Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Писать и любить - два неразрывно связанных глагола. Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Писать и любить - два неразрывно связанных глагола. Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева


Автор(ы): Губина Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вступительное слово учителя.
«Не на всякий призыв откликается жизнь: волшебная лампа Аладдина, перед которой все охотно открывается, дается в руки немногим, даже между поэтами», – сказал И.С. Тургенев.
В числе немногих творцов, кому, по словам Тургенева, жизнь «далась», «открыла … свои родники», был он сам – писатель, о котором неизменно и заслуженно справедливо говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном «лирике» в русской прозе XIX века, авторе, чутком к звучанию русской речи.
Именно русский аромат его прозы помог ему обрести признание и особое уважение публики.
Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С. Тургенева.
На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.
Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всем мире прославил высоту духа русского народа и красоту родной земли.
«Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать» – таково было житейское правило, определенное самим писателем. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.
Н.А. Некрасов посвятил Тургеневу следующие строки, которыми я хочу закончить свое вступительное слово:
Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Всё, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной…
Оборудование и оформление:
На сцене журнальный столик для двух ведущих старшеклассников – юноши и девушки. На столике подсвечник со свечами, рукописи, книги.
В глубине сцены справа журнальный столик с подсвечником, колодой карт, парой белых бальных перчаток, два стула. На сцене висит большой портрет Тургенева и название литературной композиции – всё это будет изображать гостиную, в которой будут происходить «домашние» сценки. Слева на сцене импровизированный березовый лесок, там будут проходить сцены «на улице».
По бокам сцены на синем занавесе – иллюстрации к произведениям писателя, виды «дворянского гнезда», картины природы и т.д.
Ведущая: Поздняя осень 1815 года. Дымные клочья тумана висели на голых сучьях деревьев, уныло и однообразно хлюпала глина под лошадиными копытами, и мутная грусть наплывала на душу молодого человека.
Ведущий: Это был Сергей Николаевич Тургенев, дворянин очень знатного, но обедневшего рода, смелый до безрассудства офицер. Во время войны 1812 года он вынес с поля боя нескольких раненых офицеров, страх смерти для него не существовал. Его очень уважали однополчане.
Ведущая: Говорят, что когда этот 23-летний поручик кавалергардского полка входил в бальную залу, то на несколько мгновений там воцарялась ошеломлённая тишина: столь неотразим был этот блестящий молодой красавец, любивший жизнь и приключения.
Ведущий: Именно приключений ожидал он и от посещения великолепного дома всемогущих помещиков Лутовиновых и от знакомства с 29-летней Варварой Петровной, хозяйкой дома.
Ведущая: Варвара Петровна не была так называемой «кисейной барышней» и не стеснялась в выборе средств для привлечения женихов. Будучи совсем некрасивой, но очень умной, она заинтересовалась блестящим кавалергардом. В ход были пущены и ум, и смекалка, и неженская хитрость.
Ведущий: Как-то сев с Сергеем Николаевичем за карты, Варвара Петровна сильно обыграла нищего кавалергарда. Тот злился. Остался до утра в надежде отыграться…

Сцена за карточным столом

Варвара: Пора остановиться, Сергей Николаевич. Долг ваш велик и у вас есть только один выход – оставить за собой выигранные деньги и присоединить к ним все мои обширные владения… со мной вместе, разумеется!..
(Она прикрылась веером, зорко глядя из-под него на своего визави)
С.Н. (к зрителям): Я быстро посмотрел на нее – баснословно богатую, спокойную. Впрочем, такая экстравагантность была мне по душе: сам я из того же теста... Конечно же я опустился на одно колено перед своею судьбой.
(Говоря, изображает все это. Варвара любезно подает ему руку, С.Н. припадает к ручке, встает с колен и уводит свою невесту за кулисы).
Ведущая: Безоблачное счастье их длилось недолго. Она любила его всю жизнь, страстно, безумно. Но частые измены долго терпеть не согласилась. Разрыв состоялся...
Ведущий: Иван Сергеевич Тургенев, их сын, родившийся 28 октября 1818 года в городе Орле, станет величайшим писателем России, «послом от русской интеллигенции» в Париже.
Ведущая: Тургенев очень любил своего грешного отца. Спустя много лет он опишет в своей любимой повести «Первая любовь» то, что когда-то произошло между ним самим, его отцом и молодой красавицей княжной Екатериной Шаховской, которую в повести он вывел под именем княжны Зинаиды Лиговской.

Cцена из повести «Первая любовь»

(На сцене Отец и Сын. Отец собирается выехать верхом, надевает сюртук, берет хлыст)
Сын: Папа, возьми меня с собой.
Отец: Давай лучше играть в чехарду, а то, пожалуй, за мной не поспеешь.
Сын (просительно): Поспею, я тоже шпоры надену.
Отец (с неохотой): Ну, пожалуй...
(Оба уходят за кулисы. Слышен голос отца: «Подержи моего коня, пожалуйста, и подожди меня здесь!» Отец проходит по сцене к березкам. Появляется княжна Лиговская. Сын наблюдает всю эту сцену, появившись из-за кулис)
Отец (берет княжну за руку): Зинаида, Зинаида, я вас умоляю!
Княжна (медленно качает головой): Нет...
Отец (с жаром): Княжна, опомнитесь! Я на всё пойду!
Княжна (упрямо, отнимая руки): Нет. Сначала вы должны расстаться с этой женщиной.
(Она опустила голову и с мольбой протянула к нему руки. Отец поднял хлыст и в гневе ударил по белой руке. Княжна вздрогнула, посмотрела на него и, медленно подняв руку, поцеловала рубец от хлыста. Затем резко повернулась и ушла за кулисы. Отец бросил хлыст, схватился за голову, постоял и бросился за ней)
Сын (один на сцене): О Боже! Боже мой! Он её бьёт! Бьёт!! Бьёт!!!
Отец : (появляясь из-за кулис): Куда же ты делся? Почему бросил лошадь? Поехали! (Словно ищет чего-то) Эх, хлыста нету!
Сын (робко): Куда же ты дел его?
Отец (не сразу): Ты долго ждал меня? Ты соскучился? (Идет быстро в сторону кулис)
Сын (вслед): Немножко. Но где же ты уронил свой хлыст?
Отец (резко повернулся): Я его не уронил. Я его бросил! (Быстро уходит)
Сын (один): Боже, какая же это любовь... Это страсть! Как не возмутиться? Как снести удар от какой бы то ни было... хоть от самой милой руки? А видимо можно, если любишь! А я-то воображал, что это я люблю! Вот она какая, настоящая любовь!
(Медленно уходит со сцены)
Ведущая: Отец писателя не смог развестись с богатой женой и жениться на молодой бедной девушке, перед ним закрылись бы двери в высший свет. Отец выбрал честь и свет, а не радость жизни и счастье с любимой девушкой. И вскоре умер.
Ведущий: Мать же писателя, Варвара Петровна, была нежнейшей матерью, но деспотичной и жестокой помещицей. Именно мать стала прообразом самодуры-барыни из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».
Ведущая: Но сына своего Варвара Петровна обожала, гордилась его талантом и лишь немного не дожила до триумфа сына, когда, после выхода в свет «Дворянского гнезда» тот стал любимцем женщин из высшего света, удивляя их красивой фигурой, остроумием, изящным французским языком.
Ведущий: А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев свое творчество как поэт. Быть может, у Тургенева не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.
Ведущая: Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми небольшими его стихотворениями и под отдельными местами его поэм не отказался бы поставить свое имя ни один из прославленных поэтов.
Ученик читает стихотворение «Моя молитва».
Молю тебя, мой бог! Когда
Моими робкими очами
Я встречу черные глаза.
И, осененная кудрями,
К моей груди приляжет грудь,
О, дай мне силу оттолкнуть
От себя прочь очарованье.
Молю – да жгучее лобзанье
Поэта уст не осквернит
И гордый дух мой победит
Любви мятежной заклинанье.
Ведущий: Лучше всего Ивану Сергеевичу удались картины природы: тут уже ясно чувствуется та щемящая, меланхолическая поэзия, которая составляет главную красоту тургеневского пейзажа.
2 ученика читают стихотворение «Деревня».
Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов,
Люблю прислушиваться лаю
Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени;
Не дрогнет воздуха стеклянная волна;
Стоишь и слушаешь – и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени...
Задумчиво глядишь на лица мужиков –
И понимаешь их; предаться сам готов
Их бедному, простому быту...
Идет к колодезю старуха за водой;
Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту...
Вот песню затянул проезжий... Грустный
Но лихо вскрикнул он – и только слышен стук
Колес его телеги тряской;
Выходит девушка на низкое крыльцо –
И на зарю глядит... и круглое лицо
Зарделось алой, яркой краской.
Качаясь медленно, с пригорка, за селом,
Огромные возы спускаются гуськом
С пахучей данью пышной нивы;
За конопляником, зеленым и густым,
Бегут, одетые туманом голубым,
Степей широкие разливы.
Та степь – конца ей нет... раскинулась, лежит,
Струистый ветерок бежит, не пробежит...
Земля томится, небо млеет...
И леса длинного подернутся бока
Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет...
Ведущая: День 1 ноября 1843 года стал незабываемым для Тургенева, его представили молодой и уже знаменитой французской певице, испанке по рождению, Полине Виардо, приехавшей в Санкт-Петербург вместе с 40-летним мужем, рекомендовав как «великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и … плохого стихотворца».
Ведущий: Но, несмотря на не столь лестную характеристику как поэта, Иван Сергеевич своё творчество не забросил. Конечно жаль, что стихами он перестал увлекаться, но с того самого дня для него два слова: «писать» и любить» останутся неразрывными на всю жизнь.
(Музыка известного романса. Бальная зала. Парами прохаживаются дамы, обмахиваясь веерами и сплетничая).
1 дама: Музыкальный сезон нынче удивительный! Особенно выделяется юная примадонна Полина Виардо. Она имеет у публики огромный успех! Не только поёт, но и превосходно играет. Сам знаменитый Рубини – известный оперный певец – не раз говаривал ей: «Не играй так страстно: умрёшь на сцене!».
2 дама: Европа уже покорена ею. Молодой Тургенев потрясен и в восторге от ее голоса! Авдотья Панаева, писательница известная, как-то заявила: «Такого влюблённого, как Тургенев, трудно найти другого. Он громогласно всюду и всех оповещает о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чем другом не говорит, как о Виардо, с которой он познакомился!».
3 дама: А знаете, ведь она совсем некрасива, черты лица крупные, сутулится. Но вообще-то она очень пленительная дурнушка. Один художник про нее так и сказал её же мужу: «Она отчаянно некрасива, но если бы увидел ее еще раз, я бы влюбился!»
4 дама: Говорят, что сама Жорж Санд дружила с ней и даже списала с неё образ героини знаменитого романа «Консуэло».
5 дама: А вот для Тургенева Полина – красавица. И своего мнения он менять не собирается!
(Дамы уходят за кулисы, но 6-я возвращается)
6 дама: И мало кто мог подумать тогда, что молодой писатель, ставший вскоре великим русским писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведет большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из своих писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелет: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней… Знакомство с Виардо продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире...
(Уходит, музыка постепенно замолкает).
Ведущий: Тургенев однолюб. «Видно, два раза не полюбишь – думает один из его героев, – уже вошла в тебя другая жизнь, впустил ты ее – не отделаешься от этого яда до конца, не разорвешь этих нитей».
Ведущая: Замечательно, что более чем через 30 лет после первой встречи с Полиной Виардо Тургенев написал одно из своих самых чудесных стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы», в котором отразил свое первое впечатление от юной певицы.
(Чтец читает стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы»).
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит;
Как хороши, как свежи были розы... |
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома.
Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...
А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...
Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну… И все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...
Ведущий: Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне, но, подобно многим другим, могла бы погаснуть и забыться навсегда, если бы не Тургенев, четыре десятилетия жизни которого до последнего смертного часа были отданы Полине Виардо.
(Романс «Утро туманное» исполняет ученик, играющий Тургенева. После первого куплета ведущий приглашает ведущую, появляются дамы с кавалерами, кружатся по сцене. Появляется Полина, танцует с Тургеневым. По окончании вальса дамы исчезают, ведущие проходят к своему столику, Тургенев сажает Полину в гостиной).
Тургенев (стоит на сцене): С той минуты, как я увидел ее в первый раз я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной... (Склоняется над столиком, пишет)
Полина (перебирает письма): Эти письма... Сколько их было... «Всё моё существо устремлено к Вам как воронка. Помнится, я от Вас слышал это сравнение и не могу им не воспользоваться, оно слишком точно подходит ко мне...» (Берет у Тургенева следующее письмо) «О мой горячо любимый друг! Постоянно день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Не могу не сказать, как сильно стремлюсь я к Вам, и как всю ночь напролет вижу Вас во сне. И я теперь уже не могу больше работать, так как все мои помыслы постоянно вьются возле Вас и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег...»
(Раздается музыка известного русского романса, Полина поет. По окончании романса Тургенев целует певице руку и уводит ее за кулисы)
Ведущий: Долгие годы Тургенев проводит вдали от родины. «Что ни говори, на чужбине точно вывихнутый, – жалуется он в письмах. – Осужден на цыганскую жизнь и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!
(Чтец исполняет стихотворение «Воробей»)
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Ведущая: Знание русской жизни и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силой таланта и размышления сказывается во всех произведениях Тургенева.
Ведущий: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, известная писательница, очень не любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети».
Ведущая: Странные судьбы отцов и детей! Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, – это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, и это тоже ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов!

Сцена из романа «Отцы и дети»

В саду стоят Павел Петрович Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов и сын Николая Петровича – Аркадий. Идет неспешная беседа.
Павел (Аркадию): Где же твой новый приятель?
Аркадий: Его дома нет. Он обыкновенно рано встает. Не обращайте внимания, он церемоний не любит.
Павел: А долго он у нас погостит? И что же он вообще такое?
Аркадий (усмехаясь):Что такое Базаров? Нигилист!
Николай: Нигилист? Это те, что никаких авторитетов не признают?
Павел: Скорее, никого не уважают. Принципов не имеют.
Аркадий: Да просто нигилисты ко всему относятся с критической точки зрения.
Павел: Вот как. Ну, мы люди старого века, нам без принципов никуда. А вот, кстати, и гость наш жалует сюда.
(Подходит Базаров – молодой, скромно одетый человек. У него в руках мешок, в котором что-то шевелится)
Базаров (отрывисто): Здравствуйте, господа, извините, что опоздал к чаю. Сейчас вернусь, надо этих пленниц к месту пристроить.
Павел (иронично): Это у вас пиявки?
Базаров: Нет, лягушки.
Павел (иронично): Вы их едите или разводите?
Базаров (равнодушно): Для опытов ловлю. Разрежу да и погляжу, что там внутри.
(Уходит. Кирсановы проходят в «гостиную». Николай и Аркадий садятся, Павел Петрович прохаживается по комна...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2043

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340