоны, но и географических объектов.
  • Лопари (саами) – малый народ Севера, проживающий в Малоземельской и Большеземельской тундре (слайд 5)
  • Сага (с языка саами) прозаическое повествование о значительном и важном.
  1. Восприятие учебного материала
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Если дороги наших учебных путешествий привели нас на Север. Мы попробуем сегодня написать и рассказать свою Сагу о Великом Севере.На доске представлен ряд ассоциаций, которые вызвало у вас понятие “север” при изучении темы “Растительный и животный мир России” (слайд 6).
Задание: Составьте словосочетания, используя предложенные слова. Если необходимо употребите их во множественном числе.
  • Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь.
  • Составляют словосочетания, работая индивидуально.
  • Делятся результатами работы, оценивая наиболее удачные и яркие словосочетания, характеризующие облик Севера.
Слова - ассоциации для словосочетаний
Прилагательные: неприступный, могучий, неоглядный, неохватный, необозримый, сказочный, потрясающий, причудливый, удивительный, таинственный, загадочный, бесконечный, грандиозный, впечатляющий, непостижимый.
Существительные: территория, простор, мир, пейзаж, даль, ширь, простор, облик, океан, вид, картина, путь, уголок, место, окраина.
Примеры: неоглядная даль, удивительный облик, причудливый вид, сказочный пейзаж и т.д.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Отправляясь в путешествие, мы должны взять с собой не только хорошее настроение, но и наши знания, ведь мы не можем обойтись без общения в пути.
  • Задание 1. Обратимся к нашему лото и повторим основные понятия темы.
  • Задание 2. Наш маршрут будет проходить по разным объектам Севера. Используя магнитные значки с названиями объектов, правильно расставьте их на нашей контурной магнитной карте доски (слайд 7).
  • Учащиеся работают с лото № 1.
(На лист 1 с определениями накладывают соответствующие понятия из 2 листа)
  • Взаимопроверка. Работа в парах.
  • Два ученика работают на контурной магнитной карте доски. Один расставляет объекты - номенклатуру
Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотка, Ямал.
Моря: Белое, Берингово, Лаптевых, ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.02 | Просмотров: 1239

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340