Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Является ли Неоконченная симфония Шуберта неоконченной? - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Является ли Неоконченная симфония Шуберта неоконченной?


Автор(ы): Пукало Ирина Витальевна, преподаватель теоретических дисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как рассказать 11 – 14 летним ученикам о романтизме в музыке? Я предлагаю ученикам воссоздать романтическую картину мира через анализ каждой музыкальной мысли на примере «Неоконченной симфонии». Первый такой урок был проведён в РДШИ г. Певека в мае 2002 г. Полагаю, что эта идея будет интересна и преподавателям общеобразовательной школы. Урок можно адаптировать, упростив текст и освободившись от излишней музыковедческой терминологии.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ» ШУБЕРТА НЕОКОНЧЕННОЙ?
Эпиграф: «Романтизм – это душа»
В. Жуковский.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить с романтическим образом мира, проследить в музыке черты романтического героя, ответить на поставленный в теме вопрос.
2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, продолжать работу по обогащению «музыкальной речи».
3. Вызвать интерес к творчеству композиторов-романтиков. Развивать исследовательские навыки.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.
  • Портреты композиторов-романтиков.
  • Выставка книг о жизни и творчестве Шуберта.
  • Выставка нотных изданий его произведений.
  • Симфония си минор Шуберта в грамзаписи,
  • Нотные хрестоматии.
НА ДОСКЕ закрытая шторой таблица. Столбцы таблицы открываются поочередно, после характеристики каждой темы учениками.
Первая часть
Вторая часть
Тема вступления
Главная партия
Побочная партия
Первая тема
Вторая тема
Сумрачная
Задушевная
Светлая
Созерцательная
Печальная
Затаенная
Элегичная
Успокоительная
Тревожная
Нежная
Приветливая
Возвышенная
Просветленная
Проникновенная
Грустная
Таинственный колорит
Тихая
Лиричная
Лиричная
Лиричная
Лиричная
Задумчивая
"Печальная отрешенность"
Мечтательная
Песенная
Песенная
Песенно-танцевальная
"Легкое дыхание природы
"Мир поэтических грёз"
В таблице выделены шрифтом выразительные словосочетания: лёгкое дыхание природы, мир поэтических грёз, таинственный колорит.
Ниже – понятия, термины, на которых следует остановить внимание: декламация, красочное сопоставление тональностей, терцовые ладотональные сочетания, созерцательный, «вечный» вопрос, романтический образ мира, романтический герой. На верхней части доски записаны тема урока и эпиграф. По ходу урока обращаюсь к этим записям, некоторые из них ученики переносят в тетради. Урок ведётся в форме непринуждённой беседы.
ПЛАН УРОКА
  1. Вступительное слово учителя.
Повторение темы «Песни» Шуберта. (Повтор темы прошлого урока в разработке опускается, используются только выводы: черты главного героя вокального творчества). История создания произведения.
  1. Прослушивание фрагментов симфонии: основные темы первой части, 1-ой и 2-ой тем второй части.
  2. Проигрывание на фортепиано тем симфонии с устным анализом содержания и формы, ведущим к выводу о том, что Шуберт воплотил в своём произведении образ романтической личности.
  3. Очень важна трактовка темы вступления как основного философского вопроса: быть или не быть; в чём смысл бытия? Вопрос, на который необходимо найти ответ, поясняя развитие образной сферы в этом направлении.
  4. Романтический образ мира в музыке Шуберта. (На предыдущем уроке анализировались и записывались на доске черты романтической личности в песенных произведениях Шуберта.)
  5. Является ли симфония Шуберта незаконченным произведением – вопрос, на который мы ответим в конце урока.
КОНСПЕКТ УРОКА
Вступительное слово.
Учитель: На прошлом уроке, анализируя вокальное творчество Шуберта, мы пришли к выводу о том, что лирический герой его песен обладает следующими чертами:
  1. Простой, скромный, благородный человек, каким был сам композитор. Глубоко и тонко чувствующий окружающий мир.
  2. Он несчастен и одинок. Единственным его другом является природа.
  3. Любит природу, восхищён её красотой.
Сегодня вы познакомитесь с симфонией си минор Франца Шуберта. Вы уже знаете, что Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков. Мы вместе будем искать ответ на вопрос: «Что характерно для романтического героя данного произведения?». Это поможет вам глубже осмыслить понятие «музыкальный романтизм».
Симфония си минор написана в 1822 году. Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части, вместо традиционных четырёх. Признана всеми истинным шедевром Шуберта.
Вопросы: вспомним, что такое сонатно-симфонический цикл? Сколько частей в симфонии? В какой форме пишется 1-я часть? Тональное соотношение тем? Коротко охарактеризуйте части классического сонатного цикла. (Эти вопросы можно пропустить и сразу перейти к прослушиванию и анализу).
Прослушиваются темы первой части.
Тема вступления, главная партия, побочная партия в экспозиции, разработка, конец 1-й части.
Учитель: Что вы можете сказать о теме вступления?
Ученик: Образ вступления сумрачный, затаённый, тревожный, звучит у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре, в тональности си минор, имеет песенный характер.
Учитель: Её заключительный мелодический оборот воспроизводит вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию?
Ученик.: Вопросительную (остановка на доминанте звучит неустойчиво, незаконченно). В симфонии Гайдна тоже было вступление…
Учитель: Но оно играло другую роль. Оттеняло музыку жизнерадостного АЛЛЕГРО. А здесь? Тема вступления – основная мысль произведения, она проходит через всю первую часть (перед разработкой и кодой, на материале вступления развёртывается разработка и кода 1-й части). И.Фрумкин говорит о ней так: "Есть что-то тягостное и непреодолимое, как неотвязная мысль, как дурное предчувствие". Можно ли вопросительную интонацию вступления как-то обосновать? Наверно, это можно истолковать, как основной вопрос бытия: быть или не быть, в чём смысл жизни? Интересно, какой ответ даст нам музыка? Переходим к основным темам.
Ученик: Главная партия звучит у гобоя с кларнетом. Задушевная, нежная, лирическая, песенная. Тональность си минор. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.07 | Просмотров: 1858

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340