Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Элективный курс Основы экологии
Автор(ы): Назипова Равида Гилемзяновна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Целью элективного курса по экологии является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта, взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности. Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения. Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды. Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному, вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Учебно-тематический. № | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе: | Форма контроля | лекции | практическиеработы | семинары | Организм и среда (17 часов) | 1 | Возможности размножения организмов и их ограничения средой | 1 | 1 | | | | 2 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды | 1 | 1 | | | | 3 | Основные пути приспособления организмов к среде | 1 | 1 | | | | 4 | Пути воздействия организмов на среду обитания | 2 | 1 | | 1 | | 5 | Приспособительные формы организмов | 1 | | 1 | | | 6 | Приспособительные ритмы жизни | 2 | 1 | 1 | | | 7 | Типы воздействия организмов | 1 | 1 | | | | 8 | Законы и следствия пищевых отношений | 2 | 1 | | 1 | | 9 | Законы конкурентных отношений в природе | 2 | 1 | | 1 | | 10 | Демографическая структура популяций | 2 | 1 | | 1 | | 11 | Динамика численности популяций и ее регуляция в природе | 2 | 1 | | | Тестирование (1 час) | Экосистемы (5 часов) | 12 | Законы организации экосистем | 2 | 2 | | | | 13 | Биоценоз и его устойчивость | 1 | | 1 | | | 14 | Биосфера как глобальная экосистема | 2 | 1 | | | Тестирование (1 час) | Социальная экология (2 часа) | 15 | Современные отношения человечества и природы | 1 | 1 | | | | 16 | Противоречивость системы «природа-общество» | 1 | 1 | | | | Экологические основы охраны природы (10 часов) | 17 | Современное состояние и охрана атмосферы | 2 | 1 | | 1 | | Продолжение таблицы | 18 | Рациональное использование и охрана вод | 2 | 2 | | | | 19 | Использование и охрана недр | 2 | 1 | 1 | | | 20 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | 1 | 1 | | | | 21 | Современное состояние и охрана растительности и животных | 3 | 1 | 1 | 1 | | ИТОГО: | 34 | 21 | 5 | 6 | 2 | Содержание. Организм и среда (17 часов). Тема1: Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 час) Лекция: Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Практическое значение потенциального размножения организмов. Тема 2: Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 час) Лекция: Законы экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Закон ограничивающего фактора (1 час). Тема 3: Основные пути приспособления организмов к среде (1 час) Лекция: Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Создание внутренней среды. Использование явлений анабиоза на практике (1 час). Тема 4: Пути воздействия организмов на среду обитания (2 часа) Лекция: Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Другие формы активности (1 час). Семинар: Практическое значение средообразующей деятельности организмов (1час) Тема 5: Приспособительные формы организмов (1час) Лабораторная работа: Жизненные формы животных (на примере насекомых) (1 час). Тема 6: Приспособительные ритмы жизни (2 часа) Лекция: Ритмика внешней среды. Фотопериодизм. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика (1 час) Проверочная работа (1 час) Тема 7: Типы воздействия организмов (1 час) Лекция: Классификация биотических связей. Экологические цепные реакции в природе. Воздействие человека на живую природу через применение биотических связей (1 час) Тема 8: Законы и следствия пищевых отношений (2 часа) Лекция: Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Зависимость численности хищника от численности жертв (1 час). Семинар: Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе (1 час) Тема 9: Законы конкурентных отношений в природе (2 часа) Лекция: Правила конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества (1 час) Лекция: Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Экологическая инженерия (1 час). Тема 10: Демографическая структура популяции (2 часа) Лекция: Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с возрастом и полом (1 час) Семинар: Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле (1 час) Тема 11: Динамика численности популяций и ее регуляция в природе (2 часа) Лекция: Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяции (1 час). Проверочная работа: тестирование (1 час) Экосистемы (5 часов). Тема 12: Закон организации экосистем (2 часа) Лекция: Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах (1 час). Лекция: Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Искусственные экосистемы (1 час). Тема 13: Биоценоз и его устойчивость (1 час) Практическая работа: Смены простейших в сенном настое (саморазвитие сообщества) (1 час). Тема 14: Биосфера как глобальная экосистема (2 часа) Лекция: Учение о биосфере. Состав атмосферы, воды, почвы. Глобальные круговороты веществ (1 час). Проверочная работа: тест...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.04 | Просмотров: 2195
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|