Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине Литература
Автор(ы): Маркова Елена Андреевна, преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - знать содержание романа, суть духовного конфликта, отражённого в заглавии;
- развивать умение анализировать эпизоды романа;
- воспитывать гуманистическое отношение к жизни.
Методы работы: - словесный;
- проблемно-поисковый.
Оборудование: - тексты романа;
- тетради;
- портрет Тургенева;
- иллюстрации к роману;
- план анализа эпизода.
Ход занятия I. Организационный момент: построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка наличия текстов, определение цели занятия. (2 мин.) II. Вступительное слово учителя. (5 мин.) Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы. И.С. Тургенев (обращение к эпиграфу) Отцы и дети – это естественный цикл. Дети становятся отцами, и всё повторяется, таков закон жизни. «Закон, закон, закон себе поставим… на ра…, на ра…, на радости пожить», - радостно напевал старичок Базаров Василий Иванович. Но законы не всегда соблюдаются. Самый главный закон – рождения и смерти всего живого – дан природе самым главным отцом – Богом. Отцом, всё благоволение которого в Сыне. Трагический разлад «отцов и детей», т.е. поколений и сословий, обусловлен уходом от Божеского закона. Прочитайте тему урока: «духовный конфликт…». Вот так смысл слов «отцы» и «дети» в названии романа возвышается до значения всеобщего сыновства (и мужика, и Базарова, и братьев Кирсановых) по отношению к Отцу небесному, чей закон братства во Христе нарушен. Благородное имя Базарова – Евгений – «благородный». Павел – имя апостола, который первоначально был гонителем христиан и только после встречи с воскресшим и явившимся к нему Христу пережил духовный переворот. Переворот в своих представлениях о жизни переживает и Павел Петрович после роковой встречи с княгиней Р. Такова же судьба и изведавшего роковую страсть Базарова. Причин, поводов, разногласий для того, чтобы разгорелся спор, начался конфликт, всегда много. Чаще это происходит мгновенно. И.С. Тургенев – мастер художественного слова. Предлагаю обратиться к нескольким эпизодам романа. III. Анализ эпизодов. (25 мин.) Гл. X. «Схватка произошла в тот же день…» (15 мин.) (Зачитать первые строки эпизода). - «Дрянь, аристократишко…» - Что вызвало спор? (Каждый отстаивает свою точку зрения, трудно сказать, кто прав). - «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов», - говорит Базаров. («Нигилизм»). - Что не нравится Павлу Петровичу? («Вы всё отрицаете… Да ведь надобно ж и строить…») - Оба считают себя патриотами. Как они относятся к русскому народу? (П.П. «Он свято чтит предания, он не может жить без веры…»; Б. «Что ж, коли он заслуживает презрения»). - Отношение к искусству. (Б. «Рафаэль гроша медного не стоит…»). - Нашли истину в этом споре герои? (Зачитать текст). Удивительно то, что прерывает этот спор Базаров. («Спор наш зашёл слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить».) Вывод: Базаров и братья Кирсановы – люди столь разные п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1511
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|