Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Образный подход: от теории Л.Выготского к практике обучения английскому языку - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Образный подход: от теории Л.Выготского к практике обучения английскому языку


Автор(ы): Билан Татьяна Яновна, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
По словам выдающегося российского психолога Выготского, теоретически обосновавшего теорию обучения с опорой на полисенсорное восприятие, весь мир ребенка базируется на визуальных, акустических, тактильных, кинестетических образах, которые как цемент скрепляют слова и понятия. Чем больше анализаторов работает, тем лучше ребенок познает, изучает предмет, событие. Впрочем, еще в средние века Я.А. Коменский рекомендовал учителям “всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами”, т.е. включать новую учебную информацию в известные ученикам природные явления, события, предметы. Даты, проценты, квадратные километры очень быстро забываются, когда они не подкреплены конкретными образами. Образный подход к обучению и воспитанию создает у детей эмоциональную основу глубокого усвоения, формирует целостное восприятие, создает условия для формирования творческих способностей.
Все, даже самые причудливые и непредсказуемые, образы основываются на впечатлениях, которые дети получают из окружающего мира. Л. С. Выготский писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". Чувственные образы, т.е. то, что реально существует и близко ребенку, помогают ему достичь ясного, осознанного понимания изучаемого. Природа, картины, вещи помогают сформировать визуальный образ. Музыка, голос учителя, пение птиц, тишина – акустический. Рисование, лепка, мимика, пантомима, танцы – кинестетический. Прикосновения, печатание слов на клавиатуре компьютера – тактильный. Говорят, что “интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев”. В Бостоне построен необычный Музей Детства, где малыши могут познавать окружающий мир, увидев все своими глазами, услышав невероятные звуки, потрогав все руками. Посетители могут примерять национальные костюмы разных народов, работать инструментами каменного века. Тактильное постижение мира начинается в колыбели и продолжается всю жизнь. Поэтому нам всегда хочется все потрогать. Более того, прикосновения дают нам чувство уверенности и душевного комфорта. А как редко при обучении мы используем запахи! Между тем каждый может припомнить положительное влияние запахов домашних пирогов, внесенной в дом с мороза елки и апельсинов под Рождество. Помните, как у Есенина “Пахнет яблоком и медом по лугам твой кроткий Спас…”? Итоги исследования Национального тренингового центра штата Мэриленд, представленные на конференции победителей конкурса “Учитель Года США-98” в Делаверском университете, на которой мне посчастливилось быть, свидетельствуют о заметном увеличении процента усвоения материала при полисенсорный подходе.
Люди запоминают Каналы получения информации Полученные навыки
10% прочитанного Чтение Описать. ОбъяснитьСоставить список.
20% услышанного Слушание
30% увиденного Осмотр предметов АнализируютПроектируют
Создают
Оценивают
Просмотр видео, кино,выставок, наблюдение за опытами, показами
50% того, чтоувидели + услышали
70% того, что проговорили и написали Практическаядеятельность
90% того, что сделали своими руками Эксперименты, моделирование Практические умения
Очень важно с первых занятий с дошкольниками и младшими школьниками активизировать все органы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Буквы и правила должны “оживать” для них в звуках, в пластике тела, дизайне. Чем больше будет задействовано каналов получения информации, тем ярче будут создаваемые образы, лучше запоминание нового материала.
Таинство образного подхода на первом уроке по теме “Мир, в котором мы живем” начинается с показа большого яблока и слова: “Представьте!” “Представьте, что это яблоко - наша Земля!” За окном падает снег, и яблоко непроизвольно притягивает взгляды детей: они уже ощущают его вкус и аромат, ласкают взглядом его великолепно округлую форму. Острым ножом режу сочную белую мякоть на 4 части. “Три части яблока - это воды Земли: океаны, моря, реки, озера и маленькие ручьи. Четвертая часть – суша”. Яркая образность навсегда связывает в памяти детей процентное соотношение воды и суши на планете с конкретным образом яблока. Затем я снова делю эту четвертинку на две равные части. Одна из них будет представлять пустыни, горы, ледники, другая – место для проживания людей. Всего лишь 1/8 часть от целого! Маленький, хрупкий кусочек яблока лежит у меня на руке. В классе тишина. Я осторожно перекладываю его на ладошку ученика с первой парты: “Подержи и передай другому!” Бережно передавая друг другу этот “кусочек планеты”, они ощущают его хрупкость, зависимость от их действий и свою ответственность. Это и есть практика того, что ученые называют переходом “объективно значимой информации в субъективно значимую”. Ведь возможно, именно в этот момент, у кого-то из них сформируется сознание защитника природы.
Каждый вступающий в мир человек обладает определенным потенциалом художественного развития. Роль учителей, которые находятся рядом с ним/ней на протяжении всего сенситивного периода, состоит в:
  • принятии малыша таким, какой он есть,
  • вере в его творческие возможности,
  • создании условий для самовыражения в атмосфере психологического комфорта,
  • поощрении нестандартности и оригинальности высказываемых детьми идей,
  • помощи ребенку в создании небольших, но законченных работ.
Образный подход, стимулируя процесс развития ассоциативного мышления, т.е. способности видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, дает толчок нешаблонному воображению и фантазии. Благодаря этому мышление становится гибким и оригинальным. Результаты первых творческих заданий: лингвистических сказок (см. Приложение 1), рисунков ассоциаций на образы букв (см. Приложение 2) уникальны и неповторимы. Их особенность состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько вариантов, сколько детей их выполняют, потому что каждый ребёнок - это отдельный неповторимый мир со своими индивидуальными ощущениями, собственными фантазиями. Например, вот так объясняют второклассницы появление одной и той же буквы W.
Сказка Жени Белоусовой “V+V=W”
В огромном царстве АВС правил мудрый король Алфавит. Все буквы жили в мире и согласии в его королевстве. Однажды он устроил большой пир, на который были приглашены все-все буквы: и большие, и маленькие. Были даже гости из других стран. На том карнавале встретились и полюбили друг друга принцесса V из Англии и принц V из Германии, и больше не хотели расставаться.
-Зачем английскому королю Алфавиту еще одна буква V? - шептались буквы.
И тогда мудрый король решил:
- Пусть влюбленные живут вместе и никогда не расстаются. Встаньте рядом! Я объявляю молодую пару новой буквой W, которая будет в начале чудесного слова wedding (свадьба)!
Сказка Тани Михайловой “Непослушная М”
В прекрасной стране английских букв, в которой правил Мистер Алфавит, иногда случались необыкновенные вещи. Одна из букв семейства “М” стала капризничать и не хотела называться своим именем и выполнять свою работу.
-Как тебя зовут? - спрашивали ее.
Она в ответ вместо [m] бурчала: [w]-[w]-[w].Каприз непослушной буквы грозил обернуться катастрофой непонимания! Вместо “May”(Май) звучало “way”(дорога), “me” превратилось в “we”. А вывеска “Mine”(шахта) поменялась на “Wine”(вино)! Расстояния между городами стали измеряться не милями “miles”,а интригами “ wiles”! Представляете?!!! От Москвы до Лондона 3000 интриг!
“Are you mad?” (Ты сошла с ума?) спрашивали ее буквы. “I’m wag!”(Я –шутница!) звучало им в ответ.
Пораженный таким неслыханным и очень опасным для речи непослушанием мистер Алфавит издал приказ: ”Букву М отправить в ссылку в самый дальний угол королевства ABC! И пусть там хоть на голове стоит!” Испугалась М, протянула руки, моля о прощении, но было поздно. Так капризная малышка M превратилась W.
Воображение детей развивается и изменятся по мере приобретения ими жизненного опыта. На средней ступени ученики с удовольствием пишут ассоциативные нерифмованные стихи по схеме, помогающей им выразить восприятие описываемого предмета через цвета, вкус, запахи, звуки. На вопрос “Что такое аглийский язык?”, они приготовили следующие ответы в форме акростиха и ассоциаций “5 чувств”.
English is a mixture of blue, red and white on its state flag
It tastes like Lipton tea warming my body and spirit
It sounds like Beatles”Strawberry meadows’, charming and sensitive
It smells like a morning red rose, symbol of England, with dew drops on its petals
It looks like an open window to another culture
It makes girls feel thrilled as Alice in Wonderland and boys magic as Harry Potter
English is a new way of thinking and a fresh approach to accepted humor
English is as green as its spacious emerald golf fields
It tastes like porridge, a bit unflavored but still traditional
It sounds like Eliza’s phonetic drillings from “My fair lady”
It smells like logs in the fireplace and candles in ancient castles
It looks like Miss Marple, smart and conservative
It makes me feel thankful to my English teacher
I dream to practice it in the UK so much!
Express my thoughts in the Internet
Never feel dropped out of innovations and new trends in science and technology
Get to know how people live overseas: in Great Britain, Australia, the USA, etc
Learn to love my own mother tongue, its wealth and perspectives
Influence solving problems on ecology, peace with other people of the Earth
Study successfully at school and later at the University
Have breakfast in Shipunovo, lunch in London, five o’clock tea in New York!
Задача развития творческих способностей, приводящих к новым знаниям о мире, новым критическим отношениям к действительности, созданию новых технологий является одной из важнейших в воспитании современного человека.. Способность старшеклассников критически осмысливать изучаемый материал, создавать собственный образ абстрактных понятий можно отследить на примере творческих работ выпускниц Юношевой Юлии и Серветник Юлии. Вот как они излагают свое понимание идиомы “It’s a small world”.
The exact meaning of the idiom “It’s a small world” you can easily find out on Pocket English Idioms site “Go English.com”. In this story I dare to follow the stages and motives of my own small world ongoing reshaping.
Some 17 years ago a tiny bud came into life in a soft warm cradle deep inside my mum’s belly. It was me! I believe I was happy in that tiny, safe, and cozy spot. Nine months later a sense of inquiring curiosity and search for something new pushed me forward to the unknown world. It was as if I heard some call, a fairy ding-a-ling of a silver bell that encouraged me to enlarge my personal area making it more spacious. By this time my first palace became unbearably small and too closed for me! I craved to see all seven colors of the rainbow with my own eyes, smell the odor of meadow flowers, taste bananas, feel the touch of sun rays, and watch snowflakes slowly melting on my hand. Did I miss my comfortable shell? I feel I did. But a new, really big, amazing, and promising world was opening its entrance door for me.
Packed in lace, calico and pink ribbons I crossed its threshold. I was waited! A fantastic bouquet was presented to my mum, a bottle of Champaign and a ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.07.29 | Просмотров: 299

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340