Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Является ли Неоконченная симфония Шуберта неоконченной?
Автор(ы): Пукало Ирина Витальевна, преподаватель теоретических дисциплин
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как рассказать 11 – 14 летним ученикам о романтизме в музыке? Я предлагаю ученикам воссоздать романтическую картину мира через анализ каждой музыкальной мысли на примере «Неоконченной симфонии». Первый такой урок был проведён в РДШИ г. Певека в мае 2002 г. Полагаю, что эта идея будет интересна и преподавателям общеобразовательной школы. Урок можно адаптировать, упростив текст и освободившись от излишней музыковедческой терминологии. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ» ШУБЕРТА НЕОКОНЧЕННОЙ? Эпиграф: «Романтизм – это душа» В. Жуковский. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить с романтическим образом мира, проследить в музыке черты романтического героя, ответить на поставленный в теме вопрос. 2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, продолжать работу по обогащению «музыкальной речи». 3. Вызвать интерес к творчеству композиторов-романтиков. Развивать исследовательские навыки. ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА. - Портреты композиторов-романтиков.
- Выставка книг о жизни и творчестве Шуберта.
- Выставка нотных изданий его произведений.
- Симфония си минор Шуберта в грамзаписи,
- Нотные хрестоматии.
НА ДОСКЕ закрытая шторой таблица. Столбцы таблицы открываются поочередно, после характеристики каждой темы учениками. Первая часть | Вторая часть
| Тема вступления
| Главная партия
| Побочная партия
| Первая тема
| Вторая тема
| Сумрачная
| Задушевная
| Светлая
| Созерцательная
| Печальная
| Затаенная
| Элегичная
| | Успокоительная
| | Тревожная
| Нежная
| Приветливая
| Возвышенная
| Просветленная
| Проникновенная
| Грустная
| | Таинственный колорит
| Тихая
| Лиричная
| Лиричная
| | Лиричная
| Лиричная
| | Задумчивая
| | "Печальная отрешенность"
| Мечтательная
| Песенная
| Песенная
| Песенно-танцевальная
| "Легкое дыхание природы | | | | | "Мир поэтических грёз"
| В таблице выделены шрифтом выразительные словосочетания: лёгкое дыхание природы, мир поэтических грёз, таинственный колорит. Ниже – понятия, термины, на которых следует остановить внимание: декламация, красочное сопоставление тональностей, терцовые ладотональные сочетания, созерцательный, «вечный» вопрос, романтический образ мира, романтический герой. На верхней части доски записаны тема урока и эпиграф. По ходу урока обращаюсь к этим записям, некоторые из них ученики переносят в тетради. Урок ведётся в форме непринуждённой беседы. ПЛАН УРОКА - Вступительное слово учителя.
Повторение темы «Песни» Шуберта. (Повтор темы прошлого урока в разработке опускается, используются только выводы: черты главного героя вокального творчества). История создания произведения. - Прослушивание фрагментов симфонии: основные темы первой части, 1-ой и 2-ой тем второй части.
- Проигрывание на фортепиано тем симфонии с устным анализом содержания и формы, ведущим к выводу о том, что Шуберт воплотил в своём произведении образ романтической личности.
- Очень важна трактовка темы вступления как основного философского вопроса: быть или не быть; в чём смысл бытия? Вопрос, на который необходимо найти ответ, поясняя развитие образной сферы в этом направлении.
- Романтический образ мира в музыке Шуберта. (На предыдущем уроке анализировались и записывались на доске черты романтической личности в песенных произведениях Шуберта.)
- Является ли симфония Шуберта незаконченным произведением – вопрос, на который мы ответим в конце урока.
КОНСПЕКТ УРОКА Вступительное слово. Учитель: На прошлом уроке, анализируя вокальное творчество Шуберта, мы пришли к выводу о том, что лирический герой его песен обладает следующими чертами: - Простой, скромный, благородный человек, каким был сам композитор. Глубоко и тонко чувствующий окружающий мир.
- Он несчастен и одинок. Единственным его другом является природа.
- Любит природу, восхищён её красотой.
Сегодня вы познакомитесь с симфонией си минор Франца Шуберта. Вы уже знаете, что Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков. Мы вместе будем искать ответ на вопрос: «Что характерно для романтического героя данного произведения?». Это поможет вам глубже осмыслить понятие «музыкальный романтизм». Симфония си минор написана в 1822 году. Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части, вместо традиционных четырёх. Признана всеми истинным шедевром Шуберта. Вопросы: вспомним, что такое сонатно-симфонический цикл? Сколько частей в симфонии? В какой форме пишется 1-я часть? Тональное соотношение тем? Коротко охарактеризуйте части классического сонатного цикла. (Эти вопросы можно пропустить и сразу перейти к прослушиванию и анализу). Прослушиваются темы первой части. Тема вступления, главная партия, побочная партия в экспозиции, разработка, конец 1-й части. Учитель: Что вы можете сказать о теме вступления? Ученик: Образ вступления сумрачный, затаённый, тревожный, звучит у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре, в тональности си минор, имеет песенный характер. Учитель: Её заключительный мелодический оборот воспроизводит вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию? Ученик.: Вопросительную (остановка на доминанте звучит неустойчиво, незаконченно). В симфонии Гайдна тоже было вступление… Учитель: Но оно играло другую роль. Оттеняло музыку жизнерадостного АЛЛЕГРО. А здесь? Тема вступления – основная мысль произведения, она проходит через всю первую часть (перед разработкой и кодой, на материале вступления развёртывается разработка и кода 1-й части). И.Фрумкин говорит о ней так: "Есть что-то тягостное и непреодолимое, как неотвязная мысль, как дурное предчувствие". Можно ли вопросительную интонацию вступления как-то обосновать? Наверно, это можно истолковать, как основной вопрос бытия: быть или не быть, в чём смысл жизни? Интересно, какой ответ даст нам музыка? Переходим к основным темам. Ученик: Главная партия звучит у гобоя с кларнетом. Задушевная, нежная, лирическая, песенная. Тональность си минор. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.07 | Просмотров: 1858
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|