Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка по теме Сочинение-рассуждение, 2-й класс, Елгина Ольга Аркадьевна
Автор(ы): Елгина Ольга Аркадьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Познакомить детей с новым для них видом сочинения, с сочинением-рассуждением.
- Научить отличать текст-рассуждение от других текстов.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, умение анализировать и сравнивать.
- Добиваться от учащихся грамотного построения текста, безошибочного письма.
Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. Запись темы урока в тетрадь. - Кто из вас, ребята, знает, что такое текст-рассуждение? - А чем этот текст-рассуждение будет отличаться от других текстов? 2. Нахождение текста-рассуждения среди разных текстов. (На каждой парте по три напечатанных текста. Дети читают каждый текст, определяют, можно ли его назвать рассуждением.) - Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?
- Какое предложение есть во всех трех текстах? - А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов? (По второму). - Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? (Есть вопрос и дается ответ на него.) - Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит? - В зависимости от типа текста меняется и основная мысль, а значит, и название. Озаглавьте каждый текст. - «Дрессированные тигры»
- «Тигры-красавцы»
- «Почему тигры слушаются человека»
3. Схема построения текста-рассуждения. (Схему дети могут записать в тетрадь). - Вступление.
- Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
- Аргументы (доказательства):
а) доводы б) примеры, случаи, факты, цифры в) мнение авторитетных людей, цитаты - Выводы.
- Давайте посмотрим, есть ли эти пункты в тексте про цирк. - А теперь прочитайте еще один текст-рассуждение и найдите в нем все части, которые есть в схеме. Курочка-ряба Снесла курочка ряба золотое яичко. И началось… Прекрасно золотое яйцо, но дед и бабка пытаются его разбить. А почему? А для чего? Не знают они, что с ним делать. Не разбили. А вот мышка разбила. Дед с бабой в плачь. А чего плачут-то?! Ведь они сами хотели его разбить! Утешает их курочка-ряба, просит не плакать, обещает снести им не золотое, а простое яичко. В чем же смысл этой сказки? Золотое яичко для деда и бабки бесполезная вещь. Поставил его на полку и смотри на него. А для жизни нужна пища, еда. Эта сказка учит тому, что не нужно гнаться за дорогими, но не нужными вещами. Человеку нужно совсем другое – то, без чего невозможна жизнь. 4. Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях. (Слова дети могут записать в тетрадь). В написании рассуждения используются слова: Во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, сле...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.05 | Просмотров: 3498
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|