Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Деятельность учителя по управлению процессом формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Деятельность учителя по управлению процессом формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников


Автор(ы): Смагина Екатерина Евгеньевна, заместитель директора по УВР, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Существуют принципы преподавания, способные преобразить самый обычный урок в яркое, увлекательное событие и для педагога, и для учащихся.
Главный элемент подлинного обучения и воспитания не информация, а личность учителя, способного увлечь свой класс.
Существуют принципы эффективного обучения.
Каждый из предлагаемых принципов носит сугубо практический характер. Они прошли многократную и многолетнюю проверку в различных условиях обучения, при самом разнообразном составе учащихся. Эти принципы эффективны потому, что базируются на верном понимании человеческой природы и мудрости. Овладев ими, вы сможете не только с успехом преподавать академические дисциплины, но и воспитывать в учащихся качества, способствующие успеху в жизни.
Преподавание включает в себя гораздо больше, чем простую передачу информации. Главная задача педагога состоит в том, чтобы формировать и укреплять дух, душу и тело своих учеников. Готовя учащихся ко всем гражданским и человеческим обязанностям, с какими им придется столкнуться на жизненном пути, образование должно дать молодому поколению основы для принятия важных и мудрых решений.
Наша задача помочь ученикам, наряду с освоением академических дисциплин, эффективно работать над формированием своего характера.
Следует помнить, что личность человека — это тот фундамент, на котором возводятся академические знания. Характер сродни мастерству ремесленника; научные знания — только его инструменты. В чем заключаются…
Десять принципров увлекательной педагогики
I. Как завладеть вниманием ваших учеников

Приходилось ли вам когда-нибудь проводить урок на очень важную тему перед классом скучающих учеников?
Хотелось бы вам, чтобы дети у вас в классе всегда сидели прямо, внимательно глядя на вас, стараясь не упустить ни одного вашего слова?
Этого можно достичь с помощью одного великолепного педагогического приема.
Опытный рыболов точно знает, какая рыба клюет на какую наживку. Он знает все подходы и способы ловли. Педагогика в чем-то похожа на рыбную ловлю. Привлечь внимание учеников — не главная цель, но без этого не обойтись, если вы хотите, чтобы они „клюнули" на то, чему вы хотите их научить.
Пробуждайте любопытство
Любопытство — это стремление узнать что-то новое. Оно помогает учителю поддерживать высокий уровень внимательности учеников в классе.
Для того, чтобы овладеть вниманием класса, учитель может и должен возбудить любопытство. Девять методов стимулирования любопытства.
1. Энтузиазм. Слово энтузиазм — греческого происхождения. В буквальном переводе оно означает „быть в Боге", быть „вдохновленным Богом". Для того, чтобы проникнуться энтузиазмом по отношению к преподаваемому предмету, надо понять назначение этого предмета проникнуться верой относительно его важности. Энтузиазм заразителен. Когда вы сами полны энергии, класс рано или поздно проникается вашим энтузиазмом. Ученики будут стараться разгадать „секрет" вашей энергии и оптимизма.
Энтузиазм всегда вызван важностью той информации, которую вы стараетесь сообщить. Это повышает интерес учеников к материалу. Если же вы не проявляете заинтересованности к теме своего урока, вряд ли вы найдете энтузиазм у ваших учеников.
2. Вопросы. Вопросы помогают проявиться любопытству. Они вызывают интерес у собеседника и быстро вовлекают его в обсуждение предмета. Вопрос — проявление интереса к мнению собеседника, показатель того, что вы всерьез воспринимаете того, к кому обращаетесь. Ответ на вопрос перестает быть нудной обязанностью и превращается в удовольствие.
Вопрос вносит элемент неизвестности, побуждает окружающих размышлять над ответом. Он дает толчок к умственной работе.
Вопросы всегда более интересны, чем утверждения и декларации и они более эффективны, как средство раскрытия индивидуальных мыслей и пристрастий. Чтобы положить начало оживленной дискуссии, важно начать с того ученика, у которого есть наготове ответ.
3. „Подсаливание". Это — один из самых действенных способов поддерживать неослабевающее внимание. Такой подход к изложению материала способен держать аудиторию в состоянии напряженного ожидания, заставить учеников ловить каждое ваше слово.
Этого можно достичь, не раскрывая всех фактов в самом начале. Все интересные примеры и сопоставления должны быть последовательно изложены по ходу урока. Их надо подавать не сразу, а постепенно. Это вызовет у учеников здоровый интерес к постижению чего-то нового.
Подсолив кормовой овес, мы возбуждаем жажду у лошади. Точно так же интерес, который мы пробудим у аудитории, будет утолять жажду новых знаний. Умело построенный урок вызывает любопытство, подобное жажде.
Одну и ту же историю можно передать по-разному. Например:
  • „Прошлой ночью в наш дом проник грабитель и украл несколько ценных вещей. Мы слышали какой-то шум и проснулись, но решили, что это просто шорохи старого дома. Потом услышали звон бьющегося стекла. Быстро выглянули в окно и увидели, бегущего человека. Когда мы спустились вниз, то обнаружили, что нас обворовали."
  • „Прошлой ночью я был разбужен странным шумом. Я лежал в темноте, боясь пошевелиться, и в голове мелькали пугающие мысли: „Что это было?" В конце концов, я успокоил себя, решив, что это просто скрипят старые перекрытия. Я уже почти заснул, когда меня разбудил страшный грохот. Выпрыгнув из постели, я подскочил к окну и выглянул во двор, успев заметить чью-то фигуру, убегавшую в темноту. Сбежав вниз по лестнице, я увидел разбитое окно, через которое скрылся вор, только что ограбивший дом."
Какой из двух вариантов возбудил в вас больше любопытства? Оба рассказа описывают одни и те же события, но второй подает все происходящее так, что вы можете острее ощутить напряженность ситуации.
Первый вариант рассказа малоинтересен: все факты излагаются там сразу, без предварительной психологической подготовки. Второй вариант намного занимательнее, так как он умело стимулирует у читателя интерес к происходящему.
Во втором рассказе любопытство читателя возбуждается тем, что факты излагаются по следам заранее заданного психологического рисунка. Фразы, описывающие переживания и чувства рассказчика помогают нарастающему ожиданию того, что должно затем последовать, вплоть до раскрытия главного факта: „Прошлой ночью нас ограбили!"
Овладевайте искусством занимательного изложения материала. Используйте свое умение в ежедневных беседах с детьми и уроках. Вы убедитесь, как „подсаливание овса" будет возбуждать у ваших учеников жажду слышать каждое ваше слово.
4. Интересы. Когда вы упоминаете о чем-то, представляющем интерес для вашего слушателя, вы сразу привлекаете его внимание. Умело, используя это в классе, вы сможете намного повысить уровень внимательности учеников. А для того, чтобы узнать, кто, чем интересуется, достаточно провести самый обычный опрос!
Когда вы будете лучше знать интересы ваших подопечных, вы сможете быстрее находить пути стимулирования их внимания. Это вам облегчит ведение уроков.
Чтобы лучше увязать личные интересы учеников с предметом обсуждения, используйте примеры и аналогии, которые находятся в сфере их интересов. Таким путем основные положения ваших уроков будут лучше усваиваться.
Интерес к предмету можно также повысить, организуя игры, экскурсии, даже небольшие театральные постановки. Они могут служить прекрасным наглядным пособием к самым серьезным темам обучения.
5. Аналогии. Способность находить и использовать аналогии — один из самых действенных путей обеспечить глубокое усвоение материала. Аналогии, подобно загадкам и головоломкам, требуют от вас нахождения предельно точных параллелей для максимальной наглядности. Так или иначе, аналогии — верное средство повышать интерес учащихся к предмету.
Применение аналогий может стать хорошим методом тренировки интеллектуальных способностей учащихся. Пользуясь аналогиями, вы сразу достигаете трех результатов: поддерживаете высокий уровень внимательности, способствуете большей степени запоминания и даете интеллектуальный тренинг.
6. Загадки. Начиная с семи чудес света и кончая головоломками и фокусами, всевозможные загадочные явления привлекают наше внимание. „Как это получилось?" „Как они этого добились?" „Кто может объяснить это явление?" Загадки порождают интерес потому, что они ставят перед людьми вопросы, выходящие за пределы обыденного сознания.
Используйте примеры загадочных и необъяснимых явлений для подогревания интереса к вашим урокам. Например, чтобы вызвать интерес к астрономии, можно рассказать учащимся о „черных дырах"; чтобы привлечь внимание к истории древнего мира, хорошо рассказать им о египетских пирамидах и т. д.
Можно ввести элемент неизвестности, загадочности даже в то, как вы планируете ваши уроки. Приспосабливаясь к конкретному уровню ваших учеников, давайте им возможность постоянно совершать „открытия" во всем, что они познают в классе.
7. Вещи, предметы. Используйте любую возможность, чтобы пользоваться на уроках всевозможными предметами в качестве наглядных пособий. Вещи сами по себе уже способны возбудить любопытство: „Что это?" „Откуда это?" „Чьё это?" Можно даже держать предмет на виду, но покрытым тканью так, чтобы все недоумевали и сгорали от любопытства, пока не придет время „торжественного открытия".
Материальные объекты хороши тем, что их можно видеть, осязать, ощущать их запах. С ними можно экспериментировать, анализировать их, воспроизводить и даже дарить!
8. Интерес к вашим слушателям. Всякий человек, прежде всего, интересуется самим собой. На любом языке собственное имя звучит для нас, как музыка. Вы можете постоянно играть на этом повышенном интересе каждого человека к собственной личности.
Когда вы проявляете интерес к кому-либо, этот человек в свою очередь заинтересуется и вами, и тем, что вы говорите. Вот почему так важно хвалить учеников за их успехи и положительные черты характера.
Похвала привлечет к вам учащихся, они будут стараться заслужить похвалу и в дальнейшем. Видя это, другие последуют примеру лучших учеников.
Помните имена всех ваших учеников, называйте их по имени. Расскажите им о происхождении и традиционном смысле разных имен. Умейте разглядеть их индивидуальность. Основываясь на этом, давайте им рекомендации по поводу их будущей профессии.
Постоянно интересуйтесь всем, что они делают. Пользуйтесь случаем указать им: „То что ты сейчас сделал, говорит о целом ряде вещей ..." У них тут же пробудится любопытство: „А о чём же именно это говорит?" После этого можно в конструктивном духе обсудить все хорошие и плохие стороны поступка.
Можно пользоваться и другими вариантами: „Последнее время я замечаю в тебе некоторые важные перемены." Или: „Ты знаешь, а я недавно вспоминал о тебе." Или: „Знаешь, что я больше всего ценю в тебе?", и т. д. Когда они увидят, что ими интересуются, они сами начнут интересоваться людьми и вещами вокруг них. Об этом нужно постоянно помнить.
9. Желания и страхи. В принципе, человеком движут два главных побуждения: желание что-то обрести и боязнь чего-то лишиться. Каждый учащийся размышляет над тем, что он может получить или потерять, в зависимости от того, будет ли он прилежно заниматься или бездельничать, слушаться учителей — или проявлять упрямство.
Надо терпеливо разъяснять ученикам важность правильного понимания этих вопросов, если они хотят чего-то добиться в жизни и избежать ненужных утрат и ошибок. Для детей младших возрастов можно даже учредить неофициальную „систему учета", где они бы получали особые баллы за добрые дела и штрафные очки за неблаговидные поступки.
II. Умение расставить акценты
Существует два способа подготовки к уроку. Первый состоит в том, чтобы организовать материал в целом, а затем, по ходу изложения находить места, где надо сделать особый акцент. Второй метод требует сначала определить наиболее важные положения и строить урок вокруг этих опорных точек.
Первый способ, как правило, приводит к довольно бесцветным результатам. Второй — позволит дать ученикам материал в яркой, запоминающейся форме.
Оценка успеха
Ясное понимание ключевых положений материала, четкое подразделение на главы, сопровождаемое наглядными иллюстрациями — вот тот путь, которого надо придерживаться, чтобы достичь максимальных результатов.
Подобное построение материала облегчает и процесс оценки усвоения материала каждым учеником.
III. Как пояснять трудные слова
В повседневной жизни мы употребляем много слов, которые без дополнительного объяснения малопонятны, и собеседник зачастую не знает, что они значат. Мы часто ими пользуемся, но если нас спросят их точное значение, мы едва сможем ответить. К примеру, такие слова как характер, ответственность или общение.
  • Выделяйте ключевые слова
Словари обычно дают правильное академическое определение того или иного слова. Однако эти определения часто далеки от повседневной жизни — их нельзя ни проверить, ни почувствовать, ни применить на практике.
Для учителя очень важно выбрать ключевые выражения или формулы данного урока и найти им практическое применение. Такое применение требует функционального определения, которое должно быть более полным, понятным и легко запоминающимся.
IV. Как придать своим словам больше убедительности
Независимо от того верит человек в Бога или нет, в его сердце вписаны законы и морали. Именно по этой причине каждый из нас знает что хорошо, а что плохо. Наша совесть постоянно говорит нам, что нельзя убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т. д.
  • Как подружиться со своей совестью
Помощником каждого учителя в классе становится совесть его учеников. Она помогает каждому ученику идти в том направлении, которое необходимо учителю.
Когда вы сталкиваетесь с плохим поведением, самым эффективным методом может оказаться взывание к совести ребенка.
V. Методы убеждения
Когда мы с вами были маленькими, наш мир населяли гиганты. Конечно, физически в них не было ничего необычного, но это были великие люди, мужчины и женщины, жизнь и дела которых поразили наше воображение. Часто мы стараемся подражать таким людям.
Методы убеждения:
  • Образцы для подражания.
  • Ощущение реальности.
  • Разъясняйте связь причин и следствий.
VI. Стимулируйте воображение
  • Повсюду находить аналогии
Аналогии помогают поддерживать уровень внимания в классе и стимулируют воображение.
  • Развивать способность к образному мышлению
Аналогии помогают мыслить образами и сравнениями. Они учат связывать качества различных явлений действительности и качества людей.
Изучая ту или иную человеческую добродетель, учащиеся также узнают новые факты из истории и науки. Эти знания, в свою очередь, потом помогут им верно оценивать поведение окружающих людей.
Информация, полученная в классе, будет соотноситься учащимися с явлениями каждодневной жизни, помогая в принятии правильных решений.
VII. Как помочь практически
Существует много способов хорошо подготовить и уверенно провести урок. Но не все они приносят ощутимые результаты в процессе формирования характера ребенка.
Можно поощрять любознательность своих учеников, отвечая на их вопросы по затрагиваемой теме кто? что? где? когда? и почему? Однако такой подход не пустит глубоких корней в их душе, потому что с уходом обсуждаемой темы уходят и вопросы.
  • Приготовьте план
Каким бы сильным ни было наше желание что-нибудь сделать, мы не в состоянии будем ничего осуществить, пока не приобретем определенных знаний и практических навыков. Нам придется не только многому научиться, но главное — понять, как на деле применять эти знания.
Практические шаги становятся для нас своего рода ступенями лестницы, поднимаясь по которым, мы обретаем опыт в достижении наших целей.
Именно по этой причине в каждой книге много места уделяется практической стороне воспитания характера. Без этого мы походили бы на путешественников, пытающихся без карты добраться до места своего назначения.
  • Укажите им путь
Старайтесь, чтобы каждый ваш урок, независимо от предмета преподавания, давал ученикам практические советы. Это поможет им понять, как та или иная информация поможет им в жизни.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.07 | Просмотров: 1298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340