Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Урок-сказка Черная магия
Автор(ы): Прутко Валентина Викторовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: закрепить знания учащихся о строении веществ. Организационно – воспитательные цели: - выявить знания о периодической системе и периодическом законе химических элементов Д.И.Менделеева;
- определить уровень знаний по технике безопасности при работе с химическими реактивами;
- привить любовь к химии.
Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация, практический, познавательный и обучающий контроль. Тип урока: обобщение и закрепление знаний. Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, проблемная. Оборудование: Химические реактивы: Mg, H, Cu, Р, соляная кислота; индикаторы – фенолфталеин, метил-оранж, лакмусовая бумажка; раствор щелочи (КОН), силикатный клей; соли: AlCl3 , CuCl2 , NiCl2, сильвинит, Mn, K, Fe, роданид аммония (или калия), дихромат аммония, металлический Mg; спирт, спиртовой раствор фенолфталеина, песок, лучина, полимерный материал кожи. Литература: - Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия» М.- 1999 г.
- Бердоносов С.С. «Химия – 6 кл.» М.- 1994 г.
- Дмитренко Э. Б. « Предметная неделя химии в школе». - Ростов на Дону, 2006 г.
- Енякова Т.М. «Внеклассная работа по химии» М. – 2004 г.
- Кабанов А.А. «Фундаментальные основные понятия» К. - 2004 г.
- Кульневич С.В. «Воспитательная работа в современной школе» М. – 2002 г.
- Курганский С.М. «Интеллектуальные игры по химии» М. - 2006 г.
- Курганский С.М. «Внеклассная работа по химии» М. - 2006 г.
- Савина Л.А. «Я познаю мир» М. - 1995 г.
- Сгибнева Е. П. «Современный открытый урок»- 8-9 кл., Ростов на Дону. -2002 г.
- Сомин Л.Е. «Увлекательная химия» М. – 1978 г.
- Сергеева М.П. «Внеклассная работа по химии». - М, 2004 г.
- Тарасов А. «Веселый урок» Смоленск .– 1999 г.
- Штремплер Г.И. «Химия на досуге», М. - 1993 г.
Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала. Слово учителя: Группа учеников была в гостях у дедушки Вода (это добродушный водород). Они узнали много интересного о его друзьях. Дедушка Вод показал им, где они живут. Это был большой семиэтажный дворец. Ребята заметили странную особенность: на каждом этаже живет разное количество его друзей. Дедушка Вод объяснил ребятам, что дворец этот построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов. «Нельзя сказать, что у всех нас добрый и покладистый характер, но, тем не менее, мы прекрасно уживаемся в нашем замечательном дворце. Глубоко продумано во дворце расположение комнат по этажам родственных связей между жильцами. Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора» - сказал дедушка Вод. А теперь я задам вам вопросы: - О каком дворце идет речь?
- Как фамилия архитектора?
- Сколько жильцов живет на каждом этаже?
- Какие общие черты характера отмечены у жильцов на каждом этаже?
Ребятам было очень интересно, но пора возвращаться домой. Они от всей души поблагодарили дедушку Вода, и пошли домой, пообещав еще прийти. И надо было беде случиться. Возвращаясь, домой, ребята заблудились и попали в царство Черного Мага. Правителем этого царства был Черный Маг. Увидев ребят, он спросил: «Что вы здесь делаете?» Ребята ответили: «Мы заблудились. Не покажете ли вы нам дорогу домой?» Черный Маг: «Домой? Покажу, но при условии. Вы должны исполнить три моих желания. Вот они»: 1. «Я как-то был в гостях у подводного царя и видел там прекрасные водоросли. Я хочу, чтобы у меня были такие. А еще, я хочу видеть изменения свойств гидроксидов». а) Опыт «Химические водоросли»: В стакан наливаем разбавленный равным объемом воды и силикатного клея. На дно бросаем кристаллы хлоридов. б) Нужно объяснить характер изменения свойств гидроксидов следующих элементов: Mg, H, Cu, P в зависимости от их порядкового номера: - В пробирку с порошком MgO прильем воду. Растворится ли MgO в воде? Смесь взболтайте. Проверьте действие индикаторов на характер среды. Напишите уравнение, отметьте изменение окраски индикатора. Затем в одну пробирку добавьте по каплям HCl, а в другую - раствор КОН. Растворятся ли раствор Mg(ОН)2?
- проделываем то же самое с СuO.
- в пробирке – Р2О5, по каплям прильем воду. Исследуем характер среды индикаторами.
- возьмем 2–3 мл раствора АlCl3 и по каплям добавим раствор КОН до выпадения белого осадка Аl(OH)3. Поделим его на 2 части. К одной прильем HCl до полного растворения, а к другой – раствор щелочи (КОН).
2. «Я хочу видеть вашу кровь! Мне так хочется узнать какого она цвета?» Опыт «Кровь из раны без ножа»: Ватой обильно смазываем ладонь раствором FeCl и бесцветным раствором роданида аммония с помощью ножа проводим по ладони – появляется кровь. 3. «А теперь я хочу видеть вулкан – я получу большое удовольствие от этого!» Опыт «Вулкан на столе»: В тигель насыпаем дихромат аммония, смешанный с металлическим Mg. В центр холма из песка, смоченного спиртом, высыпаем эту смесь и поджигаем лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частицы оксида хрома и горящего магния. «Хорошо. Теперь расшифруйте мое послание!» Опыт «Тайная надпись»: Маг на чистом листе бумаги пишет слово «Молодцы» спиртовым раствором фенолфталеина. Ребята опрыскивают этот лист раствором КОН. Черный Маг: Но я еще должен убедиться, готовы ли прийти на помощь к вам друзья. У меня есть для них вопросы: - Что такое оксиды? Виды оксидов.
- Что такое амфотерность?
- Что такое индикаторы?
- Что такое основания?
- Как изменяется среда под воздействием индикаторов?
«Фенолфталеиновый в щелочах малиновый» Индикатор | Цвет индикатора в среде |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2018.09.02 | Просмотров: 437
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|