Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок–экскурсия в творческую мастерскую писателя Сага о Великом Севере
Автор(ы): Тишкова Лилия Николаевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: урок применения знаний и умений. Форма проведения: урок – экскурсия в творческую мастерскую писателя. Цель урока: формирование образа территории средствами художественной литературы. (Презентация, слайд 1) Задачи урока: - Образовательные: Обеспечить усвоение знаний об основных особенностях природы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
- Развивающие:
- Развитие навыков описательной речи, овладение приёмами образного мышления и выразительными средствами литературного языка.
- Развитие умений отбирать необходимый материал, рассуждать, делать выводы.
- Воспитательные:
- Воспитание у школьников потребности читать, знакомиться с художественными и научно- популярными произведениями
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости и восхищения её красотой, необходимости бережного отношения к природе. (Презентация, слайд 2)
Средства обучения: карта “Природные зоны России”, таблицы – картины из серии “Природа нашей Родины”- “Арктическая пустыня”, “Тундра”, “Животный мир Арктики”, “Животный мир тундры”, значки на магнитах - объекты Севера России, животные и растения Севера, магнитная доска с контурной картой России, аудиозаписи “Звуки природы”, учебник И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. (Презентация) Оформление доски: слова - ассоциации, словарные слова, девиз урока, экран, проектор. Раздаточный материал: тексты из произведений В.Бианки “На Оби”, Е.Марысаева “Северные новеллы”, лото №1, №2. Оформление кабинета: Выставка книг о природе Севера: В.Бианки, Е.Марысаева, И.А. Зотикова “Саги полярных морей, Л.Лапцуй “Наше стойбище” Межпредметные связи: русский язык, литература Внутрипредметные связи: география материков и океанов, тема “Природные зоны Евразии”. “Описательный рассказ, книга, повествование часто помогают найти ту необходимую деталь вокруг которой можно выстроить урок…” В. Сухомлинский. Избранные произведения Киев,1980, -т.5 – с. 604. - Организационный момент.
Презентация Звучит стихотворение на фоне шума моря, прибоя и криков чаек (аудиозаписи из серии “Звуки природы"). (Слайд 3) Летит Земля с восхода до восхода, Из года в год со скоростью мгновенной. Великая! В ногах у пешехода И капельная точка во Вселенной. Единая! С шестью материками И выводками разных островов. Спеленатая мягко облаками Овеянная тысячью ветров….. Ей колыбельную поют метели И солнце на рогах несут олени… - Актуализация знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | - Как Вы думаете, ребята, куда приведут нас дороги путешествий сегодня? Попробуйте догадаться по началу нашего урока.
- А почему вы так думаете?
- Какие природные зоны мы можем отнести к Северу?
- Найдите их на картах атласа и нанесите границы названных природных зон в контурных картах.
- Работая с картой, вы обратили внимание на слова “арктический”, “тундра”. Каково их происхождение?
Поможет нам в этом рубрика “Почему мы так говорим” нашего учебного стенда “Учись учиться”. | - Отвечают на вопросы учителя.
На север, к океану, в тундру….и т.д. (Возможные ответы) Слышно шум прибоя, плеск волн, крики чаек, в стихотворении упоминаются олени, метель. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. - Работают с контурными картами. Один ученик работает у доски, выполняя такую же работу на контурной магнитной карте доски.
- Один из учеников объясняет происхождение слов и их значение, остальные учащиеся слушают и делают записи в словаре.
| - (от греческого) - северный (слайд 4) Тундра - (с языка лопари (саами)) – безлесная, плоская вершина. Название “тундра” является не только наименованием природной зоны, но и географических объектов. Лопари (саами) – малый народ Севера, проживающий в Малоземельской и Большеземельской тундре (слайд 5) Сага – (с языка саами) прозаическое повествование о значительном и важном. - Восприятие учебного материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | - Если дороги наших учебных путешествий привели нас на Север. Мы попробуем сегодня написать и рассказать свою Сагу о Великом Севере.На доске представлен ряд ассоциаций, которые вызвало у вас понятие “север” при изучении темы “Растительный и животный мир России” (слайд 6). Задание: Составьте словосочетания, используя предложенные слова. Если необходимо употребите их во множественном числе. | - Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь.
- Составляют словосочетания, работая индивидуально.
- Делятся результатами работы, оценивая наиболее удачные и яркие словосочетания, характеризующие облик Севера.
| Слова - ассоциации для словосочетаний Прилагательные: неприступный, могучий, неоглядный, неохватный, необозримый, сказочный, потрясающий, причудливый, удивительный, таинственный, загадочный, бесконечный, грандиозный, впечатляющий, непостижимый. Существительные: территория, простор, мир, пейзаж, даль, ширь, простор, облик, океан, вид, картина, путь, уголок, место, окраина. Примеры: неоглядная даль, удивительный облик, причудливый вид, сказочный пейзаж и т.д. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Отправляясь в путешествие, мы должны взять с собой не только хорошее настроение, но и наши знания, ведь мы не можем обойтись без общения в пути. - Задание 1. Обратимся к нашему лото и повторим основные понятия темы.
- Задание 2. Наш маршрут будет проходить по разным объектам Севера. Используя магнитные значки с названиями объектов, правильно расставьте их на нашей контурной магнитной карте доски (слайд 7).
| - Учащиеся работают с лото № 1.
(На лист 1 с определениями накладывают соответствующие понятия из 2 листа) - Взаимопроверка. Работа в парах.
- Два ученика работают на контурной магнитной карте доски. Один расставляет объекты - номенклатуру
Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотка, Ямал. Моря: Белое, Берингово, Лаптевых, ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.02 | Просмотров: 1239
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|