Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование ОУУН путем внедрения методики обучения учащихся доказательству математических предложений - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Формирование ОУУН путем внедрения методики обучения учащихся доказательству математических предложений


Автор(ы): Кобзарь Елена Давидовна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В обыденной жизни одни люди доказывают что-либо другим, опираясь при этом на факты, которые признаются всеми людьми. При этом люди стремятся к тому, чтобы их рассуждения были убедительными, доказательными.
Каждому человеку в жизни очень важно уметь доказывать, отстаивать свою точку зрения. При этом очень важно грамотно построить сам процесс доказательства.
Формирование и использование умений рассуждать, проводить доказательства, аргументировать высказывания проводится во всех учебных предметах.
Математику от других областей знаний отличает особое отношение к самому процессу доказательства.
Изучение именно геометрии способствует прежде всего развитию умения доказывать, т.е. умения логически мыслить и рассуждать.
Погорелов (автор нашего учебника геометрии) цель преподавания геометрии в школе выразил так: Главная задача преподавания геометрии в школе - научить учащихся логически рассуждать, аргументировать свои утверждения, доказывать. Очень немногие из окончивших школу будут математиками, тем более геометрами. Будут и такие, которые в их практической деятельности ни разу не воспользуются теоремой Пифагора. Однако вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать.
Методы рассуждения и доказательства, обоснование собственного мнения и психическая деятельность, связанная с поиском доказательства, сходны и в жизненных, и в производственных, и в школьных задачах. Поэтому ознакомление учащихся с методами и приёмами рассуждения и доказательства является средством формирования ОУУН учащихся, их воспитания и подготовки к жизни.
На уроках геометрии я внедряю в процесс преподавания методику обучения учащихся доказательству математических предложений (методика В.А, Далингера), включающая в себя следующие основные положения:
  • необходимость чёткой формулировки посылок и заключения математических утверждений, без выявления которых невозможен процесс доказательства;
  • выделение каждого шага доказательства и их мотивирование, явное выявление общей стратегии проведения доказательств;
  • аргументация каждого шага проведённого доказательства в виде ссылок на соответствующие определения, аксиомы, теоремы, ранее решенные задачи;
  • чертежи, используемые при доказательстве, должны приводиться в соответствии с выполняемыми шагами доказательства;
Данная методика базируется на использовании приёмов мыслительной деятельности таких как: синтез, анализ, синтез через анализ, анализ через синтез, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся.
Основными направлениями в работе с учащимися по формированию у них умения доказывать являются следующие:
  1. Показывать учащимся роль и значение доказательства в открытии новых знаний и усвоении учебного материала курса математики.
  2. Разъяснять школьникам, в чем состоит сущность доказательства как процесса утверждения или опровержения истинности мыслей.
  3. Проводить целенаправленную работу по обучению учащихся пользоваться индуктивным и дедуктивным методами (формировать умение находить общее в отдельных частных примерах, отличать индуктивные умозаключения от дедуктивных, воспитывать у учащихся критическое отношение к индуктивному заключению).
  4. Планомерно формировать у учащихся умения выводить логические следствия из посылок, приучать школьников логически верно оформлять свои рассуждения.
  5. Формировать у учащихся познавательные действия, необходимые для доказательства, и учить их применять в нужных ситуациях.
  6. Учить школьников обобщать познавательные действия, которые выполняются в ходе доказательства.
Успех в обучении учащихся доказательству теорем определяется не применением одного какого-нибудь приема или метода, а системой преподавания в целом.
Работа по обучению учащихся доказательству теорем должна начинаться задолго до того, как начнут явно изучаться теоремы. Пропедевтически готовить школьника к доказательству теоремы надо еще на уровне 5-6 классов. Перечислю основные направления этой работы:
  • Формировать у учащихся умения подмечать закономерности.
  • Воспитывать у школьников понимание необходимости доказательства.
  • Обучать учащихся умению выделять условие и заключение в математических утверждениях.
  • Знакомить учащихся с простыми и сложными высказываниями и значениями их истинности.
  • Знакомить школьников с понятиями отрицание высказывания и противоречивые высказывания.
  • Обучать учащихся умению выделять различные конфигурации на одном и том же чертеже.
  • Обучать школьников умению пользоваться контрпримерами.
  • Обучать учащихся умению выполнять геометрические чертежи и читать их.
  • Формировать у учащихся умения выводить следствия из заданных условий.
  • Формировать у учащихся умения проводить доказательные рассуждения, делать выводы.
Данная работа не только нужна в качестве пропедевтики обучения школьников доказательствам в систематическом курсе геометрии, но она играет существенную роль в систематической работе по формированию ОУУН учащихся.
Ведущей функцией обучения учащихся доказательству становится развивающая, а не информационная. Изучение теорем имеет своей целью сообщение школьникам не только некоторых готовых результатов, но и методов, с помощью которых эти результаты получаются. Уместно в связи с этим напомнить слова: Учитель учит находить истину.
Подготовка учителя к доказательству теоремы на уроке может быть следующей:
  • Анализ формулировки теоремы или утверждения и выяснение ее значения в системе других теорем
  • Построение аналитических рассуждений, облегчающих понимание доказательства теоремы.
  • Определение ведущего метода доказательства, исследование особенностей доказательства.
  • Выявление ОУУН над формированием которых будет вестись работа на уроке.
  • Исследование математических ситуаций, возникающих при доказательстве.
  • Поиск других методов и способов доказательства теоремы.
  • Определение рациональной записи доказательства.
  • Подбор задач, решение которых облегчит доказательство теоремы.
  • Подбор задач, закрепляющих доказываемую теорему.
  • Подбор материала для внеклассной работы, связанного с изученной теоремой.
При таком подходе доказательство каждой новой теоремы будет служить не только объектом усвоения, но и средством для формирования общих приемов доказательства теорем. Разница между способным учеником и слабоуспевающим состоит не в том, что первый больше знает, а именно в том, что он владеет более богатым арсеналом различных приемов получения знаний, знает приемы и способы их использования, что в свою очередь ведет к формированию устойчивых ОУУН.
Уместно напомнить классификацию ОУУН:
организационные информационные интеллектуальные коммуникативные
- работать по алгоритму;- самостоятельно составлять алгоритм;
- владение методами самоконтроля;
- умение оценивать ответ одноклассников.
- вл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2469

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340