Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Конференция родителей: Профессиональное самоопределение – зачем?
Автор(ы): Семыкина Галина Филиповна, социальный педагог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ученые социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, интересам, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, и даже психические расстройства. Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо ориентироваться в мире профессий и как можно больше знать себя. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя: - самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
- сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
- выбор профессии и образа жизни.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии. Профессия и карьера - между ними существует тесная взаимосвязь. Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера, в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижения профессионального мастерства, признанного общественным мнением, удачна. Где и как собирать информацию об интересующей вас профессии? Об этом вам рассказывали на проф.часах - психолог школы, классных часах –классный руководитель, профконсультант – на консультациях, и т.д. И мне бы хотелось, чтобы каждый из вас еще раз сегодня об этом серьезно задумался. И помочь в этом я пригласила сегодня к нам в гости представителей вузов и сузов. По результатам анкетирования (на экране) наибольший интерес вызвали следующие профессии… Задачи: - Познакомить родителей с приоритетами интересов выпускников в получении профессии.
- Формировать у родителей культуру понимания выбора профессии, сделанного старшеклассниками.
- Выбор направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.
Оформление. - В зале расставить столы для работы в группах (2-4).
- На входе в зал родителям предлагаются фигурки (разные по форме или цвету) для распределения по разным группам, на каждый стол соответственно ставятся эти же фигурки и вопросы для обсуждения.
- Мультимедийный показ результатов анкетирования родителей и детей.
- Плакаты и лозунги:
- "Работа - поиск смысла жизни и хлеба насущного, признания, денег и интереса".
- "Каждому родившемуся найдется на Земле работа и инструменты для тех, кто захочет ею заниматься".
- "Сокровище скрыто внутри Вас. Внутри Вас есть всё, что Вам нужно...". (Древнекитайская мудрость)
- "Выбор профессии - это выбор жизненного пути!"
- "Найти любимую работу -значит, найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими мечтами, навыками и личными качествами"
План: - Изучение профессиональных интересов учащихся (психолог школы).
- Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе (профконсультант ГЦЗН).
- Приглашение представителей вузов и сузов, ЦЗН на встречу с родителями и их родителями (социальный педагог).
- Анкетирование родителей и старшеклассников (классные руководители).
- Советы и рекомендации психолога "Как выбрать профессию?".
- Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии.
- Заключительное слово ведущего.
- «Интересы и склонности в профессиональном выборе («Я - хочу»)».
- Предварительное занятие психолога с подростками.
1. Организационный момент. 2. Основная часть. 1. Упражнение: «Знакомство с профессиями». а) Назовите (запишите), как можно больше профессий начинающихся с данной буквы. б) Называется какая- либо профессия, далее каждый следующий называет профессию в чем- либо близкую (токарь- слесарь- монтажник -…), объясняя их сходство. Итак, мир профессий - перед вами. Надо определиться с выбором. Вопрос «кем быть?» должен быть решен уже сейчас. Мотивационной базой выбора профессии являются потребности, проявляющиеся в желаниях, интересах, склонностей человека. В обыденной жизни интересы и склонности выражаются глаголом «я хочу». Характер этого хотения может быть пустым или сопровождаться действиями- стремлением, усилиями, настойчивостью. Содержание интересов и склонностей - самое разнообразное; в области труда они могут быть направлены в любую профессиональную сферу. Однако удовлетворить потребности и интересы «Я хочу…» в жизни далеко не всегда просто. Так что же такое «интерес»? На доске мелом ведущий записывает слово интерес, а учащиеся называют ассоциации. Они тоже записываются ведущим. Интерес – побуждения – способности – выбор – желания – ум – хобби. 2. Диагностика интересов и склонностей. Вступительная беседа. Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), различают интересы по глубине, по длительности. Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей (пример) Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развивались в склонности. Чтобы узнать, на какие свои интересы и склонности вы можете ориентироваться при выборе будущей профессии, а так - же какая сфера профессиональной деятельности вам подойдет больше всего, предлагаю вам заполнить анкеты и узнать результаты. Детям предлагается заполнить методику «Профиль». Завершающая беседа. Вы ознакомились с разными видами профессиональной деятельности и сферами применения своих знаний и умений, которыми вы уже владеете и которым еще научитесь. Интересно, что еще в 18 веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (сх, физика, биология, математика), щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство) Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонности». Между интересами и склонностями много общего, но и есть различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности- формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. 3. Заполнение «Индивидуальной профориентационной карты». 3. Заключительная часть. Приглашение. По результатам предварительных бесед с детьми в классе, анкетирования родителей и старшеклассников по выбранным для себя профессий социальный педагог (профконсультант) приглашает нужных представителей учебных заведений города, профконсультанта ГЦЗН. Представители вузов и сузов дают информацию о своих учебных учреждениях - коротко о самом заведении, условиях приема, о льготном поступлении, об оплате за обучение, где и чем занимаются люди этих профессий. Профконсультант ГЦЗН знакомит присутствующих с требованиями рынка труда нашего города, с перспективными отраслями народного хозяйства, с курсами на базе учебного центра при ГЦЗН. Классные руководители приглашают выпускников 9х, 10х классов и их родителей. Профконсультант школы приглашает бывших выпускников школы, ставших студентами 4-5 курсов с высказыванием о совпадении или не очень с тем чего хотелось при поступлении в данное учебное заведение. Можно пригласить успешных людей в карьере, семье, роде деятельности, признанных обществом деятелей. АНКЕТА для учащихся Вашему вниманию предлагается анкета, которая содержит вопросы, связанные с выбором профессии и дальнейшего жизненного пути. Ф.И.О._______________________________________________________________________ Год рождения____________ школа__________ класс_______________________________ - Можно ли сказать, что Вы уже выбрали себе профессию (отметьте букву того ответа, который соответствует Вашему мнению)? а). Да, выбрал. Какую – (напишите)___________________________; б) не выбрал; в) затрудняюсь ответить.
- Как Вы объясняете свой выбор или его отсутствие (ответ напишите)?
- Где бы ВЫ хотели продолжить учебу после окончания 9-го класса? а) в ПУ; б) в колледже, лицее; в) в школе; г) еще не решил.
- Как Вы учитесь в школе? а) «отлично»; б) хорошо, без троек; в) хорошо, бывают и тройки; г) в основном на тройки; д) плохо, не редко получаю двойки.
- Где советуют учиться родители?______________________________________
- Учеба в школе Вам: а) нравиться; б) не нравиться; в) заставляют.
- В Вашей семье доход на одного человека в месяц превышает: а)750р.; б)1000р.; в)1500р.; г) 250...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2018.08.10 | Просмотров: 538
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|