Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Конференция родителей: Профессиональное самоопределение – зачем?


Автор(ы): Семыкина Галина Филиповна, социальный педагог

Ученые социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, интересам, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, и даже психические расстройства. Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо ориентироваться в мире профессий и как можно больше знать себя. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:
  • самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
  • сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
  • выбор профессии и образа жизни.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии. Профессия и карьера - между ними существует тесная взаимосвязь. Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера, в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижения профессионального мастерства, признанного общественным мнением, удачна.
Где и как собирать информацию об интересующей вас профессии? Об этом вам рассказывали на проф.часах - психолог школы, классных часах –классный руководитель, профконсультант – на консультациях, и т.д. И мне бы хотелось, чтобы каждый из вас еще раз сегодня об этом серьезно задумался. И помочь в этом я пригласила сегодня к нам в гости представителей вузов и сузов. По результатам анкетирования (на экране) наибольший интерес вызвали следующие профессии…
Задачи:
  • Познакомить родителей с приоритетами интересов выпускников в получении профессии.
  • Формировать у родителей культуру понимания выбора профессии, сделанного старшеклассниками.
  • Выбор направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.
Оформление.
  1. В зале расставить столы для работы в группах (2-4).
  2. На входе в зал родителям предлагаются фигурки (разные по форме или цвету) для распределения по разным группам, на каждый стол соответственно ставятся эти же фигурки и вопросы для обсуждения.
  3. Мультимедийный показ результатов анкетирования родителей и детей.
  4. Плакаты и лозунги:
  • "Работа - поиск смысла жизни и хлеба насущного, признания, денег и интереса".
  • "Каждому родившемуся найдется на Земле работа и инструменты для тех, кто захочет ею заниматься".
  • "Сокровище скрыто внутри Вас. Внутри Вас есть всё, что Вам нужно...". (Древнекитайская мудрость)
  • "Выбор профессии - это выбор жизненного пути!"
  • "Найти любимую работу -значит, найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими мечтами, навыками и личными качествами"
План:
  1. Изучение профессиональных интересов учащихся (психолог школы).
  2. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе (профконсультант ГЦЗН).
  3. Приглашение представителей вузов и сузов, ЦЗН на встречу с родителями и их родителями (социальный педагог).
  4. Анкетирование родителей и старшеклассников (классные руководители).
  5. Советы и рекомендации психолога "Как выбрать профессию?".
  6. Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии.
  7. Заключительное слово ведущего.
  8. «Интересы и склонности в профессиональном выборе («Я - хочу»)».
  9. Предварительное занятие психолога с подростками.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
1. Упражнение: «Знакомство с профессиями».
а) Назовите (запишите), как можно больше профессий начинающихся с данной буквы.
б) Называется какая- либо профессия, далее каждый следующий называет профессию в чем- либо близкую (токарь- слесарь- монтажник -…), объясняя их сходство.
Итак, мир профессий - перед вами. Надо определиться с выбором. Вопрос «кем быть?» должен быть решен уже сейчас. Мотивационной базой выбора профессии являются потребности, проявляющиеся в желаниях, интересах, склонностей человека.
В обыденной жизни интересы и склонности выражаются глаголом «я хочу». Характер этого хотения может быть пустым или сопровождаться действиями- стремлением, усилиями, настойчивостью.
Содержание интересов и склонностей - самое разнообразное; в области труда они могут быть направлены в любую профессиональную сферу. Однако удовлетворить потребности и интересы «Я хочу…» в жизни далеко не всегда просто. Так что же такое «интерес»?
На доске мелом ведущий записывает слово интерес, а учащиеся называют ассоциации. Они тоже записываются ведущим.
Интерес – побуждения – способности – выбор – желания – ум – хобби.
2. Диагностика интересов и склонностей.
Вступительная беседа.
Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), различают интересы по глубине, по длительности. Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей (пример)
Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развивались в склонности. Чтобы узнать, на какие свои интересы и склонности вы можете ориентироваться при выборе будущей профессии, а так - же какая сфера профессиональной деятельности вам подойдет больше всего, предлагаю вам заполнить анкеты и узнать результаты. Детям предлагается заполнить методику «Профиль».
Завершающая беседа.
Вы ознакомились с разными видами профессиональной деятельности и сферами применения своих знаний и умений, которыми вы уже владеете и которым еще научитесь.
Интересно, что еще в 18 веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (сх, физика, биология, математика), щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство)
Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонности». Между интересами и склонностями много общего, но и есть различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности- формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.
3. Заполнение «Индивидуальной профориентационной карты».
3. Заключительная часть.
Приглашение.
По результатам предварительных бесед с детьми в классе, анкетирования родителей и старшеклассников по выбранным для себя профессий социальный педагог (профконсультант) приглашает нужных представителей учебных заведений города, профконсультанта ГЦЗН.
Представители вузов и сузов дают информацию о своих учебных учреждениях - коротко о самом заведении, условиях приема, о льготном поступлении, об оплате за обучение, где и чем занимаются люди этих профессий.
Профконсультант ГЦЗН знакомит присутствующих с требованиями рынка труда нашего города, с перспективными отраслями народного хозяйства, с курсами на базе учебного центра при ГЦЗН.
Классные руководители приглашают выпускников 9х, 10х классов и их родителей.
Профконсультант школы приглашает бывших выпускников школы, ставших студентами 4-5 курсов с высказыванием о совпадении или не очень с тем чего хотелось при поступлении в данное учебное заведение.
Можно пригласить успешных людей в карьере, семье, роде деятельности, признанных обществом деятелей.
АНКЕТА для учащихся
Вашему вниманию предлагается анкета, которая содержит вопросы, связанные с выбором профессии и дальнейшего жизненного пути.
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Год рождения____________ школа__________ класс_______________________________
  1. Можно ли сказать, что Вы уже выбрали себе профессию (отметьте букву того ответа, который соответствует Вашему мнению)? а). Да, выбрал. Какую – (напишите)___________________________; б) не выбрал; в) затрудняюсь ответить.
  2. Как Вы объясняете свой выбор или его отсутствие (ответ напишите)?
  3. Где бы ВЫ хотели продолжить учебу после окончания 9-го класса? а) в ПУ; б) в колледже, лицее; в) в школе; г) еще не решил.
  4. Как Вы учитесь в школе? а) «отлично»; б) хорошо, без троек; в) хорошо, бывают и тройки; г) в основном на тройки; д) плохо, не редко получаю двойки.
  5. Где советуют учиться родители?______________________________________
  6. Учеба в школе Вам: а) нравиться; б) не нравиться; в) заставляют.
  7. В Вашей семье доход на одного человека в месяц превышает: а)750р.; б)1000р.; в)1500р.; г) 250...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.08.10 | Просмотров: 102

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!