Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Активные методы обучения в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ


Автор(ы): Семёнова Нина Константиновна, учитель изобразительного искусства и черчения

При организации профильного обучения старшеклассников, как одного из направлений модернизации российского образования, поставлена задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…”. Поэтому одной из основных целей перехода к профильному обучению, отмечается в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, является “расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием”. При этом “профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса”, так как в этом случае “расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории”.
В этом случае появляется необходимость преподавания графических дисциплин для учащихся, выбравших специальности инженера, архитектора, дизайнера и т. п., обучающихся в технических профильных классах.
Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. В то же время, одна из целей обучения – освоение учащимися знаний, умений и навыков, поэтому важно научить школьников выделять главное, находить связи и структурировать полученную информацию, а также самостоятельной поисковой деятельности. Учитель должен научить школьников не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, при этом уметь ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, т. е. научить учиться.
Решить поставленные перед собой задачи учитель может через применение активных форм и методов обучения, в том числе и через метод учебных проектов.
В современной педагогике отмечается, что метод проектов возможен при осуществлении деятельностно-личностного подхода, который предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе;
- развитие умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Метод учебных проектов, применяемый в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ, позволяет учащимся не только получить новые и закрепить уже имеющиеся знания, применить их на практике, совершенствовать графические умения и навыки, но и реализовать элементы профессиональной деятельности. Таким образом, метод учебных проектов помогает осуществлять преемственность между общим и профессиональным образованием.
Нами был разработан и осуществлен проект по начертательной геометрии, которая изучается на занятиях элективного курса в профильных технических классах. Выполнение проекта осуществлялось в рамках изучения темы “Чертежи и развертки поверхностей геометрических тел”.
Название проекта: “Макет календаря”.
Предмет: элективный курс по начертательной геометрии.
Класс: 10-й технический.
Время работы над проектом: 4 учебных часа.
Тип групп: малые группы по 3-4 человека.
Основные цели:
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование прочных знаний о построении чертежей и разверток поверхностей геометрических тел;
- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять чертежи разверток и моделей в соответствии с выбранной конструкцией;
- развитие графических умений и навыков;
- воспитание самостоятельности и творческой активности;
- формирование коммуникативных умений.
Постановка перед учащимися проблемы: разработать объемную конструкцию календаря, выполнить необходимые графические изображения и макет календаря в материале.
План работы над учебным проектом:
1) Создание групп, сообщение и обсуждение проблемы, составление плана работы над проектом, поиск и выполнение технических рисунков. На этом этапе обсуждение проблемы проводится учителем как фронтально со всеми учащимися, так и самостоятельно внутри групп, при этом учитель может предложить рассмотреть различные варианты конструкций: на основе многогранника, статичные и динамичные конструкции, состоящие из модулей. <Рисунок 1>
Разрабатываются требования к конструкции, которая должна быть оригинальной, эстетически привлекательной, состоять из сочетания простых геометрических тел.
2) Выполнение эскизов, утвержденной в группе конструкции, выполнение чертежей разверток.
3) Выполнение макета из картона.
На втором и третьем этапе школьники работают самостоятельно, при незна...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.09.14 | Просмотров: 5

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!