Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Основания


Автор(ы): Бакирова Тамара Ивановна, учитель химии

Цели:
Обучающие – познакомить с понятием основание, способами получения, классификацией, свойствами и применением, указать связь оснований с другими классами неорганических соединений.
Развивающие – развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, правильно оформлять результаты опытов и делать соответствующие выводы; умение составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства оснований; развивать умение наблюдать делать выводы.
Воспитательные – формирование всесторонне развитой личности. Воспитание культуры общения в парах “ученик – учитель”, “ученик – ученик”. Воспитание общечеловеческих ценностей, соблюдение моральных норм (честность, порядочность, ответственность).
Методы и методические приемы. Фронтальная беседа, самостоятельная работа с тестами, химические диктанты, взаимопроверка результатов химических диктантов, работа с карточками, выполнение лабораторной работы в парах, демонстрация опытов, разбор проблемных ситуаций.
Оборудование и реактивы. Кодоскоп, карточки с тестами для самостоятельной работы “Классы неорганических соединений”.
На демонстрационном столе: кристаллизатор, вода, индикаторы (фенолфталеин), спиртовка, спички, кусочки натрия на фильтровальной бумаге, пинцет, держатель пробирки, гидроксид меди (безв.).
На столах учащихся: инструкция по технике безопасности, учебник “Химия – 8 класс”, лабораторные штативы с пробирками.
Ход урока.
Ориентировочно – мотивационный.

Графический диктант.
Исторические сведения.
Сообщение ученика (дополнительная работа).
Первым основанием, с которым человек встретился в древности, был гидроксид кальция. Причины тут простые. Использовать огонь люди научились примерно 100 тысяч лет назад. Карбонат кальция в виде мела, известняка или мрамора встречается практически повсеместно. При прокаливании он разлагался, образуя оксид кальция, который весьма энергично соединялся с водой. Составив все эти факты, нетрудно представить, каким образом первобытный человек познакомился с первым основанием. Смесь дробленого камня, песка и извести применялась еще 2000 лет назад в качестве бетона.
Значительно позднее (примерно IX – X в.в.) человек познакомился с гидроксидами натрия и кальция. Так как они разъедали кожу, их назвали едкими щелочами. (Рисунок 1).
Щелочи долгое время считались простыми веществами, так как их не могли разложить на составные части и считали, что щелочи – “основные элементы”, из которых состоят другие вещества. Этим же объясняется и данное позднее название “основания” для гидроксидов металлов. Сам термин основание ввел французский химик Г. Руэль в 1744 году.
Учитель. Сегодня ребята мы должны рассмотреть еще один класс неорганических соединений - основания.
На Кодоскопе: NaOH, KOH, Ca(OH), Mg(OH), Fe(OH), Al(OH). Что общего в формулах этих соединений и чем они отличаются?
Учащиеся отвечают, что во всех этих формулах присутствует ОН - группа (учитель подсказывает, что эта группа называется гидроксогруппой). После обсуждений формулируют определение оснований.
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одной или нескольких гидроксогрупп.
Учитель подчеркивает, названия оснований складываются из слов “гидроксид” и названия элемента в родительном падеже. Если элемент имеет переменную валентность, она указывается в скобках после названия: Fe (OH) - гидроксид железа (III).
Графические формулы оснований: NaOH; Na-O-H.
И основания, и кислоты, содержащие кислород, относятся к общей группе “гидроксиды”. Однако, когда говорят “гидроксид”, чаще всего подразумевают основания.
В таблице №1 приводятся тривиальные названия оснований.
Физические свойства оснований.
Лабораторная работа №1.
В данной работе учащиеся описывают внешний вид и агрегатное состояние оснований, определяют растворимость их в воде. Обобщают физические свойства (можно воспользоваться справочными данными таблицы №2). Учащиеся, к каждому из выданных образцов оснований, добавляют по несколько капель воды и делают вывод, что одни из них растворяются, другие – нет (обязательное соблюдение ТБ).
Учитель. Таким образом, основания бывают растворимые и нерастворимые. Учитель поясняет, что растворимые в воде основания называются щелочами. Растворы щелочей мыльные на ощупь, разъедают кожу, ткань, шерсть и т.д. В связи с этим их называют едкими щелочами.
Демонстрационный опыт, подтверждающий действие щелочей на органические вещества.
Лабораторная работа №2.
Учащиеся проводят лабораторный опыт по определению реакции среды в растворах щелочей с помощью индикаторов. Проверяют, изменяется ли окраска фенолфталеина в гидроксиде меди (II). Делают вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет.
Учитель объясняет способы получения оснований (информация записана на кодоскопе). Каждое уравнение подтверждают демонстрационными опытами.
Получение щелочей:
а) взаимодействие щелочей и щелочноземельных металлов с водой – образуется щелочь и водород:
2К + 2НО 2КОН + Н
Са + 2НОСа(ОН)+Н
б) взаимодействие основных оксидов с водой:
КО+НО2КОН
Учитель. Каким способом можно получить нерастворимые основания, например Сu(ОН)?
Лабораторная работа №3.
Учащиеся в лабораторной работе №3 пытаются получить гидроксид меди (II) различными способами (медь с водой, оксид меди (II) с водой – реакция не идет). Также способы не подходят. Как же быть?
Учитель помогает или объясняет, что нерастворимые основания можно получить только косвенным путем:
СuSO+ 2NaOHCu(OH)+NaSO
Учащиеся в ходе работы получают нерастворимые основания из соответствующих солей.
Применение гидроксидов.
Гидроксид лития служит важным компонентом электролитов в щелочных аккумуляторах, удлиняя срок службы в 2-3 раза и существен повышая их емкость. На подводных лодках и космических кораблях гидроксид лития поглощает углекислый газ, выдыхаемый людьми.
Гидроксид натрия, известный в технике под названием каустика, применяется в больших количествах для производства мыла, стекла, красок, при обработке целлюлозы и очистке масел и керосина от жиров. Много расходуется его при мытье посуды на масло- и молокозаводах, поскольку каустик легко разлагает жир. (Рисунок 2).
Гидроксид калия, рубидия и цезия, используется в качестве добавок в электролиты низкотемпературных щелочных аккумуляторов, а также как катализаторы в органическом синтезе.
Гидроксид кальция – важнейший строительный материал. Мировое производство данного оксида исчисляется десятками миллионов тонн в год. Смесь гашеной извести с песком служит прекрасным строительным раствором, которым скрепляют кирпичи, камни, блоки, штукатурят потолки и стены. В больших количествах гидроксид кальция расходуется на производство хлорной извести, служащей дезинфектором в санитарии.
Гидроксид алюминия в виде природного минерала гидраргилита входит в состав многих бокситов и служит сырьем для получения оксида алюминия, из которого в свою очередь, производят металлический алюминий. Поскольку последний получают в огромных количествах, то мировое производство оксида алюминия из бокситов составляет в настоящее время около 100 млн.т. в год
Гидроксид железа (III) распространенный природный минерал, важная составная часть железных руд. В кристаллическом состоянии это порошок светло- желто цвета с приятным оттенком. Используется как сырье в производстве чугуна и стали. Кроме того, под названием “охра” он применяется как самый дешевый и химически устойчивы пигмент для изготовления художественных и малярных красок, грунтовок, шпатлевок.
Применяется как катализатор и как компонент поглотительной массы при очистке промышленных газов.
Гидроксид хрома (III) в момент образования представляет собой серо- синий порошок. При укрупнении кристаллов он приобретает изумрудно- зеленый цвет и химическую стойкость, так как превращается в сложный полимер. Применяется в качестве пигмента в изготовлении художественных красок зеленого цвета.
Закрепление.
Учащиеся получают карточки с заданиями “Основания. Химические свойства воды” (4 варианта заданий).
Вариант 1.
  1. Составьте уравнения реакций взаимодействия с водой следующих веществ: лития, кальция, оксида бария. Укажите названия веществ, образующихся в результате реакций.
  2. Из числа приведенных ниже формул веществ выпишите формулы оснований и назовите их: СаСО, КОН, НSО, СиО, NaO, Ba (OH), KS, Fe(OH), NaOH.
Вариант 2.
  1. Составьте уравнения реакций взаимодействия с водой следующих веществ: натрия, оксида калия, оксида кальция. Укажите названия веществ, образующихся в результате реакций.
  2. Из числа приведенных ниже формул веществ выпишите формулы нерастворимых в воде оснований и назовите их: HNO, SO, NaOH, Pb (OH), FeO, PО, ВоSО, Ca (OH), NaCI, Fe(OH).
Вариант 3.
  1. Составьте уравнения реакций взаимодействия с водой следующих веществ: калия, кальция, оксида лития. Укажите названия веществ, образующихся в результате реакций.
  2. Из числа приведенных...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.06.30 | Просмотров: 163

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!