Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Строительство Экополиса – первый опыт решения экологической проблемы - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Строительство Экополиса – первый опыт решения экологической проблемы


Автор(ы): Карева Наталия Сергеевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время Россия переживает переходный период. Это переход от индустриального к постиндустриальному, гуманистически-информационному обществу. Переход к новому связан с переломом политики старого. Главная цель нового постиндустриального общества – дать людям новый идеал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.
Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования постиндустриального общества.
Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни.
Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих подростку раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у студентов самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, а затем был перенесен в общеобразовательную школу и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
Основоположниками метода проектов в мировой педагогике являются американский философ, прагматик, психолог, педагог Джон Дьюи и его ученик У.Х. Килпатрик. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Подробно метод проектов разработан в трудах У.Х. Килпатрика. Он считал, что главная идея метода состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим и строится не в русле учебного предмета. Проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Шацкого работала над проблемой внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 года. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть знакомой и значимой для ребенка. Для её решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло приобрести.
Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
В выборе тематики проектов осуществляется дифференцированный подход в зависимости от специальности, желания и возможностей студентов. Например, для специальности 270103.51 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений” была выбрана тема: “Строительство Экополиса”. Этот проект дает представление о рациональной градостроительной концепции при освоении новой территории, проектировании небольших городов с заранее заданными функциями в соответствии с основными законами экологии города, задачами охраны окружающей среды и рационального природопользования. Создаваемый проект развития должен учитывать высокие требования к окружающей природной территории.
Экополис занимает площадь примерно 1000 га, в нем будет проживать первоначально порядка 3 тыс. человек, в дальнейшем границы города не будут увеличены, а численность населения возрастет до 5 тыс. человек.
Место предполагаемого строительства – Алтайский край – выбрано не случайно. Так как это один из ведущих регионов по развитию отраслей оборонного комплекса и наукоемких отраслей. К тому же в конце 2005 года г. Бийску присвоен статус Наукограда. Помимо развития промышленного производства Алтай характеризуется сложной экологической обстановкой. Создаваемый проект развития должен учитывать высокие требования к окружающей природной территории. Предлагается выбрать территорию недалеко от г. Бийска (в Бийском районе), т.к. в нем находятся крупные предприятия. В проектируемом экополисе будет построен крупный НИИ (научно-исследовательский институт), занимающийся проблемами развития наукоемких отраслей и оборонного комплекса. Кроме него в городе должны быть построены жилые массивы, гостиничный комплекс, объекты социальной инфраструктуры: школа, магазины, поликлиника, проведены современные коммуникации, оборудованы рекреационная и лесопарковая зоны.
Разработкой проекта занимается 5-6 групп по 6 человек. Проектные группы разрабатывают проекты:
  • Здания (обратить внимание на планировку, материалы, систему вентиляции и очистки воздуха, использование растений и животных в интерьере);
  • Парковой зоны (обратить внимание на планировку, стиль, оформление водоема на территории парка, видовое разнообразие растений и животных, игровые площадки, аттракционы, места отдыха);
  • Транспортного средства (обратить внимание на размеры и форму машины, экологичность топлива).
В каждую проектную группу входят:
  • Архитектор (представляет проект здания);
  • Инженер (представляет проект транспортного средства);
  • Специалист зеленого хозяйства города (представляет проект парковой зоны);
  • Специалист-дизайнер (требования: умение рисовать, знание о влияние цветовой гаммы на здоровье, художественный вкус);
  • Дилер торговой фирмы, реализующий средства и оборудование для очистки воды и воздуха (требование: знание о способах очистки воды и воздуха, знание ассортимента воздухо- и водоочистителей);
  • Специалист по утилизации отходов (требования: знать способы утилизации различных отходов – бумаги, стекла, металла, пластмасс и т.д., знать о последствиях неправильной утилизации отходов).
Заранее в результате жеребьевки группы получают задание подготовить проекты зданий:
  • Многоквартирный жилой дом;
  • Частный жилой дом;
  • Детский сад;
  • Школа;
  • Торговый центр;
  • Гостиница.
После определения темы и проблемы, осуществляется планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы начинается с проектирования самого проекта, после чего начинается работа в микрогруппах.
Первым этапом проводится собрание архитекторов всех групп. Они выбирают территорию и наносят её границы на лист формата А1. Далее территория будущей застройки делится на несколько районов, за проект застройки каждого района отвечает определенная группа. Главная задача архитекторов – предложить проект постройки города на выбранной ими площадке, учитывая при этом мнение отдельных специалистов. Они должны будут предложить общую схему развития Экополиса, местоположение отдельных строящихся объектов с учетом их влияния на окружающую среду города. Планировочная структура современных городов сложна и разнообразна, но в любом из них можно выделить следующие функциональные зоны:
Селитебная – территория, предназначенная для жилья, здесь также могут размещаться предприятия культурно-бытового обслуживания, элементы лесопарковой зоны, транспортные пути.
Промышленная - включает промышленные предприятия, обслуживающие их учреждения, складские помещения, транспортные магистрали, зеленые насаждения.
Транспортная – включает транспортную инфраструктуру всех видов транспорта.
Зона отдыха – парки, лесопарки, спортивные сооружения, рекреационные объекты.
Санитарно-защитная зона – защищает селитебные территории от вредного влияния промышленности и транспорта.
Вторым этапом начинается работа внутри группы. После представленного архитектором проекта здания, специалист-дизайнер разрабатывает проект внутренней отделки здания. Дилер торговой фирмы представляет оборудование для очистки воды и воздуха в помещение (кондиционеры, фильтры). Инженер представляет проект транспортного средства (вид транспорта, вид топлива). Специалист зеленого хозяйства города представляет проект парковой, рекреационной зоны (расположение, видовой состав растений, аттракционы и т.д.).
Специалист по утилизации отх...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.11.03 | Просмотров: 359

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340